sergej_manit (sergej_manit) wrote,
sergej_manit
sergej_manit

Categories:

Москва, которой не было... Архитектурная выставка.

Оригинал взят у galik_123 в Москва, которой не было...

17-1089.jpg




В лондонском Музее дизайна проходит выставка "Воображаемая Москва" (Imagine Moscow: Architecture, Propaganda, Revolution),
посвященная нереализованным архитектурным проектам общественных зданий в постреволюционной Москве.

Кинофантазия Александра Медведкина 1938 года показывает, какой должна была бы стать Москва по замыслу советских градостроителей.
Видео поражает масштабностью проектов преобразования Москвы, грандиозностью идей и поразительной для того времени кинематографической
работой.




В основу выставки "Воображаемая Москва" легли шесть неосуществленных архитектурных проектов: Дворец советов, который должен был стать самым высоким зданием в Европе; Железное облако - комплекс из небоскребов и транспортной инфраструктуры; Иститут Ленина с библиотекой и планетарием, предусматривающий авиасообщение между институтом и городом; спиралевидное общежитие; Народный комиссариат тяжелой промышленности; Фабрика здоровья.

17-1090.jpg


Полномасштабные чертежи, рисунки и проекты дополнены различными артефактами того времени: плакатами, текстильными изделиями, журналами и посудой. Экспозиция собрана из музеев разных стран мира, в том числе из московского Музея архитектуры имени А.В. Щусева.

17-1088.jpg


Каждый из проектов перекликается с темами, актуальными для СССР 1920-1930-х годов: коллективизацией, городским планированием, авиацией, коммуникацией, индустриализацией, отдыхом и коммунальным жильем.

17-1087.jpg
Яков Чернихов. Из коллекции "Коды геометрии"

По мнению кураторов выставки, Октябрьская революция и ее культурные последствия - важнейший момент в истории архитектуры и дизайна. Проекты того периода до сих пор вдохновляют архитекторов разных стран, а радикальные идеи, представленные на выставке, актуальны и для современных городов.


Иван Леонидов. Памятник первому искусственному спутнику Земли в Москве, 1958. Акварель


17-1085.jpg
Яков Чернихов. Сценография с вогнутыми поверхностями, конец 1920-х

Одним из главных проектов, представленных на выставке, стал Дворец Советов Бориса Иофана. Дворец задумывался как самое большое здание на земле. Его высота должна была достигать 415 метров - выше самых высоких сооружений своего времени: Эйфелевой башни и небоскреба Эмпайр стейт билдинг. Здание-постамент должна была увенчивать скульптура Ленина высотой 100 метров. Строительство начали в 1937 году - функционировали специальные лаборатории по оптике и акустике, действовали механический и керамзитобетонный заводы, к строительной площадке была подведена отдельная железнодорожная ветка. В 1941 году в связи с войной строительство было приостановлено и уже не возобновлялось.

17-1084.jpg
Борис Иофан. Дворец Советов


17-1083.jpg



17-1082.jpg
Борис Иофан, Владимир Щуко, Владимир Гельфрейх. Дворец советов, 1944

"Железное облако" Лисицкого - футуристичный проект комплекса из восьми горизонтальных небоскребов. Проект был направлен на решение самой актуальной проблемы послереволюционной столицы - перенаселение и неудобство транспортной системы. Восемь зданий должны были объединять в себе офисы и жилые помещения для сотрудников на верхних этажах и новые трамвайные линии и станции метро на нижнем уровне. Проект "Железного облака" был вдохновлен знаменитой концепцией проунов - переосмысление Лисицким геометрии супрематизма. Проект был представлен на конкурс в 1925 году.

17-1081.jpg


Эль Лисицкий проектировал водную станцию и стадион в Москве, жилые комплексы в Иваново-Вознесенске, столичный Дом правительства и комбинат Правды.

17-1080.jpg


Художнику было поручено оформление советского павильона на выставке декоративного искусства в Париже, советских павильонов на выставке прессы в Кёльне.

17-1079.jpg


Проект Института библиотековедения имени Ленина по праву считается манифестом советской архитектуры 1920-х годов. Иван Леонидов спроектировал шарообразный объем для аудитории на 4000 человек и соседствующую с ним башню, предназначенную для книгохранилища. Леонидов использовал в своем проекте самые инновационные для того времени технологии, которые могли бы позволить функционировать такой сложной геометрической конструкции. Шар и параллелепипед парят над фундаментом, будто обманывая силу гравитации. Проект был встречен с восхищением не только в СССР, но и за рубежом, и до сих пор является одной из икон архитектуры XX века.

17-1078.jpg


Николай Ладовский в 1920 году создал один из первых проектов дома-коммуны, и именно он стал отправной точкой в истории советского коммунального жилья, пропагандирующего новый образ советского уклада жизни. Архитектор использовал форму спирали, для того чтобы объединить индивидуальные «жилые ячейки» в единое пространство и таким образом подчеркнуть символизм всеобщего прогресса.

17-1077.jpg
Николай Ладовский. Экспериментальный проект коммунального дома

Логическим завершением экспозиции стали конкурсные проекты Наркомтяжпрома. Огромное здание одного из самых влиятельных комиссариатов того времени должно было занимать около 40 тыс. м² на Красной площади, прямо напротив мавзолея. В середине 1930-х годов было проведено два этапа конкурса на его проектирование, и в них принимали участие Константин Мельников, братья Веснины, Иван Леонидов, Алексей Щусев и другие известные архитекторы. Здание должно было размещаться прямо напротив Мавзолея Ленина, на месте нынешнего ГУМа. Однако проект так и не был осуществлен.

17-1076.jpg


Советские архитекторы 20-30-х годов ХХ века пытались переосмыслить архитектуру с учётом новых политических реалий. Общественная жизнь, в частности серьезная коллективизация общества, отражались в архитектуре (квартиры без кухонь, фабрики-кухни, красные уголки на производстве и в жилых зданиях). Таким образом и появлялись футуристические проекты, к которым предъявлялись уже требования в соответствие с советскими общественными стандартами. Архитекторы смотрели в будущее и представляли себе вершины технической революции в свободном перемещении по воздуху и покорение космоса.

17-1075.jpg
Эль Лисицкий

Отдельное пространство выставки посвящено конкурсным проектам Мавзолея Ленина: здесь представлены рисунки и чертежи автора окончательной версии здания Алексея Щусева, а также других профессиональных архитекторов и любителей.
Выставка проходит с 15 марта по 4 июня 2017 г. в Лондоне по адресу 224 - 238 Kensington High Street.

Tags: Англия, Москва, архитектура, высота, выставка
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Всё новое - есть забытое старое )

    - наши то ещё при Николае Палыче означили, а мурликанцы тока почти через 200 лет за тему взялися )) "весь покрытый зеленью абсолютно весь…

  • Жаспар Т. - художник детской книги.

    Работа над буквой Ж поведала о персонажах с судьбой любопытной... 18 октября 1912 года (5-го по ст. ст.) в Тобольске, ныне Тюменской…

  • а тем временем...

    Мы завершили первичную вёрстку буквы Д ... 4500 изображений было изначально. Что то и сократилось - часть вариантов и повторы. -- Приступили к букве…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments