Categories:

С. Петербург. Ресторан «Палкин»

Оригинал взят у aldusku в Ресторан «Палкин»: от Гоголя до Достоевского (ч. I)
1

— Айда к Палкину! — скомандовал Прокоп
извозчику, — я, брат, нынче все у Доминика да у
Палкина развлекаюсь...

М.Е. Салтыков-Щедрин.
Дневник провинциала в Петербурге

Где поужинать библиофилу в Санкт-Петербурге


Принимая во внимание мой интерес к антиквару Соловьеву Николаю Васильевичу и любовь к северной Пальмире, я был должен рано или поздно оказаться в старейшем ресторане Санкт-Петербурга — в «Палкине».

Напомню Вам, что взлетом успеха на рубеже XIX–XX столетий этот ресторан обязан отцу антиквара: Василию Ионовичу Соловьеву. О нем я давно обещал Вам рассказать, но не хватало материала для полноценной заметки. И о чудо… рождественский визит в ресторан принес не только гастрономическое удовольствие, но и достаточный материал для статьи. К моей радости историю ресторана и последнего дореволюционного владельца знают и чтут собственники заведения (и даже ребята официанты интересно и подробно рассказали её нам).

У Ресторана Палкин. Рисунок XIX век

У Ресторана Палкин. Рисунок сер. XIX века

История оказалась на удивление большая и никак не захотела помещаться в одну заметку. Так что придеться мне разбить её на 2 части: настоящую (1785–1890) и посвященную Соловьевскому периоду (1890–1917).

11

С учетом нехватки исторического иллюстрированного материала и учитывая огромное впечатление, произведенное на автора современным рестораном, заметку будут сопровождать его собственные фотографии с видами современного «Палкина» и его гастрономии (кстати, меню повторяет лучшее — из Соловьевского).

Надеюсь, этот рассказ, который лишь через желудки писателей и бумажники антикваров связан с литературой и старой книгой, будет интересен Вам.

Палкин: начало легенды

Как часто бывает, говоря о вековой истории заведения, мы подразумеваем бренд, а не нахождение ресторана по конкретному адресу.

9

До перехода кабака в собственность Соловьеву В. И. четыре поколения рода Палкиных держали трактиры и рестораны на Невском проспекте или близ него. Отобедать «у Палкина» считалось таким же долгом для приезжего, как и осмотр достопримечательностей Петербурга.

Начало делу положил выходец из Ярославля, купец 3-й гильдии Анисим Степанович Палкин, державший в Петербурге в 1785 году трактир, данные о местонахождение которого до нас не дошли.

3

Из окон открывается прекрасный вид на Невский

«Род Палкиных происходит из крестьян Ярославской губернии Любимского уезда, села Пречистое» (Сын Отечества. 1886. № 167, 31 июля). «Любимцы преимущественно занимают разные должности в трактирных заведениях» (Географический словарь Российской империи. СПб., 1867, Т. 3). Хотел отметить, что Ярославская губерния была стабильным поставщиком книготорговцев для северной столицы с середины XIX века. В дальнейшем, изучая историю этого ресторана, мы неоднократно столкнемся с литературно-книжными её частями.

Первого февраля 1808 года на углу Невского проспекта (на месте нынешнего дома 7) и Малой Морской улицы, Палкин открывает новый кабак. В «Санкт-Петербургских ведомостях» размещено объявление:

2

«Содержатель трактира Палкин честь имеет известить почтенную публику, что с 1 числа февраля открыт будет трактир, состоящий в 1-й Адмиралтейской части во 2 квартале под № 92, в доме г-на Берникова, на Невском проспекте близ Полицейского моста».

Первый успех бренду «Палкин» пришел, когда к 1830 году он перебрался на новое место и обосновался на углу Невского и Садовой, напротив Гостиного двора (дом Рихтера, затем Шредера — Невский пр., 52). Вывеска с фамилией Палкин увековечена на известной «Панораме Невского проспекта» В.С. Садовникова (1830). На тот момент заведение принадлежало почетному гражданину, действительному старейшине при Демидовском доме призрения трудящихся, петербургскому 2-й гильдии купцу Павлу Васильевичу Палкину (1792–1855). С 1846 года этот Палкин был гласным купеческого отделения Петербургской общей думы, а с 1847 по 1853 год — казначеем Распорядительной думы.

Кабак был увековечен не только в панораме В.С. Садовникова, но и в русской литературе. У Палкина по воле Гоголя бывал капитан Копейкин:

«В духе, можете вообразить, таком, подпрыгивает по тротуару зашел в Палкинский трактир выпить рюмку водки, пообедал...»

4

Чуть позже, когда заведение переехало в дом Алексеева (Невский проспект, 76; по Литейному проспекту он числится под №63), знаменитый юрист А.Ф. Кони вспоминал:

«На углу Невского и Литейной, в угловом доме, помещается известный и много посещаемый трактир-ресторан «Палкин», где в буфетной комнате, с нижним ярусом оконных стекол, в прозрачных красках изображающих сцены из «Собора Парижской богоматери» Гюго, любят собираться одинокие писатели, к беседе которых прислушиваются любознательные посетители «Палкина». Здесь бывали нередко поэт Мей (Мей Л.А. 1822–1862) и писатель Строев (Строев В.М. 1812–1862) и, с начала шестидесятых годов, заседает Н.Ф. Щербина (1821–1869), остроумная и подчас ядовитая беседа, которого составляет один из привлекательных соблазнов этого заведения».

5

Упомянутый Щербина увековечил Палкина в своем экспромте, сочиненном 28 октября 1867 года:

Ну что за гнусная скотина!
Им каждый гость всегда надут,
И все ругают Константина, —
А к Константину все идут.

У Палкина часто бывал M.Е. Салтыков-Щедрин, оставивший такие воспоминания:

«Я принимал все меры, чтобы избежать одиночества. С утра уходил к Палкину, слушал музыку, любовался на стерлядей, плавающих в бассейне, и расспрашивал: сколько вот та стоит и сколько вот эта».

Герой его рассказа «Вяленая вобла» говорит:

«Прежде у чиновника-то чугунная поясница была: как сел на место в десять часов утра, так и не встает до четырех — служит! А нынче придет он в час, уж позавтракавши; час папироску курит, час куплеты напевает, а остальное время — так около столов колобродит. И тайны канцелярской совсем не держит. Начнет одно дело перелистывать: «Посмотрите, какой курьез!» — за другое возьмется: «Глядите! ведь это — отдай все, да и мало!» Наберет курьезов с три короба да к Палкину обедать. А как ты удержишься, чтобы курьезом стен Палкина не огласить».

Ресторан Палкина, как одно из «питейных заведений» столицы, упоминает и В.В. Крестовский в своем романе «Петербургские трущобы».

На 1850-е годы в Питере было 2 заведения Палкиных. Вот как поэт Аполлон Григорьев рассказывает об этом:

«Новая пьеса и новая артистка... — эти две причины, вероятно, содействовали к особенному оживлению Александрийского сквера и к видимому благоденствию тощих ванек, впрочем... только потому, что извозчики-лихачи были большею частью нанимаемы только у Палкина, будь то на углу Невского и Екатерининскою канала или на углу Невского и Большой Садовой («Старопалкин» или «Палкин Старый») или Невского и Литейного («Новопалкин» или «Палкин Новый»)».

6

Палкин: на углу Владимирского и Невского проспектов

Палкин, который мы знаем и который дошел до нас, основан К.П. Палкиным.

Константин Павлович Палкин

Константин Павлович Палкин

Константин Павлович Палкин родился в 1820 году в деревне Юрино-Новосильцевской вотчины, Любимского уезда, в Ярославской губернии; в купечестве состоял с 1855 года. К этому времени держал гостиницу в Московской части Петербурга, на Николаевской (ныне Марата) улице, в собственном доме с необычным (для нас) номером 265/48.

(!!!) Необычный номер объяснялся следующим. В 1791 году в Петербурге осуществлена т.н. общая нумерация домов (с 1 по 4554), а в 1836 — поуличная. Таким образом, дом 48 числился по «новой» нумерации, а под № 265 — по «старой».

7

Был ли это рекламный трюк или была ли это правда, но коммерции советник Константин Павлович Палкин к моменту открытия своего Палкина, позиционировал себя как внук основателя фирмы.

К 1885 году К.П. Палкин был уже надворным советником, потомственным почетным гражданином, коммерции советником и кавалером, купцом I-й гильдии. Владел домами 42, 44, 46 по Разъезжей улице, 47 по Невскому проспекту, держал лавку № 9 в Мариинском рынке на переулке Чернышева.

Место, которое было выбрано для открытия ресторана — здание на углу Невского и Владимирского проспектов, было известно в Питере как «Вшивая биржа» (до 1830-х гг. там располагались цирюльни).

8

В антресольном этаже здания, со двора, с конца 1860-х годов помещалась типография саксонского подданного Генриха Траншеля (в России его звали Андреем Ивановичем), занимавшая 16 комнат; по тогдашней нумерации она (как и ресторан Палкина) числилась по адресу — Невский проспект, 45 (ныне — 47). Здесь печатался журнал «Гражданин», который в 1873–1874 годах редактировал Ф.М. Достоевский, а также по заказу книгопродавца П.Е. Кехрибарджи, — роман «Подросток». В течении года в этой типографии служила корректором будущая писательница Варвара Васильевна Тимофеева (О. Починковская 1850–1931).

Официальное открытие ресторана Палкина на углу Владимирского и Невского проспектов состоялось 8 сентября 1874 года. Ресторан расположился на двух этажах.

Ресторан стал и остался до своего закрытия (1917) — любимым местом встреч писателей.

18 ноября 1885 года в «Петербургской газете» был опубликован рассказ «Без места», подписанный псевдонимом А. Чехонте. «Вы где обедаете? — спрашивает, между прочим, герой рассказа у своего собеседника. — Ежели для вас безразлично, где ни обедать, так поедемте к Палкину». «Палкинский счет» составил 76 рублей, «которые... съел и выпил твой друг... оказавшийся большим гастрономом».

«...Засиживаюсь за поздним ужином у Палкина» — писал в воспоминаниях писатель И.Л. Леонтьев-Щеглов, имея в виду, что засиживался он вместе с Чеховым. Другой писатель, И.Н. Потаненко, вспоминал: «Накануне представления мы с Антоном Павловичем обедали у Палкина».

10

Об одном из собраний, состоявшемся 13 декабря 1877 года, писал в своих воспоминаниях историк и романист Д.Л. Мордовцев. В тот день на устроенном у Палкина литературном обеде присутствовали историк М.М. Стасюлевич, юрист И.Е. Андреевский, поэт и переводчик П.И. Вейнберг, химик А.М. Бутлеров. Был там и Ф.М. Достоевский, часто посещавший такие вечера.

В 1885 году сверхпопулярный на то время юморист Н.А. Лейкин выпустил сборник рассказов. Действие в одном из рассказов происходит у Палкина («В Палкинском трактире»).

Эпоха Палкиных во главе ресторана «Палкин» заканчивается торжественным столетним юбилеем.

27 декабря 1885 года в ресторане торжественно, с поистине купеческим размахом, отмечалось 100-летие фирмы «Палкин». За несколько дней до этого одна из крупнейших петербургских газет известила «почтенных посетителей», что ресторан будет закрыт 27 и 29 декабря «по случаю празднования столетнего юбилея» и «без билета вход не дозволяется».

На торжественном обеде присутствовали петербургский гражданский губернатор И.В. Лутковский, городской голова В.И. Лихачев, писатели H.С. Лесков и А.А. Потехин, «фруктовщик и виноторговец» действительный статский советник Г.П. Елисеев, братья Корниловы: Петр Савинович и Василий Савинович, — имевшие фарфоровый завод на Шлиссельбургском тракте (среди петербуржцев долгое время бытовало выражение «корниловские чашки»).

Корреспондент «Петербургской газеты» описывая праздник, не преминул заметить, что на меню были изображены младенцы, а «сие, очевидно, призвано было означать, что в наш века и младенцы познали уже сладость трактиров».

Меню к  100-ю ресторана «Палкин» 1885 г. (отмечался 27 и 29 декабря 1885 г., вход строго по билетам)

Меню к 100-ю ресторана «Палкин» 1885 г. Художник А. Шрейбер

Константин Павлович Палкин умер спустя полгода после шумных торжеств в свою честь — 29 июля 1886 года. Был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Ресторан и все недвижимое имущество покойного перешли по наследству к его сыну, выпускнику Коммерческого училища Павлу Константиновичу Палкину(1864–?), женатому на некоей Ольге Алексеевне.

П.К. Палкин в 1890 году продал отцовский ресторан Василию Ионовичу Соловьеву. О Соловьевском Палкине — моя следующая заметка.

Павел Константинович Палкин (предположительно). Фото 1908

Потом были проданы дома на Разъезжей улице и по Троицкому пер., 4 (в 1911 году). Оставив за собой дом в Царском Селе, с 1913 года Павел Константинович статский советник, занимался в основном благотворительностью. С 1890 до 1911 года он был сотрудником Комитета для разбора и призрения нищих, состоял в Обществе Попечения о бедных и больных детях (в 1897 году), был членом Наблюдательной комиссии Убежища при Комитете для разбора и призрения нищих в 1915–16 годах, был попечителем детских приютов при Главном Комитете для сбора пожертвований в пользу приютов Ведомства Императрицы Марии.

Под конец размещаю историю, без которой рассказ был бы неполным.

Миллион в кармане

В 1870-х годах петербургский градоначальник Трепов решил упорядочить внешний вид торговых вывесок на стенах зданий. Их пестрота не соответствовала строгому, классическому облику столицы. Генералом было издано обязательное постановление, чтобы рестораны, гостиницы и трактиры имели вывески на красном или синем поле. Все содержатели этих заведений подчинились распоряжению. Только над рестораном К.П. Палкина по-прежнему висела белая вывеска с именем его владельца.

Вход в ресторан Палкин

Участковый пристав неоднократно напоминал Константину Павловичу о распоряжении высокого начальства. Тот любезно говорил: «Хорошо, хорошо», — но вывески не снимал. Пришлось доложить градоначальнику. Генерал Трепов потребовал взять у «упрямого трактирщика» подписку о немедленном исполнении обязательного постановления. Но Палкин уперся: подписки не давал, а только в предписании расписался, что читал его. О чем и был составлен соответствующий протокол. Положения, на основании которого можно было бы штрафовать трактирщиков, тогда еще не было, и Константин Павлович не унывал.

В таком настроении он как-то шел утром по Невскому проспекту и вдруг встретился с грозным градоначальником, мчавшимся куда-то стремглав, чуть не стоя в экипаже. Заметив «упрямого трактирщика», генерал Трепов остановился, подозвал его к себе и стал усовещивать: «Прошу, иначе я должен буду закрыть ваш ресторан…»

«Эх, ваше превосходительство, — отвечал с низким поклоном купец, — бросьте вы это дело, не все ли вам равно, какая у меня висит дощечка… а, впрочем, как знаете… не забудьте только, что у меня вот здесь, — и трактирщик указал рукою на оттопыривавшийся на грудном кармане сюртука бумажник, — лежит ведь миллион».

12

А за дверью — новогодний Невский

Генерал Трепов расхохотался и поехал дальше. А белая дощечка с лаконичной надписью «К.П. Палкин» — еще долго висела над заведением.

Гастрономия

И хоть мой журнал носит характер библиофильского, и в нём неуместна ресторанная критика, но не могу удержаться и размещаю некоторые фотографии блюд. Было очень вкусно и обслуживание — выше всяких похвал.

Феудо Аранчо. Неро д'Авола. Sicilia DOC. Feudo Arancio. Nero d'Avola

В заведении обширная винная карта, толщиной не уступающая тому энциклопедии. Стоимость бутылки доходит до 1 200 тыс. руб. Подробно изучив объемный труд, сумел найти сицилийское Feudo Arancio. Nero d'Avola за скромные 3200 руб.

Фирменное масло от «Палкинъ» 3 видов.

Фирменное масло от «Палкинъ» 3 видов

Комплимент от шеф повара: мусс из картофеля с побегом горошка

Комплимент от шеф повара: мусс из картофеля с побегом горошка

Террин из томатов и печеных баклажан с листьями салатов, подается с эмульсией из выдержанного сыра

Террин из томатов и печеных баклажан с листьями салатов, подается с эмульсией из выдержанного сыра

Утиная ножка конфи в фисташковой коре, подается на суфле из картофеля с телячьей зобной железой

Утиная ножка конфи в фисташковой коре, подается на суфле из картофеля с телячьей зобной железой

Котлетки из зайчатины чиненные трюфелями и печенью кролика, подаются на грибном суфле и соусом из сотерна

Котлетки из зайчатины чиненные трюфелями и печенью кролика, подаются на грибном суфле и соусом из сотерна

Щербет, подали между блюдами для восстановления вкуса

Щербет, подали между блюдами для восстановления вкуса

Салат из телячьей вырезки с сезонными грибами и листьями салатов, заправляется пряным шафрановым дрессингом с петрушкой, усеивается усами гороха

Салат из телячьей вырезки с сезонными грибами и листьями салатов, заправляется пряным шафрановым дрессингом с петрушкой, усеивается усами гороха

Медальоны из оленины луковым с мармеладом и кедром, сопровождаются клюквенным кремом и соусом на основе рома и черники

Медальоны из оленины луковым с мармеладом и кедром, сопровождаются клюквенным кремом и соусом на основе рома и черники

Последний штрих. Шатобриан более поджаристым делают прямо при Вас. Шатобриан из говядины ангус под соусом «порто», сервируется жареным молодым картофелем с лесными грибами

Последний штрих. Шатобриан более поджаристым делают прямо при Вас. Шатобриан из говядины ангус под соусом «порто», сервируется жареным молодым картофелем с лесными грибами

Последний штрих. Шатобриан более поджаристым делают прямо при Вас. Шатобриан из говядины ангус под соусом «порто», сервируется жареным молодым картофелем с лесными грибами

Мороженое «De luxe Палкин» - делают прямо при тебе

Мороженое «De luxe Палкин» - делают прямо при тебе



Заснял процесс изготовления мороженного и интересную лекцию об истории мороженного в Санкт-Петербурге

Мороженое «De luxe Палкинъ»: домашнее мороженое обжаривается при температуре -195,8. Дополнено хересом NOE 30 y.o. и свежевыжатым клубничным соком.

Мороженое «De luxe Палкинъ»: домашнее мороженое обжаривается при температуре -195,8. Дополнено хересом NOE 30 y.o. и свежевыжатым клубничным соком.

Призент к чаю

Призент к чаю

Смотрите также:

Соловьевский бутерброд

Соловьев Николай Васильевич: Невыносимая легкость книжного бытия комиссионера святейшего Ватикана

Прощальное спасибо от заведения. Сладкая настойка

Прощальное спасибо от заведения. Сладкая настойка



СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА БИБЛИОФИЛА (ПОСТАТЕЙНОЕ)


Copyright © aldusku.livejournal.com Тираж 1 штука. Типография «Тарантас».