Цветная фотография 110 лет назад
Оригинал взят у
visualhistory в 1906 год в цвете. Цветная фотография 110 лет назад
До сих пор в нашем проекте 20 век в цвете самым ранним был 1909 год. Однако цветная фотография, как известно, возникла ещё в 19 веке
и ближе к его концу уже делались снимки неподвижных предметов современного цифрового качества — цветоделительный метод давал просто
поразительные результаты. В первые годы 20 века этот метод освоили несколько специалистов и их работ вполне хватило бы, чтобы представить
то время во всей яркости натуральных красок. Но, увы, из тех фотопластин, что сохранились лишь немногие пока оцифрованым и просочились
в Интернет, да и то в самые недавние годы. Так, по не понятным причинам немцы скрывают от человечества уникальную коллекцию цветных
фотографий Адольфа Мите, который запечатлел (в том же качестве, что и Прокудин-Горский) с 1902 по 1911 год множество городов и стран,
от заполярного Шпицбергена до пирамид Египта. Лишь немногие из его работ выложены в Сеть,
причём в виде каких-то превьюшек с низким разрешением.
В 1904 году братьями Люмьер был изобретён второй метод цветной фотографии — автохром, который давал гораздо более худшее качество
цветопередачи и зернистую картинку, но в коммерческую продажу эти пластинки поступили только в 1907 году.
Из-за этого оказалось достаточно сложно набрать материал для обзора 1906 года, который мы собираемся сегодня представить.
Дадим то, что пока есть.
Начнём с интереснейших снимков разрушенного Сан-Франциско, которые были обнаружены и опубликованы в США всего пять лет назад,
в 2011 году.
Их автором является американский изобретатель Фредерик Юджин Айвс, который на 18 лет раньше Прокудина-Горского начал применять для
цветной фотосъемки метод цветоделения, придуманный Джеймсом Клерком Максвеллом в 1861 году, т. е., снимать через три цветных фильтра.
К сожалению, творческое наследие этого человека остается до сих пор почти неизвестным, несмотря на то, что его слайды были пущены
в свободную продажу для домашнего просмотра ещё в конце 19 века, а в Москве они экспонировались с 1901 года!
Итак, на снимках Айвса оказались запечатлены руины города Сан-Франциско после землетрясения и пожара 18 апреля 1906 г.
Это была одна из самых страшных городских катастроф в истории Западного полушария. В результате землетрясения и последующих пожаров
погибло до 3000 человек, 225 000-300 000 осталось без крова, 80 % зданий в Сан-Франциско было разрушено.
По фотографиям видно, что к началу 20 века центр Сан-Франциско был застроен огромными зданиями до 15 этажей, не уступавшими масштабам
Нью-Йорка или Чикаго.
Конечно, размеры зданий можно оценить и по монохромным фотографиям, но только цветные снимки Айвса дают представление,
насколько яркими были уличные рекламные билборды в США 110 лет назад:

ДОСТУПНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ ПОЗВОЛЯЕТ ЧИТАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЯ!
Реставрацию этого и некоторых других снимков в данном посте сделал Oldcolor.
В оригинале каждый снимок это стереопара:

Это место хорошо знакомо любому жителю Сан-Франциско — 12-этажная высотка Flood Building на углу Powell и Market street:

КРУПНО
Ещё закончили постройкой в 1904 году.
Если бы не эффект "шевелёнки" из-за растянутой тройной экспозиции, мы бы увидели на этом фото трамвай:

То же самое место в 2016 году:

КРУПНО
Всё-такие Сан-Франциско необычный американский мегаполис: древний небоскрёб не снесли, трамвай с центральной улицы никогда не убирали, а теперь ещё и озеленение появилось, в лучших традициях социалистического благоустройства!
Уж не знаю, какими мерами они распугали там всех автомобилистов, но в центре города, где по 2-3 автомобиля на семью, не видно пробок!
Тот же вид в 2015 году для "чистоты эксперимента":

Вид с одного из городских холмов в октябре 1906 года:

КРУПНО
На четвертом снимке масштаб разрушений особенно впечатляющий:

К сожалению, за прошедшие 5 лет никто так и не взялся нормально свести каналы трёх частей кадра (у снимков коллекции Прокудина-Горского та же проблема).
В России единственным известным (но далеко не единственным!) представителем цветоделительного метода был С.М. Прокудин-Горский. К 1906 году он успел сделать уже около 500 цветных снимков, но, увы, как раз в 1906-м куда-то бесследно исчезло 80% отснятого им материала, включая 130 цветных фотографий Крыма и Севастополя, более 30 видов Киева, Петербург, Курск, Сочи, Новороссийск, Северный Кавказ. Лишь кое-что из пропавшего дошло до нас в виде открыточных репродукций, но эти работы относятся к периоду 1903-1905 гг.
А в 1906 году Прокудин-Горский предпочитал снимать этюды в Европе.
Сюжеты, к сожалению, не особенно интересные, но можно оценить качество 110-летней давности.
Курортный городок Марина-Гранде на итальянском острове Капри:

КРУПНО
Кстати, на самом верху у скал видна дачка великого пролетарского писателя Максима Горького.
Бернардинский монастырь во Фиезоле близ Флоренции:

КРУПНО
Вид с крыши собора в Милане:

КРУПНО
Прокудин-Горский и в Риме хотел поснимать, но ему не дала полиция: в то время в Италии действовала монополия на съёмку для местных фотографов, чтобы туристы покупали у них карточки с видами.
Собор Сан-Марко в Венеции:

КРУПНО
Венеция (этюд):

Это уже печатная репродукция из прокудинского журнала "Фотограф-любитель", опубликованная в декабре 1906 года.
Во Франции Прокудин-Горский почти не снимал, известно всего две работы, из которых лишь одна сохранилась в цвете.
Набережная в городке Вильфранш-сюр-Мер, ныне это окраина Ниццы:

КРУПНО
В 1906 году там вся набережная была покрыта рыбацкими сетями, спустя 100 лет — ресторанчиками и кафешками.
Фото 2007 года:

В последние дни 1906 года Прокудин-Горский отправился в горы Тянь-Шаня, снимать солнечное затмение, которое должно было наблюдаться 1 января.
Вот такое у него было там транспортное средство:

КРУПНО
Имущество экспедиции Русского географического общества в горы поднимали киргизы на своих верблюдах:

На вершине были сделаны очень интересные групповые портреты, на которых присутствует и сам Прокудин-Горский с телескопом, но об этом уже в серии про 1907 год.
При всей своей "элементарности" цветоделительный метод был в то время исключительно сложен: для получения правильной цветопередачи нужно было овладеть секретом особых растворов для сенсибилизации цветочувствительного эмульсионного слоя фотопластины. Для этого надо было быть таким гением как Айвс, Мите или наш Прокудин-Горский.
Успехи других экспериментаторов были не столь блестящи.
Например, у швейцарского фотографа Отто Пфенингера (1855-1929), который переселился в английский Брайтон и в 1906 году начал экспериментировать с камерой для трёхцветной съёмки.
Совсем недавно его работы были выложены в Сеть.
По ним можно примерно представить пляжную жизнь Брайтона 110 лет назад:

Море холодное, а народу как в Сочи:

КРУПНО
Чувствуется ветреная погода:

Скорее ножки мочат, чем купаются:

Мамаша у "викторианской" детской колясочки:

Эти английские дети успеют повзрослеть раньше, чем кончится Первая мировая (до которой оставалось ещё 8 лет):

КРУПНО
Одно слово – Belle Époque:

А что же автохром?
Самые ранние автохромные снимки были выполнены самими его изобретателями.
Вот Огюст и Луи Люмьеры шутливо позируют для цветной съёмки как раз около 1906 года:

На этом фото Луи Люмьера мы видим портрет Сюзанн Люмьер во время автогонок, 1906 год:

Кажется, мне не встречалось более раннее цветное фото автомобилей.
До поступления пластинок автохрома в открытую продажу в 1907 году очень немногие имели возможность с ними поэкспериментировать.
Англия. Леди Helen Vincent, снимок Лионеля Ротшильда, 1906 год:

Разумеется, новое изобретение сразу поспешили опробовать и весьма пикантном жанре.
Обнаженная с цветочной гирляндой, Arnold Genthe, 1906 год:

На этом пока всё.
Будем ждать новых открытий, которые позволят нам увидеть самое начало 21 века во всей яркости красок.
и ближе к его концу уже делались снимки неподвижных предметов современного цифрового качества — цветоделительный метод давал просто
поразительные результаты. В первые годы 20 века этот метод освоили несколько специалистов и их работ вполне хватило бы, чтобы представить
то время во всей яркости натуральных красок. Но, увы, из тех фотопластин, что сохранились лишь немногие пока оцифрованым и просочились
в Интернет, да и то в самые недавние годы. Так, по не понятным причинам немцы скрывают от человечества уникальную коллекцию цветных
фотографий Адольфа Мите, который запечатлел (в том же качестве, что и Прокудин-Горский) с 1902 по 1911 год множество городов и стран,
от заполярного Шпицбергена до пирамид Египта. Лишь немногие из его работ выложены в Сеть,
причём в виде каких-то превьюшек с низким разрешением.
В 1904 году братьями Люмьер был изобретён второй метод цветной фотографии — автохром, который давал гораздо более худшее качество
цветопередачи и зернистую картинку, но в коммерческую продажу эти пластинки поступили только в 1907 году.
Из-за этого оказалось достаточно сложно набрать материал для обзора 1906 года, который мы собираемся сегодня представить.
Дадим то, что пока есть.
Начнём с интереснейших снимков разрушенного Сан-Франциско, которые были обнаружены и опубликованы в США всего пять лет назад,
в 2011 году.
Их автором является американский изобретатель Фредерик Юджин Айвс, который на 18 лет раньше Прокудина-Горского начал применять для
цветной фотосъемки метод цветоделения, придуманный Джеймсом Клерком Максвеллом в 1861 году, т. е., снимать через три цветных фильтра.
К сожалению, творческое наследие этого человека остается до сих пор почти неизвестным, несмотря на то, что его слайды были пущены
в свободную продажу для домашнего просмотра ещё в конце 19 века, а в Москве они экспонировались с 1901 года!
Итак, на снимках Айвса оказались запечатлены руины города Сан-Франциско после землетрясения и пожара 18 апреля 1906 г.
Это была одна из самых страшных городских катастроф в истории Западного полушария. В результате землетрясения и последующих пожаров
погибло до 3000 человек, 225 000-300 000 осталось без крова, 80 % зданий в Сан-Франциско было разрушено.
По фотографиям видно, что к началу 20 века центр Сан-Франциско был застроен огромными зданиями до 15 этажей, не уступавшими масштабам
Нью-Йорка или Чикаго.
Конечно, размеры зданий можно оценить и по монохромным фотографиям, но только цветные снимки Айвса дают представление,
насколько яркими были уличные рекламные билборды в США 110 лет назад:

ДОСТУПНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ ПОЗВОЛЯЕТ ЧИТАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЯ!
Реставрацию этого и некоторых других снимков в данном посте сделал Oldcolor.
В оригинале каждый снимок это стереопара:

Это место хорошо знакомо любому жителю Сан-Франциско — 12-этажная высотка Flood Building на углу Powell и Market street:

КРУПНО
Ещё закончили постройкой в 1904 году.
Если бы не эффект "шевелёнки" из-за растянутой тройной экспозиции, мы бы увидели на этом фото трамвай:

То же самое место в 2016 году:

КРУПНО
Всё-такие Сан-Франциско необычный американский мегаполис: древний небоскрёб не снесли, трамвай с центральной улицы никогда не убирали, а теперь ещё и озеленение появилось, в лучших традициях социалистического благоустройства!
Уж не знаю, какими мерами они распугали там всех автомобилистов, но в центре города, где по 2-3 автомобиля на семью, не видно пробок!
Тот же вид в 2015 году для "чистоты эксперимента":

Вид с одного из городских холмов в октябре 1906 года:

КРУПНО
На четвертом снимке масштаб разрушений особенно впечатляющий:

К сожалению, за прошедшие 5 лет никто так и не взялся нормально свести каналы трёх частей кадра (у снимков коллекции Прокудина-Горского та же проблема).
В России единственным известным (но далеко не единственным!) представителем цветоделительного метода был С.М. Прокудин-Горский. К 1906 году он успел сделать уже около 500 цветных снимков, но, увы, как раз в 1906-м куда-то бесследно исчезло 80% отснятого им материала, включая 130 цветных фотографий Крыма и Севастополя, более 30 видов Киева, Петербург, Курск, Сочи, Новороссийск, Северный Кавказ. Лишь кое-что из пропавшего дошло до нас в виде открыточных репродукций, но эти работы относятся к периоду 1903-1905 гг.
А в 1906 году Прокудин-Горский предпочитал снимать этюды в Европе.
Сюжеты, к сожалению, не особенно интересные, но можно оценить качество 110-летней давности.
Курортный городок Марина-Гранде на итальянском острове Капри:

КРУПНО
Кстати, на самом верху у скал видна дачка великого пролетарского писателя Максима Горького.
Бернардинский монастырь во Фиезоле близ Флоренции:

КРУПНО
Вид с крыши собора в Милане:

КРУПНО
Прокудин-Горский и в Риме хотел поснимать, но ему не дала полиция: в то время в Италии действовала монополия на съёмку для местных фотографов, чтобы туристы покупали у них карточки с видами.
Собор Сан-Марко в Венеции:

КРУПНО
Венеция (этюд):
Это уже печатная репродукция из прокудинского журнала "Фотограф-любитель", опубликованная в декабре 1906 года.
Во Франции Прокудин-Горский почти не снимал, известно всего две работы, из которых лишь одна сохранилась в цвете.
Набережная в городке Вильфранш-сюр-Мер, ныне это окраина Ниццы:

КРУПНО
В 1906 году там вся набережная была покрыта рыбацкими сетями, спустя 100 лет — ресторанчиками и кафешками.
Фото 2007 года:

В последние дни 1906 года Прокудин-Горский отправился в горы Тянь-Шаня, снимать солнечное затмение, которое должно было наблюдаться 1 января.
Вот такое у него было там транспортное средство:

КРУПНО
Имущество экспедиции Русского географического общества в горы поднимали киргизы на своих верблюдах:

На вершине были сделаны очень интересные групповые портреты, на которых присутствует и сам Прокудин-Горский с телескопом, но об этом уже в серии про 1907 год.
При всей своей "элементарности" цветоделительный метод был в то время исключительно сложен: для получения правильной цветопередачи нужно было овладеть секретом особых растворов для сенсибилизации цветочувствительного эмульсионного слоя фотопластины. Для этого надо было быть таким гением как Айвс, Мите или наш Прокудин-Горский.
Успехи других экспериментаторов были не столь блестящи.
Например, у швейцарского фотографа Отто Пфенингера (1855-1929), который переселился в английский Брайтон и в 1906 году начал экспериментировать с камерой для трёхцветной съёмки.
Совсем недавно его работы были выложены в Сеть.
По ним можно примерно представить пляжную жизнь Брайтона 110 лет назад:

Море холодное, а народу как в Сочи:

КРУПНО
Чувствуется ветреная погода:

Скорее ножки мочат, чем купаются:

Мамаша у "викторианской" детской колясочки:

Эти английские дети успеют повзрослеть раньше, чем кончится Первая мировая (до которой оставалось ещё 8 лет):

КРУПНО
Одно слово – Belle Époque:

А что же автохром?
Самые ранние автохромные снимки были выполнены самими его изобретателями.
Вот Огюст и Луи Люмьеры шутливо позируют для цветной съёмки как раз около 1906 года:

На этом фото Луи Люмьера мы видим портрет Сюзанн Люмьер во время автогонок, 1906 год:

Кажется, мне не встречалось более раннее цветное фото автомобилей.
До поступления пластинок автохрома в открытую продажу в 1907 году очень немногие имели возможность с ними поэкспериментировать.
Англия. Леди Helen Vincent, снимок Лионеля Ротшильда, 1906 год:

Разумеется, новое изобретение сразу поспешили опробовать и весьма пикантном жанре.
Обнаженная с цветочной гирляндой, Arnold Genthe, 1906 год:

На этом пока всё.
Будем ждать новых открытий, которые позволят нам увидеть самое начало 21 века во всей яркости красок.