sergej_manit (sergej_manit) wrote,
sergej_manit
sergej_manit

Как люди жили...

Сцены частной жизни. Интерьер в графике XX века. В рамках проекта "Третьяковская галерея открывает свои запасники"

16 сентября29 января 2017

Крымский Вал, 10, залы 21–22
СХЕМА ПРОЕЗДА

Цены на билеты

Третьяковская галерея предлагает взглянуть на период отечественной истории от революции 1917 года до 1980-х годов глазами мастеров графики XX века. Представленные на выставке работы объединены темой интерьера.

Проблема "квартирного вопроса" была описана Булгаковым еще в первой половине XX века, но со временем не потеряла своей остроты. Конфискации и уплотнение квартир, идеи "нового быта", создание общежитий и раздача государственных квартир за заслуги, программа решения жилищного вопроса во время оттепели приводили к серьезному переосмыслению понятий "домашний уют", "быт", "личное пространство".


В экспозицию включены 73 произведения. Некоторые работы прошли реставрацию, другие никогда до этого не входили в состав сменных экспозиций. Выставочное пространство разделено на два зала. В первом посетители увидят среду, в которой протекала жизнь людей довоенной России, во втором они перенесутся в послевоенную эпоху. Интерьерные изображения позволят зрителю почувствовать те изменения, которые на протяжении ХХ века претерпело общественное сознание как в его восприятии быта в целом, так и в отношении к личному пространству человека в частности.

В экспозиции выделены тематические блоки, охватывающие определенные временные отрезки. Так, период с 1917-го по 1920-е годы — наиболее тревожный период разрушения старых идей — представлен затемненными пространствами Г.С.Верейского, окутанными сумеречной дымкой интерьерами Н.Н.Купреянова. В эпоху 1920–1930-х им на смену приходят образы "нового быта".

А.А.Дейнека и В.И.Люшин изображали "стерильные" интерьеры, в которые помещали как положительных, так и отрицательных персонажей. В годы Великой Отечественной войны главными героями стали самые обычные предметы — символы мирной жизни, с помощью которых художники смогли выразить надежду на окончание войны и на возвращение к стабильной жизни.

В более поздних произведениях ощущаются тепло и уют первых собственных квартир. Начиная с эпохи оттепели в работах появляется гораздо больше свободы и ярких красок. Десятилетием позже станет слышен и голос "маленького человека" с его личными переживаниями. Так, в работах В.Е.Попкова звучит грусть по уходящим деревням: много путешествовавший художник не мог не видеть, как вместе с молодыми людьми из деревни уезжает и ее будущее. Спокойные интерьеры Т.В.Шишмарёвой залиты светом. Резким контрастом к ним смотрятся работы К.С.Мамонова. Кажется, что художник выплескивал всю накопившуюся за долгие годы боль в будто "взбесившееся" пространство своих интерьеров.

Выставка адресована внимательному, вдумчивому зрителю: графика всегда очень камерна, даже интимна. Вместе с личной проблематикой сюжета, она обеспечивает максимальное погружение в чувства художников, заставляя сопереживать им.


http://www.tretyakovgallery.ru/ru/calendar/exhibitions/exhibitions6154/


Оригинал взят у gdmitry в Владимир Васильевич Лебедев (1891-1967гг).







Эти работы можно увидеть вживую на выставке «Сцены частной жизни. Интерьер в графике XX века» в ГТГ на Крымском валу.
Tags: Лебедев, выставка, графика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments