sergej_manit (sergej_manit) wrote,
sergej_manit
sergej_manit

Categories:

Николай Рябушинский

Оригинал взят у galik_123 в Николай Рябушинский

Николай Рябушинский. Автопортрет. Холст, масло

Давно хотелось посмотреть, как выглядит сейчас вилла "Чёрный лебедь" Николая Рябушинского в Петровском парке. Читая различные публикации о владельце виллы, столкнулась с тем, что основное внимание в них уделяется его сумбурной жизни и скандалам, связанным с его именем. Значительно меньше говорится о вкладе Николая Рябушинского в отечественную культуру ХХ века. Мне же хочется рассказать именно о его жизни в искусстве. Его не поняли и не приняли современники и пока еще не в должной мере оценили потомки. Судя по всему, Николай действительно был не лишен присущих русскому купечеству замашек. Однако к счастью для русской культуры, энергия Рябушинского была вовремя направлена в нужное русло. Да, Николай Рябушинский был любителем прекрасного, но в то же время он спонсировал приюты, больницы, помогал художникам и композиторам. Именно ему принадлежат слова: "Богатство обязывает!"

Николай Павлович Рябушинский - редактор-издатель журнала "Золотое Руно", меценат, художник, литератор, коллекционер (1876-1951), был пятым сыном в семье крупнейшего русского промышленника Павла Михайловича Рябушинского. Обучался в Московской практической академии коммерческих наук и приобщался к изучению фабричного дела на ткацких фабриках отца. Однако, не имея склонности к торгово-промышленному делу, вышел из состава "Товарищества мануфактур П.М.Рябушинского с сыновьями".
Он был увлечен искусством, но никакого специального образования официально не получил. Пользовался профессиональными советами своего друга, художника С.А.Виноградова, и часто совместно с ним занимался живописью; много работал в области оформительской журнальной графики; писал стихи и прозу, критические статьи по искусству; любил музыку; уделял серьезное внимание коллекционированию произведений искусства.


Панно "Дерево на фоне неба", 1900-е. Картон, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург



Панно "Птицы", 1908



Женский портрет. Картон, гуашь



Натюрморт с цветами, грушами и персиками. Дерево, масло

В конце 1890-х годов совершил путешествие по миру. В 1906 году вошел в состав группы молодых московских художников-символистов под руководством П.Кузнецова, был редактором-издателем журнала "Золотое Руно". В январе 1906 года вышел первый номер "Золотого Руна". Это был самый дорогой и роскошный русский журнал. Рябушинский тратил на "Золотое руно" около 100 тысяч в год, это позволяло не считаться с расходами при оформлении журнальных книжек. Великолепно иллюстрированные, отпечатанные на прекрасной бумаге, они приходили к подписчикам в изящных футлярах, перевязанных золоченым шнуром. По отчету за 1906 приход журнала составил 12 000 руб, расход - 84 000 руб.


Обложка журнала "Золотое Руно", 1906, №1

Золотое руно - один из тех художественных журналов, который по своему значению и роли стал больше, чем просто печатные издания, и превратился в яркое культурное явление. Этот журнал определял эпоху и формировал ее эстетический идеал. Посвящено "Золотое руно" было в основном живописи и литературе, но также и театру, музыке, художественной индустрии и декоративному искусству.
В 1907 году Николай Рябушинский стал устроителем выставки "Голубая Роза", давшей имя символистскому движению в русском искусстве 1900-х годов.


Заглавный лист публикации выставки "Голубая роза" в журнале "Золотое Руно" по эскизу П.С.Уткина. 1907



Интерьер выставки "Голубая Роза". Москва, дом М.С.Кузнецова. 1907

В 1908-1909 годах Рябушинский организовал выставки русских художников совместно с современными французскими мастерами: "Салон Золотого Руна", "Золотое Руно" . Затем устроил еще одну выставку русских художников в Москве под названием "Золотое Руно", на которой впервые выступили группой будущие русские авангардисты. По инициативе Н. Рябушинского начал разрабатываться проект устава акционерного общества с целью устройства в Москве "Дворца искусств", где предполагалась демонстрация выставок, отражающих современное художество, а также создание публичного музея, в котором были бы представлены "все области чистого искусства". При этом сам инициатор проекта приобретал большую часть акций. К сожалению, проект не был осуществлен.


Интерьер выставки "Салон Золотого Руна". Москва, дом Хлудовых. 1908

Известен Николай Рябушинский и тем, что построил в Москве в Петровском парке виллу "Черный лебедь", поражавшую современников своей роскошью. Она была декорирована художником П. Кузнецовым.
На вилле, кроме издательства журнала "Золотое руно", размещалась художественная коллекция Николая Рябушинского, в которой имелись полотна Л. Кранаха, П. Брейгеля, Н. Пуссена. Но основную часть его коллекции составляли произведения художников "Голубой Розы". В случившемся вскоре на вилле пожаре многие работы погибли.


Главный фасад виллы "Чёрный лебедь"



Рябушинский уехал в Париж в 1914 году, где открыл антикварный магазин. В 1917-1922 снова жил в России, в Петербурге, и работал в качестве консультанта и оценщика произведений изобразительного искусства. Продолжал занятия живописью и выставлялся на первых советских выставках. В 1922 году эмигрировал во Францию, а в 1924 году вновь организовал в Париже антикварный салон. В 1926 году устроил в парижской галерее "Бальзак" свою персональную художественную выставку, имевшую каталог со вступительной статьей известного французского художника К. Ван Донгена; владел антикварным магазином в Монте-Карло. В 1930-е организовал в Болье-сюр-Мер близ Ниццы художественную галерею, назвав ее "Голубая Роза" в память о самом важном в его жизни свершении. В 1933 году устроил еще две свои персональные выставки в Париже.
Николай Рябушинский прожил в эмиграции яркую бурную жизнь, в которой было немало взлетов и падений, переходов от блестящего положения в обществе и широкого признания к полной нищете и забвению. 18 апреля 1951 года он умер во Франции, похоронен в Ницце.

В письме, оставленном другу накануне операции, после которой он скончался, Рябушинский "просил передать свой последний привет сестрам и братьям, рассеянным по миру, всем женщинам, которых он любил, и всем своим друзьям".


Н.П. Рябушинский. Фото 1900-х и 1940-х

В прошлое воскресенье мы всё же побывали на вилле "Чёрный лебедь", но об этом в следующем репортаже.



Tags: биографии, грустное, журнал, история искусства
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments