sergej_manit (sergej_manit) wrote,
sergej_manit
sergej_manit

Categories:

Мурано. Стекло.

- Бывал там но давненько... Сохранилось у меня с тех времён и несколько стеклянных изделий даже :)

Оригинал взят у fleur_marie в post

Ремесло: стеклодувная фабрика
Barovier & Toso

У раскаленных печей в цехах Barovier & Toso воздух плавится так, что даже венецианское сорокаградусное солнце
кажется прохладным. В летние месяцы работа муранских стеклодувов начинается в семь утра и заканчивается
к полудню – больше просто не выдержать. В таком ритме компания работает уже несколько веков.
Точнее – с 1295 года.



610x406_Quality97_650x433_Quality97_IMG_7578.jpg

На первом этаже этого здания работает частный музей стекла, принадлежащий семейству Баровьер.

Сегодня эта фабрика не только одна из самых ­известных, но и старейшая среди стекольных мануфактур.
Само имя Баровьер успело стать в Венеции нарицательным, ведь именно мастер Анджело Баровьер в середине
XV века первым добился кристальной чистоты стекла при выдувке. Об этом сообщает средневековый зодчий
и историк Филарете в “Трактате об архитектуре” 1461 года.


610x742_Quality97_650x791_Quality97_IMG_7549.jpg

Якопо Баровьер, ­генеральный директор Barovier & Toso.

Многие представители семьи Баровьер сами были маэстро. Они, выражаясь современным языком, осуществляли творческое руководство мастерской, стояли у печи и оставили после себя не только фантазийные наброски на пергаментной бумаге, но и многочисленные изобретения, которыми на Мурано пользуются до сих пор. “Сейчас времена изменились, каждый должен заниматься своим делом, – говорит мне нынешний генеральный директор фабрики Якопо Баровьер. – Я ­руковожу бизнесом, а мастера колдуют со стеклом. В технологическом отношении мы остаемся ремесленным производством, но с точки зрения организации дела Barovier & Toso – современная компания, работающая для клиентов из разных стран”.



610x494_Quality97_650x527_Quality97_Barovier&Toso_BLU_PaolaNavone_2010_063.jpg

Настольные лампы Marinaretti из ограниченной серии 10 штук по дизайну Паолы Навоне на тему светильника, который в 1927 году Эрколе Баровьер придумал для своего сына.

Парадокс, но в Венеции, за исклю­чением невнятной муниципальной коллекции, музея стекла как такового нет. “Поэтому частная коллекция нашей семьи открыта для посещений, – рассказывает синьор Баровьер. – Мансардный этаж палаццо Контарини полностью отдан под выставку, где можно проследить всю историю муранского стекла от Возрождения до наших дней”.



610x406_Quality97_650x433_Quality97_IMG_7507.jpg

Мраморная плита  с гравировками различных “плечиков” люстр.

В этом музее хранятся работы и Эрколе Баровьера. В начале ХХ века он дал новый толчок стеклодувному производству: ему принадлежат многочисленные изобретения, в том числе запатентованные, а его художественные эксперименты были отмечены Гран-при на легендарной Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Он, например, первым научился получать красный оттенок “корниоло” без использования золота и придумал технику окраски горячим методом без плавки, когда толстое стекло декорируют аппликациями, золотыми вкраплениями и пузырьками воздуха, ­добиваясь самых неожиданных декоративных эффектов.



610x901_Quality97_650x961_Quality97_IMG_7539.jpg

Так выглядит склад пигментов, которые ­используются для окрашивания стекла.

Техника “руджада” – еще одно изобретение ­Эрколе Баровьера; для получения эффекта росы он покрывал еще горячее стекло сотнями слегка приплавленных осколков. Сегодня этот декор – одна из визитных карточек Barovier & Toso, наравне с люстрами из цветного стекла, тонкого, словно мыльные пузыри.



610x493_Quality97_650x526_Quality97_alexandria_5597_30_lq_bb_01.jpg

Люстра Alexandria

Особенно славятся громадные многоярусные светильники со множеством лапок и подвесок. Причем помимо традиционных венецианских на фабрике делают еще и дизайнерские люстры, привлекая к сотрудничеству Паолу Навоне, Умберто Риву, Маттео Туна, Даниэлу Пуппу, Франко Раджи.



610x508_Quality97_650x542_Quality97_hi_manhattan_7108_uv.jpg

Светильник Manhattan по дизайну Алессандро Пивы

Якопо Баровьер проводит меня через склад пигментов. Как и столетия назад, красители хранятся в деревянных ящичках с нашкрябанными на торце названиями. Кстати, сами названия за прошедшие века тоже не ­изменились. Отсюда мы попадаем в мастерские, где при температуре 1700 ºС из белого песка рождаются на свет самые удивительные формы.



610x771_Quality97_650x822_Quality97_IMG_7495.jpg

Ассистент осво­бождает тигель от расплавленного стекла по окончании рабочего дня.

В цеху царит строгая иерархия. Только маэстро имеет право сидеть во время работы. Ему ассистируют четверо помощников: serviente, serventin, garzone и garzonetto – то есть “служивый”, “служка”, “подавальщик” и “мальчик”. Прозвища зависят не от возраста, а от разряда. И совсем не обязательно, что мальчик когда-нибудь станет маэстро. Чтобы продвигаться вверх, нужен не только опыт, но и талант.



610x763_Quality97_650x814_Quality97_IMG_7191.jpg

Помощник-служивый готовит стекло к формовке.

У каждого помощника свои обязанности, а каждое движение рассчитано с точностью до миллиметра. Например, расстояние от печи до скамьи маэстро выверено веками – чтобы стекло при подаче не успело остыть, а сам мастер выжил в этом адском пекле. Деревянные инструменты приходится постоянно обмакивать в воду – при формовке стеклянная масса прожигает насквозь толстую дубовую лопатку служки, пока служивый поддувает следующую форму для мастера. Еще мгновение, и помощники меняются местами, а у маэстро в щипцах уже другой фрагмент будущего светильника.



610x856_Quality97_650x913_Quality97_IMG_7428.jpg

Маэстро придает форму детали будущего светильника.

Эта молниеносная и молчаливая – никто не роняет ни слова – хореография напоминает по своей невообразимой слаженности смену колес болидов на пит-стопе “Формулы‑1”. Видимо, не зря на Мурано самым популярным туристским аттракционом служит виртуозное, буквально за минуту, изготовление красных лошадок, символов Ferrari.

Маэстро – царь и бог у своей печи и на своей piazza, площадке, на которую никто посторонний (и тем более из коллег) без особого разрешения ступить не может, и это правило неукоснительно соблюдается. На каждой пьяцце есть и свои талисманы, так называемые goti de fornasa, – причудливо декорированные разно­цветные бокалы для утоления жажды во время работы.



610x289_Quality97_650x309_Quality97_IMG_7211.jpg

Маэстро и его помощники — служка и подавальщик — заняты изготовлением плафона.

Любой маэстро ревностно следит за тем, чтобы у его команды они были самые красивые. Уже по одним этим бокалам видно, что у каждого стеклодува свой почерк и свой неповторимый стиль. Поэтому и люстры, которые выходят из мастерских Barovier & Toso, уникальны.



610x468_Quality97_650x499_Quality97_moodtaymyr_7029_vi.jpg

Люстра Mood Taymyr, дизайн Франко Раджи




Текст: Елена Ильина
Журнал Архитектура и Дизайн

Опубликовано в журнале №10 (89) ОКТЯБРЬ 2010

А вот и  goti de fornasa,  уникальные и неповторимые «стаканы из муранского стекла для утоления жажды во время работы. На продажу обычно не поступают. Каждая бригада острова Мурано обычно имеет свой стиль исполнения и стаканы, хоть и отличаются простотой, всегда выходят маленькими неподражаемыми произведениями искусства.



DSCN46161.jpg


Tags: Италия, прикладное, стекло
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments