sergej_manit (sergej_manit) wrote,
sergej_manit
sergej_manit

Category:

Художник Богданов-Бельский.

Разговор в Риге о Богданове-Бельском

Оригинал взят у arterritory в Разговор в Риге о Богданове-Бельском

Николай Богданов-Бельский – художник, чья судьба сложилась успешно вопреки всем жизненным обстоятельствам.
     Незаконнорожденному сыну бедной крестьянки довелось уже при жизни стать одним из самых популярных и продаваемых художников России.

И ведь интерес к его произведениям высок и теперь – его работы востребованы у коллекционеров, на крупнейших аукционах держатся
на них высокие цены. В чём же секрет такой удачливой судьбы?

Devuska_s _Shalju-jpg
Девушка с шалью. 1933. Коллекция семьи художника. Фото: Геральд Рааб


10/06/2016

Беседа коллекционера, галериста и издателя Анатолия Педана и куратора выставки «Николай Богданов-Бельский. 1868–1945»
(ещё до 19 июня открытой в художественном музее «Рижская биржа»), хранителя коллекции зарубежной живописи Латвийского
Национального художественного музея, искусствоведа Ксении Рудзите

А.П.: Николай Богданов-Бельский – художник, чья судьба сложилась успешно вопреки всем жизненным обстоятельствам. Незаконнорожденному сыну бедной крестьянки довелось уже при жизни стать одним из самых популярных и продаваемых художников России. И ведь интерес к его произведениям высок и теперь – его работы востребованы у коллекционеров, на крупнейших аукционах держатся на них высокие цены. В чём же секрет такой удачливой судьбы?

К.Р.: Выставка в художественном музее «Рижская биржа», возможно, частично отвечает на этот вопрос. Надо отметить, со времени последней персональной выставки художника, состоявшейся в Риге в 1940 году, творчество художника ещё не было показано в таком объёме. Уникальность этой экспозиции в том, что наряду с произведениями из коллекции Латвийского Национального художественного музея здесь впервые экспонируются 22 картины из коллекции семьи художника, которые с 1944 года находятся в Германии. Кроме этого, представленные на выставке картины и фотографии из трёх частных рижских коллекций, а также архивные материалы существенно дополняют представление о личности и творчестве этого живописца. Ведь в Латвии больше знают о его латвийском периоде, и в частных и музейных коллекциях чаще встречаются композиции с латгальскими детьми 1930-х годов. Благодаря успешному сотрудничеству музея с наследниками Богданова-Бельского в Ригу удалось привезти большую часть коллекции и показать на выставке ретроспективу творчества художника.


Весна (Переправа). До 1921. Латвийский Национальный художественный музей. Фото: Нормундс Браслиньш

А.П.: Как возникла идея организовать выставку?

К.Р.: Идея зрела несколько лет. Ведь в музее находится довольно значимая коллекция – 42 произведения. Стимулом для целенаправленной работы над выставкой послужила неожиданная встреча в 2008 с госпожой Дагмар Рааб, внучкой жены Богданова-Бельского, дочерью её старшего сына от первого брака. Она обратилась ко мне с просьбой показать коллекцию работ Богданова-Бельского из нашего музея. В разговоре выяснилось, что в их семье с 1944 года хранится живописная коллекция художника, привезённая им в Германию из Латвии. Такая удивительная новость стала своего рода открытием. Ведь исследователи в Латвии и России, пишущие о творчестве Богданова-Бельского, долгие годы считали, что эти работы погибли во время войны! Дагмар рассказала, что после смерти художника его вдова переехала в Баварию, в Байройт. И всё время рядом с ней в небольшой квартире находились любимые картины – было продано всего несколько работ, когда условия жизни были особенно тяжёлыми. В семье имя художника и его творчество всегда были окружены любовью, которую Антонина Максимилиановна смогла передать своим детям и внукам. После её смерти коллекцию унаследовал старший сын Герт Эрхардт и его дети Дагмар и Свен. Увидев впервые в доме Дагмар яркие полотна художника, покрывающие всё свободное пространство стен, я поняла, с какой заботой и вниманием относятся здесь к личности художника. Один факт того, что Дагмар Рааб написала две книги о художнике и о коллекции, заслуживает восхищения. Стало ясно, что эти работы нужно показать в Латвии.

А.П.: Что представлено в коллекции, которая хранится в семье художника?

К.Р.: В коллекции представлены картины разных лет – пейзажи, натюрморты, композиции с детьми и портреты. Особенно интересно для нас увидеть работы российского периода. Надо иметь в виду, что, покидая Ригу, художник увёз особенно дорогие ему работы. Среди них есть уникальные произведения, важные не только для творчества самого художника, но и для русской культуры и истории.


Портрет Великого князя Дмитрия Павловича Романова. 1902. Коллекция семьи художника. Фото: Геральд Рааб

А.П.: Абсолютной сенсацией и большим открытием в художественном мире является, на мой взгляд, экспонирующийся сейчас на выставке портрет Великого князя Дмитрия Павловича (1891–1942). Известно, что Богданов-Бельский был близок к императорскому двору и исполнил ряд портретов членов императорской семьи и самого императора Николая II. Однако большинство этих работ находится либо в музеях, либо у потомков дома Романовых, либо утрачено навсегда во время революции. Тем интереснее сохранившийся у наследников Богданова-Бельского портрет Великого князя Дмитрия Павловича, двоюродного брата Николая II, которому суждено было не только сыграть значительную роль в истории России, но и оставить заметный след в истории светской Европы, а возможно, и всего мира.

Итак, что мы знаем о Великом князе Дмитрии Павловиче? Прежде всего то, что он был одним из участников убийства Распутина. Но мало кто знает, что Великой князь Дмитрий Павлович был одним из первых русских автомобилистов и автогонщиков. 16 июля 1910 года в Царском селе он в числе прочих почётных гостей дал старт первому Императорскому автомобильному пробегу. Спортсмен, которого природа наградила высоким ростом и стройной фигурой, в составе русской сборной представлял Россию в конных видах спорта на Олимпийских играх в Стокгольме в 1912 году. Боевой офицер в Первую мировую войну за храбрость в боях августа–сентября 1914 года награждён орденом Св. Георгия IV степени. По иронии судьбы император Николай II, отправив Великого князя Дмитрия Павловича после убийства Распутина в 1916 году в ссылку на персидский фронт, спас ему жизнь. Он не разделил трагическую судьбу своих царственных родственников и в 1919 году объявился сначала в Лондоне, а затем и в Париже. В 1920-м Сергей Дягилев знакомит его с Габриель Коко Шанель. Их роман длился более года и произвёл очень глубокое впечатление на Шанель. Она называла его «мой принц». А он ещё с дореволюционных времён слыл одним из самых стильных и элегантных людей своего времени.


Великий князь Дмитрий Павлович, 1920, Франция

Дмитрий Павлович ввёл Коко в круги высшей русской аристократии, осевшей во Франции после революции. Она приобрела великосветские манеры, стала хорошо разбираться в искусстве. В её коллекциях стал чувствоваться явный «русский акцент» – Коко заимствовала из гардероба Великого князя русские рубахи с вышитыми воротниками, меховые воротники на пальто, накидки, туники. Она интересуется всем русским – людьми, искусством, культурой. «Я была просто очарована русскими. Их вечное “всё моё – это твоё” просто опьяняет...» – говорила Коко. Не кто иной, как Великий князь Дмитрий Павлович, познакомил Коко Шанель в Грассе по пути в Монте-Карло с русским парфюмером и коренным москвичом Эрнестом Бо, отец которого Эдуард Бо руководил известной московской парфюмерной фирмой «А.Ралле и Кo», до революции являвшейся поставщиком дома Романовых. Так благодаря Великому князю Дмитрию Павловичу Эрнестом Бо для Дома Шанель в 1920 году были созданы самые известные в мире духи Chanel № 5, которые оказались и всё ещё продолжают оставаться самым успешным коммерческим проектом Дома Шанель.

К.Р.: Удивительная биография человека, который волею рока и обстоятельств оказывался в вихре таких судьбоносных исторических событий и даже их направляющей силой! Зная всё это, кажется, что художник уловил что-то особенное в личности красивого десятилетнего мальчика с выразительными глазами. По воспоминаниям художника, летом 1902 года он жил в имении генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича и писал портреты членов его семейства. Во время сеансов он развлекал непоседливого ребёнка страшными историями, чтобы он сидел спокойно. Интересно, что этот пристальный чуть напряжённый взгляд исподлобья мы видим и на фотографии.

Атрибуция произведений очень увлекательна – мы сталкиваемся с интереснейшей информацией, которая может скрываться за портретом. В случае с упомянутым портретом заслуга принадлежит его владелице Дагмар Рааб, как и идентификация модели этюда с изображением молодой женщины. По словам Дагмар, она увидела выставленный на аукционе МасDougall`s лот – «Портрет Сесилии Хансен» работы Ильи Репина. Сравнив оба портрета, нетрудно увидеть сходство – те же правильные черты миловидного лица, та же причёска. Сомнений не было, что на портретах изображена одна и та же модель. Цецилия Генриховна Ганзен, как её называли в России, родилась в Краснодарском крае в семье обрусевшего датчанина, окончила Петербургскую консерваторию. В то время она была одной из немногих женщин-музыкантов, добившихся европейской известности. За талант и красоту её называли в прессе белокурым ангелом, королевой скрипки. Она была хорошо знакома не только с Репиным, но и с другими русскими художниками. Портретный этюд, написанный в свободной живописной манере, скорее всего, был создан Богдановым-Бельским во время гастролей скрипачки в Латвии в рамках концертного тура по Европе.

Говоря о портретах, нельзя не упомянуть портрет Фёдора Шаляпина, выполненный Богдановым-Бельским в 1915 году. Иконография знаменитого певца необычайно обширна – только в нашем музейном собрании русского искусства имеются два его портрета. При создании этого масштабного полотна Богданов-Бельский вдохновился шаляпинским образом Демона, которому гений русской оперной сцены придал новое звучание. Этот портрет, на мой взгляд, стоит особняком в творчестве художника – он выполнен в стилистике символизма. Изображённый во весь рост Шаляпин находится в некоем ирреальном вибрирующем пространстве, написанном приемом non finito. Художник строит картину на контрастах света и тени, реальности и условности, передавая динамикой мазков и линий борьбу тьмы и света в душе героя.


Портрет Фёдора Шаляпина. 1915. Коллекция семьи художника. Фото: Геральд Рааб

А.П.: Кроме портретов на выставке можно видеть пейзажи русского периода творчества художника.

К.Р.: Два пейзажа написаны в Удомельском крае Тверской губернии, куда художник уезжал на лето работать. «Старая усадьба» – на мой взгляд, одна из лучших работ выставки. Здесь изображена деревянная усадьба в стиле провинциального ампира, утопающая в цветах и зелени. Приглушённый нюансированный колорит передает необычайно тонкое настроение переходного момента угасающего дня. Тишина, которой наполнена картина, нарушается всполохами закатного неба, отражающегося в окнах. Такое композиционное решение с обыгрыванием мотива отражений, зазеркалья снова отсылает к иррациональности и парадоксам символистов, к их идее двух миров.


Старая усадьба. 1910. Коллекция семьи художника. Фото: Геральд Рааб

Однако в целом, конечно, художник близок московской школе живописи. Его пейзажное творчество развивалось в русле исканий И.Левитана, С.Жуковского, С.Виноградова, большое влияние оказывала на художника живопись К.Коровина. После парижских студий и знакомства с импрессионистами Богданов-Бельский изменил живописное видение цвета и форм. И с тех пор передача солнечного освещения, игра светотени становятся лейтмотивом его живописных полотен. В дальнейшем он смело использует приёмы и достижения импрессионизма, сохраняя при этом форму предметов и психологию образов.

А.П.: Насколько мне известно, в Тверской губернии художник провёл последний год жизни в России. В Петрограде картины не покупались, и художника не приглашали на выставки. Реалистическое искусство на короткое время уступило место авангардным направлениям, и художники вне политики и вне радикальных художественных направлений оказались невостребованными. Богданов-Бельский вместе с гражданской женой Натальей Топоровой покинул Россию. Он сообщал Илье Репину в Куоккалу: «Из того, что я написал за эти четыре года (1917–1921), ничего не было выставлено в России. С большими трудностями и ухищрениями всё это мне удалось вывезти в Ригу, где я живу с 15 сентября 1921 года». Существует пересказ этой истории, основанной, судя по всему, на воспоминаниях самого художника. Ему удалось на двух подводах вывезти какое-то количество дореволюционных работ, например, всё тот же портрет Великого князя Дмитрия Павловича, портрет Шаляпина и другие картины, представленные сейчас на выставке. Могу предположить, что общее количество привезённых работ было значительным. В сентябре 1921 года он приехал в Латвию, как и другие представители русской творческой интеллигенции.


Урок рукоделия. 1936. Латвийский Национальный художественный музей. Фото: Нормундс Браслиньш

К.Р.: В Латвии же ему улыбнулась удача. Приезд известного петербургского художника в Ригу не остался незамеченным. Уже в октябре он экспонирует две своих картины вместе с латышскими художниками на выставке Объединения независимых художников (Neatkarīgo mākslinieku vienība). А в декабре при поддержке директора Вильгельма Пурвитиса открывается его персональная выставка в Рижском городском художественном музее. На выставке экспонировались 52 работы (как и на нынешней выставке в Бирже – забавное совпадение). Среди них портреты Ф.Шаляпина, К.Станиславского, а также написанные уже в Латвии портреты президента Я.К. Чаксте и министра иностранных дел З.А. Мейеровица. Отзывы в прессе были самые положительные, многие работы были проданы.

Мастерство автора парадно-салонных портретов представителей петербургской знати и императорской фамилии было хорошо известно и в Риге. Вскоре ему поступают предложения на написание портретов. Так, например, кинопромышленник и владелец кинотеатров Василий Емельянов неоднократно заказывает художнику портреты своей красавицы-жены Марии. Два из них – из коллекции музея – представлены на выставке.

Видимо, по заказу написан и портрет Ивана Плауктина, о котором почти ничего не было известно. Вам удалось узнать, кем же был этот человек.


Портрет Ивана Плауктина. 1922. Латвийский Национальный художественный музей. Фото: Нормундс Браслиньш

А.П.: Иван Плауктин – это не ошибочное написание фамилии и имени. В эстонских архивах удалось разыскать упоминание о Plauktin Ivan, в дореволюционных документах об Иване Плауктине. В начале ХХ века он служил учителем в железнодорожном училище, затем директором гимназии в Таллине (тогда Ревеле). Удалось установить и дату рождения – 09.10.1869, родился он на хуторе Плауктини (Plauktiņi) под Руйиеной. Происходил из семьи православных латышей, в православие перешёл ещё его дед, за что и поплатился жизнью. Отец – Кришс, в православном крещении Иоанн, что объясняет тот факт, что его дети именовались на русский манер с отчеством Иванович. Младший брат оперного певца (бас) Илария, который подписывался Иларий Иванович Плауктин (1865–1900), в более поздних латышских источниках упоминается как Ilariss Plauktiņš. Две сестры София и Ольга вышли замуж за русских помещиков, которые погибли во время революции. Брат Сергей, офицер русской армии, убит большевиками в Москве. Был женат на дочери помещика Витебской губернии Вере Владиславовне Массальской (11.04.1876–1942), в замужестве Плауктиной.

К.Р.: Интересно также, что вскоре после приезда художник входит в состав правления рижских университетских курсов, организованных в 1921 году профессором Хельсинского университета Константином Арабажиным (эти сведения предоставлены Светланой Ковальчук), ведёт там рисовальные курсы. Его активная натура и свойственные ему амбиции способствуют очень быстрому включению в культурную жизнь Латвии. Он является членом многий культурных обществ и корпораций, о нём регулярно пишут в местных газетах.


Летний день. 1931. Латвийский Национальный художественный музей. Фото: Нормундс Браслиньш

За двадцать три года, проведённых Богдановым-Бельским в Латвии, состоялось семь персональных выставок в Риге, из них четыре – в Рижском городском художественным музее. Помимо этого – большое количество групповых выставок в Европе и Америке: Нью-Йорк, Париж, Копенгаген, Берлин, Прага, Таллин, Белград. И всюду – успех, интерес со стороны критиков и коллекционеров. Художник в Латвии мог чувствовать себя в материальном и профессиональном плане спокойно. Но главное, он нашёл своих любимых героев – крестьянских ребятишек. Латгальская природа и люди напоминали ему о России.


Юный гусляр. 1939. Латвийский Национальный художественный музей. Фото: Нормундс Браслиньш

А.П.: Можно сказать, Рига неожиданно стала для него судьбоносным городом. Именно в Риге художник нашел своё личное счастье – знакомство с молодой женщиной Антониной Эрхардт (Emmeline Valerie Antonie Erhardt) переросло в дружбу, а затем и в любовь. О чувствах художника говорят экспонаты выставки – натюрморт «Розы» и фотопортрет художника с дарственными надписями для Антонины Эрхардт. Когда-то я приобрёл этот фотопортрет 1923 года из-за его уникальности. Я никогда ни до, ни после не видел фото художника такого размера и качества. Да ещё дарственная надпись Антонине Максимилиановне Эрхардт. Это самая большая и репрезентативная фотография художника из моего собрания.


Девушка с шалью. 1933. Коллекция семьи художника. Фото: Геральд Рааб

К.Р.: После отъезда гражданской жены Богданова-Бельского в Европу и развода Антонины Эрхардт с Карлом Эрхардтом (Carl Martin Erhardt) уже ничто не мешало их союзу. В 1932-м в Христорождественском соборе состоялось венчание. Антонина до самой смерти мужа была его любимой моделью, музой, первым ценителем его картин и горячей поклонницей. О большом чувстве художника свидетельствуют многочисленные портреты жены. Даже здесь на выставке представлено четыре её портрета, три из них – из коллекции семьи художника. Портрет Антонины, изображённой в русском платке среди сосен, неизменно вызывает восхищение посетителей выставки. Колорит портрета, построенный на сочетании сочных зелёных и красных тонов, передаёт ликующее настроение влюблённого художника. Искренние теплые отношения сложились у художника и с сыновьями Антонины, они также часто были героями его картин.

А.П.: Интересно, что в 1936 году в Риге торжественно отмечается юбилей Богданова-Бельского – пятидесятилетие творческой деятельности. Он получает от правительства Латвии высокую награду – Орден Трёх звезд, его принимает президент Квиесис. Чествование состоялось в Русском клубе и в Рижской правительственной гимназии.

К.Р.: Из вашей коллекции на выставке представлен редкий альбом с фотографиями.

А.П.: Да, действительно, альбом редкий. На фотографиях альбома запечатлена церемония чествования художника в связи с пятидесятилетием его творческой деятельности в 1936 году. На фото Богданов-Бельский в смокинге и с Орденом Трёх звёзд на шейной орденской ленте. Уникальны фотографии Богданова-Бельского с Пурвитисом – двух академиков Императорской Академии художеств, хорошо знавших друг друга ещё по Петербургу. Мне никогда ранее не попадались фото, где они вместе. В альбоме запечатлены также официальные лица, люди из близкого окружения мастера и, конечно, муза художника Антонина Максимилиановна Эрхардт. Альбом был преподнесён художнику неким К.Барышниковым. Кем же был даритель? И почему он оказался в кругу знакомых художника, к тому же был приглашён на его юбилей? Соблазняла мысль – а не состоит ли упомянутый Барышников в родстве с выдающимся танцовщиком Михаилом Барышниковым? Но Михаил Барышников родился в Риге уже после войны, в 1948 году, и оказалось, что они всего лишь однофамильцы. Но тогда кто же этот загадочный К.Барышников? Выяснилось, что это была достаточно неординарная личность. Позволю себе несколько слов об авторе альбома. Итак, Константин Барышников – сын фабриканта, участник Первой мировой войны, был ранен, после революции оказался на юге России, в белом Крыму у Врангеля. После 1920-го – Варна, София, Вена, Берлин. С 1924-го – Рига. Был близок к кругам артистической богемы. Барышниковы ещё с дореволюционных времён были дружны с семьёй выдающегося оперного певца Бориса Собинова. Когда Собинов приезжал на гастроли в Ригу, он со своей женой, урождённой Мухиной, часто останавливался у Барышниковых. В 1944-м Барышниковы навсегда уезжают из Риги и поселяются в США.

К.Р.: Снова подтверждение, какие судьбы людей скрывают экспонаты выставки. На выставке также много фотографий из музейного архива, где художник запечатлён на выставках, в мастерской, за работой на пленэре. К тому же, по словам исследовательницы его творчества Нины Лапидус, сам художник много фотографировал. В витринах экспонируются его фотоснимки природы и крестьянских детей. Неоднократно эти фотографии служили основой для его живописных композиций, в чём его нередко упрекали. Однако такой подход сейчас используют многие художники, ведь в концепции постмодернизма это гибридное сочетание является стилевой нормой.

А.П.: Как попали в музейное собрание картины и архив художника?

К.Р.: Картины «Летний день» и «Кондрашка» были приобретены у автора уже в 1930-е годы. Большая часть поступила из государственных учреждений в 1950-е годы. Скорее всего, такими сложными путями пришла в музей та часть работ, которая осталась в квартире художника после его отъезда – он не увёз всё имущество. Некоторые картины были закуплены позднее, а, например, картина «Будущий инок» была подарена музею в 1992 году Гамбургским обществом балтийских немцев по завещанию Густава Карневала. В связи с этим хочется упомянуть интересный факт – в 1940 году, вскоре после кратковременного установления советского режима, художник получает подтверждение того, что его помнят на родине. Его приглашают принять участие в выставке в Москве. Богданов-Бельский отправляет в Россию семь своих лучших картин с деревенскими детьми. Но во время выставки в Латвию входят немецкие войска, картины из экспозиции получить обратно уже невозможно. Работы поступили в музей только в 1947 году, уже после смерти автора.

А.П.: Как складывалась жизнь художника во время войны, когда в Риге находились немцы?

К.Р.: Художник по-прежнему работает, хотя здоровье начинает ухудшаться, его рука и зрение слабеют, что сказывается и на качестве живописи. Среди немцев у художника были свои поклонники, ведь его имя было знакомо по выставкам в Германии. В 1943 году выходит альбом на немецком языке Bogdanoff-Belsky. Leben und Werk des russischen Malers. Художнику заказывают портреты, в том числе и Гитлера. Как к этому относиться? Этот факт всегда вызывает бурную реакцию. Как известно, художники во все времена писали портреты разных лиц, в том числе тиранов, убийц, преступников. Далеко не всегда написание портрета подтверждает симпатию автора к модели. У Богданова-Бельского, скорее всего, это был способ получения средств к существованию. В воспоминаниях Е.Климова о Богданове-Бельском говорится, что во время войны в Риге условия были тяжёлые – было холодно, не было отопления, но художник переживал только о том, что он не может ездить в Латгалию.

А.П.: В литературе о художнике пишется, что художник умер в Германии и похоронен на православном кладбище Тегель.

К.Р.: В 1944 году тяжелобольной художник вместе с женой уезжает в Германию, он нуждается в срочной операции. Часть картин остается в Риге, самые любимые он забирает с собой. В Берлине в клинике Зауэрбруха ему делают операцию. Художник говорит, что если он не сможет писать картины, он хотел бы умереть. В больнице он пишет последнюю картину – портрет дочери своего анестезиолога. Через несколько дней после операции художник умирает, не выдерживая тяжёлых условий военного времени. Бомбардировки Берлина вынуждают персонал больницы всё время переносить больных в бомбоубежище и обратно. В последний путь знаменитого художника провожают только священник и вдова…

А.П.: Удивительно, что, несмотря на перипетии военной разрухи, семье удалось сохранить архив и картины.

К.Р.: После ухода Богданова-Бельского из жизни вдова смогла сохранить дорогую для неё коллекцию. В интервью немецкой газете она спустя годы говорила, что для неё была большая честь жить рядом с такой личностью. Первая посмертная и очень необычная выставка художника состоялась в 1953 году в замке Моерс. Картины без подрамников были развешаны в парке на верёвке и прикреплены бельевыми прищепками. Такой своеобразный перформанс вызвал большой интерес у публики, и выставка была продлена. Впоследствии сын Антонины Герт Эрхардт, унаследовавший коллекцию, тоже организовывал выставки Богданова-Бельского в Бамберге и писал о художнике в местные газеты.

А.П.: Можно сказать, во многом благодаря его наследникам творчество художника известно в Германии.

К.Р.: Да, в коллекциях Германии есть его картины. Удивительно, как художнику удавалось быть таким востребованным во все времена при разных властях. Он ведь никогда не воспевал и не обличал существующий строй, оставался и вне политики, и вне новаторских исканий, которыми так богата первая половина ХХ века, исповедуя проверенные ценности. И вот прошло 70 лет со дня его ухода, и он по-прежнему интересен коллекционерам во всем мире.

А.П.: Существует единый рейтинг русских художников, в котором Богданов-Бельский отнесён к художникам второго эшелона (всего их семь). Но так было не всегда. Ещё в начале 90-х его относили к третьему эшелону. Рост интереса к художнику и прежде всего к его детской теме начался с середины 1990-х и к настоящему времени достиг своего апогея. Могу поделиться своим видением. Работы художника отличает радостное восприятие жизни, они тёплые, от них исходит благодать, они наполняют светом комнаты, в которых находятся, у них хорошая энергетика, их можно вешать даже в спальнях. Лучшие работы – дети. Сам Богданов-Бельский не раз говорил, что дети – самые непосредственные существа. Его подкупали их доброта, чистота восприятия мира и искренность, заложенные природой. Как мне представляется, работы художника располагают к себе ценителей именно своей искренностью, затрагивают какие-то глубинные струны человеческой души.

К.Р.: Да, в отзывах о выставке, которые пишут зрители, подчёркивается именно это. Люди чувствуют свет, искренность, чистоту и радость, которую излучают работы. Думаю, это связано и с мировоззрением художника, которое основано на православии. Религия, церковь сыграли огромную роль в его творчестве. Детские и юношеские впечатления от церковных праздников, посещения монастырей и обителей, учёба в иконописной мастерской при Троице-Сергиевой лавре, пребывание на Афоне – всё это дало огромный заряд духовности художнику, повлияло на его отношение к миру и человеку. Умение художника увидеть этот внутренний божественный свет и показать его людям отмечал и митрополит Рижский Александр, посетивший выставку.


Русская церковь в Белграде. 1930-е. Коллекция семьи художника. Фото: Геральд Рааб. (В этой церкви находится усыпальница барона П.Н. Врангеля.)

А.П.: Вообще, выставка производит большое впечатление. И в этом прежде всего ваша заслуга. Хочется возвращаться и возвращаться. В моё последнее посещение стал свидетелем такой картины – в зал, оживлённо беседуя, зашла группа молодых европейцев. Было видно, что это их первое знакомство с художником. Они прошлись по залу, и вдруг всё стихло. Я увидел, как они стоят и смотрят на детей со свечами в руках в церкви на Пасху, смотрят как заворожённые, потрясённые увиденным. И это лишний раз подтверждает, каким уникальным собранием русской живописи обладает наш Национальный художественный музей, возможно – одним из лучших собраний в Европе. Надеюсь, что эта выставочная традиция будет продолжена. Надеюсь, пусть и с опозданием, свет увидит каталог замечательной выставки «Николай Богданов-Бельский». Надеюсь, что когда-нибудь с Божьей помощью вы сможете порадовать нас крупномасштабной и долгожданной выставкой русских художников довоенной Риги.

К.Р.: Будем работать и продолжать сотрудничество.




Tags: Россия, биографии, живопись
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments