sergej_manit (sergej_manit) wrote,
sergej_manit
sergej_manit

Category:

Гюстав Доре: История святой Руси.

Оригинал взят у psihostaziya в Гюстав Доре: История святой Руси

Наверное, многие слышали о великом французском иллюстраторе Поле Гюставе Доре творившего в ХІХ-ом веке.
Прославленный автор, создавший неповторимые иллюстрации к произведениям Рабле, Данте, Сервантеса, которые настолько
органично переплетались с этими произведениями, что вспоминая  творения этих великих авторов, мы не можем себе представить
их без великолепных иллюстраций Доре.
    Читая «Гаргантюа и Пантагрюэль», «Потерянный рай», рассматривая его работы к «Истории крестовых походов»,  «Библии», и пр. и пр. и пр.,
испытываешь чувство восторга от той передачи цвета и тени, которую плодовитый автор с находчивой фантазией вкладывал в свои труды.


Несомненно, среди потрясающих работ Гюстава Доре, есть одна, которая пусть и не столь популярна у нас и остаётся в безызвестности,
в своё время все же имела определённый успех. Вот на ней бы я и хотел остановиться дальше и представить её вашему вниманию.


25

                                                         http://sunduk-knig.ru/alib/k1534/4.jpg




Данный труд называется «История святой Руси» ("Живописная, драматическая и карикатурная история Святой Руси на основании текстов хроникеров и историков Нестора, Сильвестра, Карамзина, Сегура и т. д. " фр. "Histoire pittoresque dramatique et caricaturale de la Sainte Russie, d'aprs les chroniqueurs et historiens Nestor Nikan Sylvestre Karamsin Sgur etc"). Любопытен тот факт, что данный альбом практически никогда не публиковался в России (лишь отдельными фрагментами). Возможно, поэтому он является не таким известным как прочие работы автора. Этот альбом  насчитывает свыше 500 карикатур, сопровождаемые текстом написанным самим Доре, в котором он сатирически показывает историю России (вроде появление в мир первого русского, от моржихи и белого медведя, генерала мороза на службе России, шпиономании и пр. устоявшихся мифов).

В книге высмеивается вся история России от Рюрика до Крымской войны, и делается это весьма остро, а в некоторых случаях даже злободневно и на сегодняшний день. Книга увидела свет в разгар Крымской войны, поэтому подобные выпады автора никоим образом неудивительны, как и то, почему этот труд был запрещён в России. Любопытно не только содержание этого альбома, а и то, что Доре одним из первых ввёл в изобразительное искусство такое явление как комикс, что лишь дополняет славы фантазии его автора. Поэтому, я рекомендую вам ознакомиться с его творчеством.

К сожалению, ввиду отсутствия достойной русской версии в электронном формате, представляю вашему вниманию оригинальное французское издание 1854 года.

24


13




23


18


17


14


15


20


22


16


19


21


0


8


9


5


11


12


10


7
3


4


2


6


1

http://static.diary.ru/userdir/1/4/6/3/146392/74145997.jpg


http://sunduk-knig.ru/alib/k1534/5.jpg


http://mirinform.ru/images/kalendar/Yanvar%27/06/21%20Dore.jpg
из описания на аукционе --

[Доре, Г. Живописная, драматическая и карикатурная история Святой Руси по трудам авторов хроник и историков: Нестора, Никона, Сильвестра, Карамзина, Сегюра и др., прокомментированная и проиллюстрированная 500 великолепными гравюрами Гюстава Доре, гравированными на дереве по методу новой школы под общим управлением Сотэна, гравера «Российской истории», батальных сцен, портретов, пейзажей, жанровых картинок, изображений цветов, животных, моллюсков и редких растений] Dore, G. Histoire pittoresque, dramatique et caricaturale de la Sainte Russie d’apres les chroniqueus et historiens Nestor, Nikan, Sylvestre, Karamsin, Segur, etc. Paris: J. BryAine, 1854. [2], 207 с., ил. 29,8 х 21 см. В добротном переплете эпохи, золотая головка. Издательская иллюстрированная обложка сохранена в переплете. В хорошем состоянии, временные пятна.

Первая самостоятельная книга-альбом знаменитого французского гравера Гюстава Доре. «История святой Руси» 22-летнего Доре, безусловно, может быть признана выдающимся антирусским карикатурным памфлетом (своеобразным реваншем за национальное унижение 1812 года), в чем-то конгениальным 4-томному труду маркиза де Кюстина "Россия в 1839 году" (La Russie en 1839. Paris, 1843), отдельные пассажи которого Доре взял за основу для ряда своих иллюстраций. Задача издания ясна: Россия — страна, находящаяся в состоянии войны с Францией, поэтому русских нужно показать варварами, чья область обитания — за пределами европейской цивилизации, дикарями, из поколения в поколение приученными беспрекословно повиноваться своим жестоким и бездарным правителям. Особенно пристальное внимание Доре привлекают ключевые фигуры российской истории — Иван Грозный, методично уничтожающий собственных подданных, и Петр Великий, прокладывающий дорогу реформам по горам трупов своих сограждан. Однако больше всего достается, естественно, Николаю I. Карикатура, изображающая российского императора отдающим приказание безголовым генералам, — вероятно, лучший образчик графической сатиры на николаевское царствование не только в европейском, но и в русском искусстве XIX века. По своей тональности она предвосхищает знаменитые иллюстрации к «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина. Вполне по¬щедрински смотрятся картинки, отображающие «дикие» российские нравы: обыватели, чьи рты замкнуты на замок; помещики, играющие в карты на крепостных, которые тут же вязанками лежат на игорных столах, и т.д. Завершает книгу вполне символическая сцена: Наполеон III ружейным прикладом запихивает в глотку противника цифры «1812». Смысл очевиден — Франция будет отомщена. После выхода из печати  книга практически сразу была изъята из обращения, было арестовано и немецкое издание 1937 года.

Библиохроника, III, № 81


Tags: Доре, история, смишное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments