Гюстав Доре: История святой Руси.
Прославленный автор, создавший неповторимые иллюстрации к произведениям Рабле, Данте, Сервантеса, которые настолько
органично переплетались с этими произведениями, что вспоминая творения этих великих авторов, мы не можем себе представить
их без великолепных иллюстраций Доре.
Читая «Гаргантюа и Пантагрюэль», «Потерянный рай», рассматривая его работы к «Истории крестовых походов», «Библии», и пр. и пр. и пр.,
испытываешь чувство восторга от той передачи цвета и тени, которую плодовитый автор с находчивой фантазией вкладывал в свои труды.
Несомненно, среди потрясающих работ Гюстава Доре, есть одна, которая пусть и не столь популярна у нас и остаётся в безызвестности,
в своё время все же имела определённый успех. Вот на ней бы я и хотел остановиться дальше и представить её вашему вниманию.

Данный труд называется «История святой Руси» ("Живописная, драматическая и карикатурная история Святой Руси на основании текстов хроникеров и историков Нестора, Сильвестра, Карамзина, Сегура и т. д. " фр. "Histoire pittoresque dramatique et caricaturale de la Sainte Russie, d'aprs les chroniqueurs et historiens Nestor Nikan Sylvestre Karamsin Sgur etc"). Любопытен тот факт, что данный альбом практически никогда не публиковался в России (лишь отдельными фрагментами). Возможно, поэтому он является не таким известным как прочие работы автора. Этот альбом насчитывает свыше 500 карикатур, сопровождаемые текстом написанным самим Доре, в котором он сатирически показывает историю России (вроде появление в мир первого русского, от моржихи и белого медведя, генерала мороза на службе России, шпиономании и пр. устоявшихся мифов).
В книге высмеивается вся история России от Рюрика до Крымской войны, и делается это весьма остро, а в некоторых случаях даже злободневно и на сегодняшний день. Книга увидела свет в разгар Крымской войны, поэтому подобные выпады автора никоим образом неудивительны, как и то, почему этот труд был запрещён в России. Любопытно не только содержание этого альбома, а и то, что Доре одним из первых ввёл в изобразительное искусство такое явление как комикс, что лишь дополняет славы фантазии его автора. Поэтому, я рекомендую вам ознакомиться с его творчеством.
К сожалению, ввиду отсутствия достойной русской версии в электронном формате, представляю вашему вниманию оригинальное французское издание 1854 года.
[Доре, Г. Живописная, драматическая и карикатурная история Святой Руси по трудам авторов хроник и историков: Нестора, Никона, Сильвестра, Карамзина, Сегюра и др., прокомментированная и проиллюстрированная 500 великолепными гравюрами Гюстава Доре, гравированными на дереве по методу новой школы под общим управлением Сотэна, гравера «Российской истории», батальных сцен, портретов, пейзажей, жанровых картинок, изображений цветов, животных, моллюсков и редких растений] Dore, G. Histoire pittoresque, dramatique et caricaturale de la Sainte Russie d’apres les chroniqueus et historiens Nestor, Nikan, Sylvestre, Karamsin, Segur, etc. Paris: J. BryAine, 1854. [2], 207 с., ил. 29,8 х 21 см. В добротном переплете эпохи, золотая головка. Издательская иллюстрированная обложка сохранена в переплете. В хорошем состоянии, временные пятна.
Первая самостоятельная книга-альбом знаменитого французского гравера Гюстава Доре. «История святой Руси» 22-летнего Доре, безусловно, может быть признана выдающимся антирусским карикатурным памфлетом (своеобразным реваншем за национальное унижение 1812 года), в чем-то конгениальным 4-томному труду маркиза де Кюстина "Россия в 1839 году" (La Russie en 1839. Paris, 1843), отдельные пассажи которого Доре взял за основу для ряда своих иллюстраций. Задача издания ясна: Россия — страна, находящаяся в состоянии войны с Францией, поэтому русских нужно показать варварами, чья область обитания — за пределами европейской цивилизации, дикарями, из поколения в поколение приученными беспрекословно повиноваться своим жестоким и бездарным правителям. Особенно пристальное внимание Доре привлекают ключевые фигуры российской истории — Иван Грозный, методично уничтожающий собственных подданных, и Петр Великий, прокладывающий дорогу реформам по горам трупов своих сограждан. Однако больше всего достается, естественно, Николаю I. Карикатура, изображающая российского императора отдающим приказание безголовым генералам, — вероятно, лучший образчик графической сатиры на николаевское царствование не только в европейском, но и в русском искусстве XIX века. По своей тональности она предвосхищает знаменитые иллюстрации к «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина. Вполне по¬щедрински смотрятся картинки, отображающие «дикие» российские нравы: обыватели, чьи рты замкнуты на замок; помещики, играющие в карты на крепостных, которые тут же вязанками лежат на игорных столах, и т.д. Завершает книгу вполне символическая сцена: Наполеон III ружейным прикладом запихивает в глотку противника цифры «1812». Смысл очевиден — Франция будет отомщена. После выхода из печати книга практически сразу была изъята из обращения, было арестовано и немецкое издание 1937 года.
Библиохроника, III, № 81

























