sergej_manit (sergej_manit) wrote,
sergej_manit
sergej_manit

Categories:

Музей льна в Коломне.

Оригинал взят у vittasim в Музей льна в Коломне. Часть I
В музее представлена коллекция старинных русских костюмов, рушников, прялок. Здесь можно узнать все о льне, льноводстве и льноткачестве,
о превращения льна из семечка в одежду, о том, как получить пряжу с помощью веретена и прялки, о принципе работы ткацкого станка.

DSCN3528.JPG

DSCN3533.JPG

DSCN3543.JPG

DSCN3546.JPG

DSCN3614.JPG

DSCN3569.JPG

DSCN3615.JPG

Рушни́к (рус. полотенце, рукотерник, ручник, утирник, полка, ширинка), полотенце из домотканого холста. Предмет народной культуры и народного творчества славян, в большей степени восточных.

DSCN3577.JPG

DSCN3586.JPG

Предмет обыденного и ритуального назначения; в обрядах выступает в качестве дара, оберега, покрывала, украшения, символа праздника. Рушник широко используется в разнообразных обрядовых ситуациях: на похоронах, свадьбе, родинах и крестинах, в календарных обрядах, в магии, медицине.

DSCN3530.JPG

DSCN3545.JPG

Рушник изготавливается из льняного (раньше — также из конопляного) полотна. Его традиционные размеры: 30—40 сантиметров в ширину и от 3 и более метров в длину. Для украшения рушника употребляют вышивку, кружево, браное ткачество, ленты.

DSCN3561.JPG

DSCN3573.JPG

В вышивке на рушниках использовалась различная символика. Вышивались орнаменты зооморфные — символические петухи, куры, лебеди, утки, орлы, олени, львы, кони и др.; растительные — дуб, хмель, калина, мак, лилия, роза, виноград и др.; геометрические — ромбы, круги, свастики, зигзагообразные линии и прочие узоры; а также бытовые, антропоморфные и культовые в разных сочетаниях.

DSCN3575.JPG

DSCN3576.JPG

До XVIII—XIX века каждый вышитый узор имел свой сакральный смысл, ритуальное предназначение. После петровских реформ в вышивке на рушниках стали появляться бытовые мотивы, не несущие обрядовой смысловой нагрузки, а к концу XIX века вышивка практически полностью утратила своё ритуальное значение.

DSCN3589.JPG

DSCN3592.JPG

Основными цветами, применяемыми при оформлении рушников являются красный (разных оттенков: «алый», «рудый», «кирпичный», «малиновый», «огневой», «чермный», «червленый», «маковый», «багряный», «вишнёвый») и белый, имевшие изначально своё значение в языческой народной культуре Руси.

DSCN3602.JPG

В письменных источниках слово сорочка впервые появляется в начале XIII века. Др.-русск. сорочька, ст.-слав. срачица, срачка, сракъ.

DSCN3591.JPG

DSCN3593.JPG

На Руси рубашки было принято отделывать вышивкой (вышиванка) по самым «уязвимым» для злых сил местам — у ворота, по краям рукавов, на плечах, и особенно — по подолу. Вышивка выполняла роль оберега; в ней преобладали солярные символы, а также изображения птиц, особенно — петухов, которые традиционно считались охранителями, отгоняющими нечистую силу.

DSCN3600.JPG

DSCN3601.JPG

Подмышками вшивали квадратные ластовицы, по бокам от пояса — треугольные клинья. Рубахи шили из льняных и хлопчатобумажных тканей. Ворот либо отсутствовал (просто круглая горловина), либо был выполнен в виде стойки, круглой или четырехугольной («каре»), с основой в виде кожи или бересты, высотой 2,5-4 см; застегивался на пуговицу.

DSCN3532.JPG

Длина типичной сорочки — немного выше колен. По бокам на подоле делали небольшие надрезы — прорехи. Нарядные сорочки украшались нашивками — поперечными полосками по числу пуговиц. Каждая нашивка имела петлю для пуговицы, поэтому позднее нашивки стали называться петлицами.

DSCN3605.JPG
Tags: костюм, мода, музей, прикладное
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments