sergej_manit (sergej_manit) wrote,
sergej_manit
sergej_manit

Categories:

Про метро!

Оригинал взят у george_smf в Мне в моём метро никогда не тесно...
Добрался наконец до выставки «Московское метро – подземный памятник архитектуры» в Музее имени Щусева.
Первая попытка произошла во время Ночи музеев, но тогда дойти до конца времени не хватило.

Экспозиция выстроена очень просто, чётко и при этом удобно для осмотра. По стенам – проектная графика, в центре залов –
распечатки архивных фотографий и тексты. Исключений немного. Последовательность – хронологическая: один вводный зал,
а затем – по несколько на каждую из первых четырёх очередей метрополитена. Последнее пространство представляет избранные
более поздние станции (конца 1950-х – 1980-х гг.), плюс один небольшой переходный зал отдан техническим, административным
и жилым сооружениям метрополитена (тоже весьма интересным).

Почему стоит обязательно сходить на выставку?

Во-первых, ради проектов. Они – сами по себе выдающиеся произведения искусства. В графическом воплощении архитектура станций ещё более величественна – авторы явно подчёркивали и заостряли обширность и освещение подземных пространств, подавали свои идеи с максимально выгодной стороны. Залы метро на эскизах заметно просторнее и светлее, чем в реальности, в них больше воздуха – как за счёт выигрышной перспективы и цветовой гаммы, так и за счёт малолюдности. Эти работы смотреть надо только в оригиналах – хотя бы ввиду их масштабности.

Во-вторых, огромный интерес представляют невоплощённые проекты. Это как бы альтернативная история метростроения, метрополитен в сослагательном наклонении. Многие непостроенные станции могли стать блестящими образцами подземной архитектуры (достаточно назвать хотя бы «Киевскую» Г.П.Гольца, «Курский вокзал» Л.С.Теплицкого или «Площадь Революции» Г.Т.Крутикова). Очень интересно наблюдать, как идеи нереализованных проектов перекочёвывают в более поздние разработки – порой через десятки лет.

В-третьих, проекты построенных станций тоже неоднородны. На выставке представлены различные варианты с разнообразными формами пилонов, кессонов, люстр, покрытий полов, облицовки, скульптурного декора и т.п. Это – во-первых, наглядно представляет движение мысли архитектора, а во-вторых – демонстрирует проекты в первоначальном варианте, со всеми теми деталями и нюансами, которые не удалось воплотить в силу технических или экономических обстоятельств.

И, в-четвёртых, фотографии станций и павильонов, сделанные вскоре после их открытия, позволяют увидеть их в первоначальном облике, до многочисленных потерь, вызванных как политическими причинами, так и реконструкцией.

Потери эти касаются в основном четырёх областей. Если будете осматривать экспозицию, обращайте на них внимание. Это элементы декора, скульптуры, барельефы, мозаики, росписи, утраченные либо в ходе десталинизации, либо при постройке переходов и новых выходов в город. Это наземные павильоны, не менее семи из которых (первой и второй очереди) полностью уничтожены, а многие другие перестроены вплоть до утраты внешнего облика. Это осветительные приборы – плафоны, люстры, торшеры, - почти не сохранившиеся в неприкосновенности до наших дней. И, наконец, это облицовка пола и стен – от многих первоначальных авторских решений тоже не осталось и следа.

На фото хорошо видны уничтоженные наружные павильоны «Смоленской», «Комсомольской», «Киевской», «Парка Культуры», фасады павильонов «Арбатской» и «Калужской», первоначальный вид мозаик «Новослободской» и «Арбатской» (с тем самым портретом Сталина в полный рост), скульптура двух вождей в торце перронного зала «Краснопресненской», росписи плафонов на «Дзержинской» и «Комсомольской» (по эскизам И.В.Максимова и В.А.Фаворского), люстры «Аэропорта», осветительные колонны «Красносельской», торшеры «Охотного Ряда», скульптуры спортсменов у входа в «Сокольники», мозаичные узорные полы «Белорусских», и многое другое… Наконец, в экспозиции можно увидеть фотографии станций, практически полностью утраченных – первоначального, временного варианта «Павелецкой» А.Н.Душкина и Н.С.Князева с барельефами И.С.Ефимова и легендарной «Дзержинской» Н.А.Ладовского до перестройки 1972 года.

Интересными оказались даже проекты технических сооружений метро – например, варианты здания электроподстанции, ныне стоящей на месте снесённого Никитского монастыря, показывают, что и это сооружение могло быть совершенно иным. Впечатляет и фасад Академического кинотеатра, который рассчитывали построить напротив ГАБТа, и съёмка пропагандистских уличных инсталляций времён сооружения первой очереди. Тексты в залах представляют специфику проектирования, строительства и оформления как каждой из очередей, так и каждой из станций (к сожалению, форма подачи текстовой информации в последних залах несколько изменена).

Наконец, можно купить вот такой альбом, выпущенный к выставке:



Правда, вещь очень дорогая (4 тысячи рублей), которая могла бы быть экономнее за счёт пренебрежения излишними полиграфическими изысками. В альбоме больше фотографий, и они смотрятся эффектнее, чем на выставке. А вот графику лучше смотреть в оригиналах. И, конечно, альбом богат замечательными текстами. Я бы рекомендовал начинать чтение с самой острой и актуальной части – статьи Наталии Душкиной, посвящённой катастрофическому положению с охраной архитектурной цельности станций из-за отсутствия у большинства из них статуса памятника федерального значения.















Кроме прочего, в Музее можно посмотреть и ещё две экспозиции. Одна из них посвящена Большому Кремлёвскому дворцу Баженова, и воспроизводит чертежи и части его грандиозной модели, находящиеся в процессе реставрации после переезда из Донского монастыря (модель, как и вся прежняя экспозиция, до сих пор не восстановлены – переезды музеев не проходят бесследно!). И вторая – представляет наследие Николая Лансере: акварели, архитектурные проекты, письма и тюремные рисунки из фондов «Мемориала». Очень яркая выставка, тоже сопровождённая выходом каталога – правда, не такого полиграфически сложного и дорогого, как метрополитеновский.

Выставка «Московское метро – подземный памятник архитектуры» работает до 31 июля:
http://muar.ru/item/957-mosmetro

А об альбоме можно прочесть здесь:
http://muar.ru/item/981-moskovskoe-metro-podzemnyj-pamyatnik-arkhitektury

Приходите!

Tags: Москва, альбом, метро, музей, справочник
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments