sergej_manit (sergej_manit) wrote,
sergej_manit
sergej_manit

Categories:

Петербург. Арсенал.

Оригинал взят у babs71 в Петербург. Арсенал.
О бывших зданиях Арсенала на левом берегу Невы я уже рассказывал.
Однако еще в 1840-е годы Арсенал постепенно начал перебазироваться на правый берег Невы, где и продолжил свою деятельность.
  А потому приглашаю всех на виртуальную экскурсию по этому предприятию.








Поскольку уже к 1840-м годам места для расширения завода на левом берегу Невы не оставалось, было решено построить новый промышленный комплекс на правом берегу реки.

Он был построен в 1844-49 годах архитектором А. П. Гемилианом (при участии А. А. Тона).

Симбирская улица (ныне улица Комсомола) делила комплекс надвое. Со стороны реки располагались цеха:






О планировке комплекса позволяет составить впечатление вот этот макет из заводского музея.
Вид со стороны Невы:

Вид со стороны улицы Комсомола:

Вид сбоку:


Осмотрим производственный корпус поближе:

Парадный вход украшает голова Афины Паллады:


 За парадным входом когда-то был вот такой вестибюль:

Столбы ворот сделаны из старых пушек



На набережной пристани украшены мортирами:




На противоположной стороне улицы Гемилиан разместил жилье для персонала:

Два трехэтажных корпуса, вытянувшиеся вдоль улицы - бывшие рабочие казармы.






Еще один бывший заводской корпус ныне занимают магазины:

Заходим на территорию завода. Округлые башни, примыкающие к жилым казармам - бывшие туалеты (тут они, кстати, довольно необычной, вытянутой формы, видимо для большей "пропускной способности"):


Башни присоединяются к основному корпусу коридором со сквозным проветриванием (что позволяло изолировать жилые помещения от миазмов, исходящих из выгребных ям).


Еще один корпус чуть поменьше, двухэтажный.


Маленькие одноэтажные корпуса также предназначались под жилье, но уже для руководящего состава завода:



А мы направляемся в один из старых казарменных корпусов, чтобы осмотреть музей:

Первое, на что мы обращаем внимание - великолепная лестница:





В музее нас встречает памятник Петру I:

А чуть дальше - еще один (но крупнее):

Это своеобразный след празднования 200-летнего юбилея завода, отмечавшегося в 1911-м году. О том как проходило это празднование, мы можем судить по старым фотографиям:



Одним из центральных событий празднования стало открытие памятника Петру I, созданного скульптором В. В. Лишевым (впоследствии он станет известным советским скульптором, автором памятников Чернышевскому, Грибоедову, Павлову) :





В советское время памятник снесли, и стоящая в музее фигура - попытка реконструкции памятника по фотографиям:

На месте же Петра I в 1971-м году установили памятник М. В. Фрунзе, (имя которого сейчас носит Арсенал):

Авторы памятника - скульпторы В.С.Иванов, А.А.Королюк и архитекторы И. И. Фомин и В. С. Маслов

Но вернемся к музейным экспонатам.

Старинные бомбы, изготавливавшиеся на заводе:

Делали здесь не только бомбы, но и кресты для Христорождественской церкви в Надкопанье (о ней я в свое время тоже писал):


Центробежный регулятор:



Деталь канализационного колодца:

В наши дни Арсенал является главным производителем артиллерии для нашего флота. Макеты его продукции:






А эти артсистемы (130-мм и 76-мм) производятся прямо сейчас и позже я покажу основные этапы их производства:

А вот этот макет меня весьма заинтересовал:

Интересно, что именно изображает эта установка - какую-то реальную систему или "художник так видит"?

А вот и снаряды к основным системам, производимым Арсеналом:

Следующий зал, посвященный войне:



Классический бронещит (делали их и на Арсенале):

Макет 76-мм горной пушки:

Кстати, с интересом узнал, что делали на Арсенале и 45-мм "ленинградки", но не из списанных стволов от Т-26, а из стволов казематных ДОТ-4.
Еще некоторое количество артефактов.


Шикарные чугунные плиты для полов с клеймом Арсенала:



Старый токарный станок (обратите внимание, что он не имеет собственного мотора и крутится за счет передачи от общего вала):


Еще одна голова Петра I:

Модельки военной техники (у меня в детстве были Т-34-85 и Су-100, а здесь весь ассортимент):


Заводское знамя с портретом Фрунзе:


Компрессоры - тоже часть продукции арсенала:

Отдельный зал посвящен космической продукции завода (он играет в космическом производстве весьма заметную роль).
Вспомогательный двигатель космического аппарата:


Спускаемая капсула спутника фоторазведки:








Антенна космического аппарата (в сложенном виде):



А вот макет самого аппарата (антенна на переднем плане):




Покидаем музей.

Рядом стоят несколько памятников. Гражданская война:

Великая Отечественная:

Послание комсомольцам 2018-го года (до него рукой подать, но вот комсомольцев нынче не осталось):

Чуть дальше стоит противотанковая пушка БС-3 (их во время войны также производили на Арсенале):


Надо заметить, что Арсеналу достаточно быстро стало тесно в мастерских у Невы, и он продолжил свое развитие на север. Во время нашей прогулки мы встретили еще два старых корпуса. Один из них по стилю похож на те корпуса, что я уже показывал и, возможно, построен тем же архитектором:


Рядом еще один цех, но уже скорее в неоготическом стиле (и скорее всего, построен он уже ближе к концу 19-го столетия):






Еще немного старой архитектуры завода я снял уже после прогулки. Барочные ворота датируются 1869-м годом:









ещё тут неплохо снято --
http://nau-spb.livejournal.com/600437.html
Tags: С. Петербург, архитектура, военное, завод, флот
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments