sergej_manit (sergej_manit) wrote,
sergej_manit
sergej_manit

Categories:

Ещё об одном советском заводе...

Оригинал взят у vovasikov в История еще скажет свое слово о тех, кто погубил целый завод

21 ноября 1941 года работники эвакуированного в Куйбышев московского Первого подшипникового завода собрали первую партию
своей продукции. Сегодня такого завода нет в природе. Как не было его и тогда, в 1941. Волею судьбы, а вернее страшной беды ‐ войны,
сломавшей мирную жизнь, благодаря мужеству и трудовому подвигу людей, на пустом месте возник мощный завод.
Вот об этом и рассказываем.
Этот день с полным правом можно назвать днем рождения нового завода, которому вскоре дали название 4ГПЗ.

4gpz
(Здесь тыл был фронтом. Руины бывшего 4ГПЗ в Самаре)




gpz4-1970
(Проходная 4-го ГПЗ в 1970-е гг.)

Подшипниковая промышленность Самары закладывалась в те трагические дни, когда фашисты подступали к столице. Свой первый удар по Москве с воздуха гитлеровцы нанесли через месяц после начала Великой Отечественной войны. Тысячи "зажигалок" обрушились на предприятия столицы. Множество их упало на главный корпус 1-го государственного подшипникового завода - единственного в то время предприятия зарождающейся в стране подшипниковой промышленности. В конце июля фашистская авиация повторила налет, обрушив на завод десятки тонн фугасных бомб. Ночные бомбардировки продолжались весь август. Враг знал, что без московских подшипников не сдвинется с места ни один танк, не взлетит самолет, не поедет автомобиль.

В августе 1941 года правительство приняло решение срочно перебазировать 1-й ГПЗ из Москвы. Представители завода выехали в Саратов, Томск, Свердловск и Куйбышев для выбора площадки. В Куйбышевском горкоме партии им сказали: "Любое здание, пригодное для производственных нужд, считайте своим". Москвичи выбрали комплекс строений из красного кирпича на Северо-Востоке города, который носил название Линдовского городка. Когда-то здесь размещались штабы пехотной и кавалерийской дивизий, артиллерийская бригада, саперный батальон. В бывших конюшнях вполне можно было разместить станочное оборудование, а в казармах - семьи подшипниковцев. В Москву полетела телеграмма: адрес для "шарика" найден, можно отправлять оборудование.

Эшелоны грузились один за другим, их было ровно шестнадцать. Первый прибыл в Куйбышев в начале сентября. К концу месяца на разгрузочных площадках стояло около четырех тысяч станков. В бывшем вещевом складе Линдовского городка разместили автоматно-токарный цех, в другом складском помещении - цех точных подшипников. В первых числах октября москвичи выточили первую сотню подшипниковых колец. Затем последовала их термическая обработка и шлифовка. А 21 октября собрали пробную партию подшипников. Ровно через месяц, 21 ноября на оборонные заводы страны была отправлена первая промышленная партия – 70 тысяч штук шариковых подшипников. Это был важный совместный вклад москвичей и куйбышевцев в оборону страны.

В декабре 1941 года завод выпустил 60 тысяч подшипников, в два раза больше, чем намечалось ранее. На станции Безымянка в помещениях бывших железнодорожных мастерских налаживалось производство роликовых подшипников – будущий 9ГПЗ. В августе 1942 года за успешную производственную деятельность Куйбышевский подшипниковый завод был награжден переходящим Красным знаменем Государственного комитета обороны, а в январе 1943 года на знамени предприятия появился орден Ленина. Тогда же 140 рабочих и командиров производства были награждены правительственными наградами, а группе заводских конструкторов присвоено звание Лауреатов государственной премии. В годы войны Куйбышев был центром всей подшипниковой промышленности страны.


gpz4-1943-500x331

gpz4-2-1943-500x307
(Куйбышев. 4 ГПЗ. Фотографии 1943 года.)

-----------

От автора Колеса истории Самары:

В рамках исторической хроники сегодня нет возможности рассказать о том, как был сначала потерян для экономики Самары, а потом и просто разрушен в угоду жадным "девелоперам", наплодивших на месте заводских корпусов "тьмы и тьмы" всякого рода торговых центров, лавок, бутиков и тд.

Об исторической памяти речь не идет вообще. Не пытайтесь - не найдете простой дощечки с упоминанием о человеческом подвиге куйбышевцев и эвакуированных из разных городов СССР работников многих заводов, трудившихся здесь, которые своим трудом помогали приблизить Великую Победу.
Но история тем и хороша, что она все расставляет по своим местам.
Найдется место и этой части нашей истории. Обязательно найдется!

А.Барышев,
журналист

--------


70827209
(Торговля на месте бывших корпусов ГПЗ)


70825862
(На месте бывших корпусов 4ГПЗ рынок)

Фото: GoverAS




9 мая 1970 года на территории 4 ГПЗ был торжественно открыт сооруженный на средства заводчан Памятник павшим и плита с высеченными на ней именами 38 заводчан, ушедших на фронт и погибших в годы ВОВ. В 2008 году производство подшипников было прекращено, а территория дважды Ордена Ленина 4 ГПЗ стала застраиваться ООО «Самара-Центр».



658
(Памятник Мраморный солдат)

Ветеранской организации удалось отстоять Мраморного Солдата и добиться его переноса на территорию действующего предприятия – завода авиационных подшипников (ОАО «ЗАП»).
Торжественное открытие памятника состоялось ко Дню Победы в 2011 году.



-------

Весь материал здесь: История Самары: 21 ноября

Tags: СССР, война, завод, история, их нравы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments