sergej_manit (sergej_manit) wrote,
sergej_manit
sergej_manit

Categories:

Семейство Плюшар — типографы.

Оригинал взят у aldusku в Семейство Плюшар — типографы.

Мое предисловие

В рамках освещения деятельности Соловьева Н.В., я выразил желание ознакомить Вас с рядом его замечательных статей, ранее не публиковавшихся в интернете (и вообще не переиздававшихся в печатном виде).

Мой постоянный читатель выразил просьбу ознакомиться со статьей Андерсона Владимира Максимиллиановича (1880—1931), фактического редактора Соловьевского «Русского библиофила»: «Семейство Плюшар — типографы», опубликованную в первом номере журнала. Данная статья — является фактически основным источником сведений об это легендарном семействе. Поэтому не удивительно, что она уже размещалась на интернет просторах.

Фрагмент титульного листа и илл. из Новые виды Санкт-Петербурга [Nouvelles vues de Saint-Petersbourg. Издание на французском языке]. В 3 ч. Ч. 1-3. СПб.: В Тип. А. Плюшара, 1821

Несмотря на это, я решил её опубликовать. Безусловно, желание читателей журнала закон, но еще не маловажно: все варианты, размещенные в инете имеют ряд недостатков (пропуски комментариев редакции «РБ» и целых частей текста, значительные ошибки при распознании, даже ФИО автора сумели переврать и т.д.). При этом я попытаюсь её сопроводить рядом уникальных иллюстраций из книг типографии Плюшар. Издатель Соловьев был скован не только объемом журнала, но и техническими средствами начала XX века, поэтому в «РБ» цветных иллюстраций практически — нет.

Для удобства чтения, я самовольно разбил текст на разделы. Комментарии редакции и свои (не смог удержаться) я выделяю красным цветом, мне кажется, что делать ссылки в виде всплывающих была неудачная мысль (пример: Ульянинский Д.В. «Среди книг и их друзей» — очень трудно прочесть ссылку (комментарий) — нужно точно навести курсор на слово).


Введение

Всякому интересующемуся прошлым русской книги часто приходится встречаться с именем почти что династии, типографов-издателей Плюшаров, особенно последнего из них, Адольфа Александровича Плюшара, работавшего в наиболее безотрадную для печатного станка «николаевскую» эпоху, человека широкого размаха и такой же инициативы, крупнейшее предприятие которого рухнуло недоконченным, загубленное неудачным подбором ближайших сотрудников, вроде, например, печальной памяти Сенковского и др.

Илл. из [Souvenirs de Saint-Petersbourg. Collection de 38 Litographies representant des sujets nationaux, des equipages de ville et de voyages, dessines par divers artistes]. Воспоминание о Санкт-Петербурге. Альбом из 38 литографий, представляющих национа



Иллюстрации из [Souvenirs de Saint-Petersbourg. Collection de 38 Litographies representant des sujets nationaux, des equipages de ville et de voyages, dessines par divers artistes]. Воспоминание о Санкт-Петербурге. Альбом из 38 литографий, представляющих национальные типажи, городские экипажи и коляски путешественников. Зарисованы различными художниками. - СПб.: Лит. Александра Плюшара, 1825. «105 каталог» Соловьева № 404



Издательская деятельность Плюшара привлекла, в свое время, общее к себе внимание; в лице его вдумчивая часть нашего общества видела счастливое соединение данных, обусловливающих надежную постановку книжного дела. Плюшар обладал, по отзывам близко его знавших лиц, совсем незаурядной и ценной способностью с головой отдаваться любимому труду, не жалея ни энергии, ни средств, забывая о пресловутом «черном дне» и упиваясь своеобразной привлекательностью, даже поэзией рабочих треволнений. Небесполезно, поэтому, для библиофила проследить ближе перипетии жизни и дел Плюшара, издания, которого когда-то задавали тон русскому книжному рынку, да и в наши дни с успехом могут служить образцом вкуса и понимания надобностей серьезного читателя. Для истого же любителя книги «an und für sich» [aldusku: и для себя] Плюшаровское клеймо долго еще будет считаться достаточно веской рекомендацией, чтобы поместить вышедшее из его типографии произведение на видную полку своей библиотеки.

Александр Плюшар: как все начиналось

Основатель фирмы Плюшаров, Александр Плюшар, был приглашен в 1806 г. в Петербург из Брауншвейга, где владел типографией, для печатания, задуманного министерством иностранных дел, политического журнала, в противовес Наполеоновским органам. Издание это несколько раз меняло свой вид и тип, постепенно превратившись в благополучно существующий «Journal de St.-Petersbourg». Наименованный директором типографии Иностранной Коллегии, Плюшар через два года был поставлен во главе Сенатской типографии, в каковом звании дослужился до чинов, правда, небольших (он был коллежский секретарь). За отпечатание «Литовского статута» и «Учреждения о судоходстве по реке Волге» он получил даже по бриллиантовому перстню. Вскоре Плюшар, сам хороший рисовальщик и литограф, завел свою собственную типографию, при которой, для более успешной продажи печатавшихся в ней изданий, имелась и книжная лавка.

Иллюстрации из Живописное путешествие от Москвы до китайской границы. Андрея Мартынова, Советника Академии Художеств. Спб., типография Александра Плюшара, 1819. 1) Н.Новгород с другой стороны Оки 2) Вид окрестностей Красноярска В «105 каталоге» Соловьева



Иллюстрации из Живописное путешествие от Москвы до китайской границы. Андрея Мартынова, Советника Академии Художеств. Спб., типография Александра Плюшара, 1819. 1) Н.Новгород с другой стороны Оки 2) Вид окрестностей Красноярска В «105 каталоге» Соловьева описана под №№219 и 220 (последний — подносной экз.)



Воспоминания о Санкт-Петербурге и другие книжные шедевры

Две миниатюры из Nouyelle collection 46 видов Санкт-Петербурга 1827



Две миниатюры из Nouyelle collection 46 видов Санкт-Петербурга 1827



Одним из самых ранних его изданий было известное собрание портретов Вендрамини [aldusku: Итальянец Франческо Вендрамини (Francisko Vendramini) (1780–1856)], под названием: «Галерея гравированных портретов генералов 1812 года», в 4°, с 30 гравированными пунктиром портретами и текстом, отпечатанным в его собственной типографии. [aldusku: leninka_ru предоставил возможность прочесть и скачать книгу: Тетр. [1].; Тетр. [2].; Тетр. [3]; Тетр. [4].; Тетр. [5]] Издание это в полном виде теперь крайне редко. (прим. ред. Еще ранее в 1811 г. он издал: «Походный наставник для офицеров, отправляющихся к армии. Перевод с французского штабс-капитана Левшина».)

Миниатюры из [Плюшар, А.]. Pluchart, A. [Воспоминания о Санкт-Петербурге : Коллекция литографий, представляющих жанровые сценки, типы городских экипажей и экипажей для дальних путешествий, выполненных с натуры разными художниками]. Souvenirs de Saint-Pete



Миниатюры из [Плюшар, А.]. Pluchart, A. [Воспоминания о Санкт-Петербурге : Коллекция литографий, представляющих жанровые сценки, типы городских экипажей и экипажей для дальних путешествий, выполненных с натуры разными художниками]. Souvenirs de Saint-Petersbourg, collection de lithographies representant des sujets nationaux, des equipages de ville, de voyage, voitures diverses : dessinees d'apres nature, par divers artistes. - St. Petersbourg: de la lithographie D'Alexandre Pluchart; imprimeur-Libraire, Изд. 1823 «105 каталог» Соловьева № 404.



Из художественных изданий Плюшара особое внимание следует уделить литографиям известного живописца, гравера и рисовальщика, Александра Осиповича Орловского, получившего в 1824 г. через министра народного просвещения особую охранительную привилегию на печатание своих рисунков с запрещением их копирования. Работы Орловского пользуются поныне большим спросом, особенно его сцены из русской народной жизни. Первые отпечатки Орловского обыкновенно издавались на толстой бумаге, дальнейшие — на более тонкой и стоили дешевле.

В 1819 г. типография Плюшара выпустила сюиту Орловского в шести больших листах, под заглавием: «Collection de dessins Lithographiques par A. Orlowsky». Изображены здесь военный курьер верхом, он же в санях, персидский всадник, в двух видах, шахиня на лошади и курдская конница. Издание продавалось по подписке и стоило сто рублей.

Вид базилики в усадьбе Дубровицы. 1. «Vue d’une Basilique dans la terre de Doubrowitzi. Propriete de M. le comte Dmitrieff Mamonoff». 1823 г. Гравюра Плюшара. 2. Современное фото (взял из сети, автор не указан). 3. Литография предположительно Мартынова



Вид базилики в усадьбе Дубровицы. 1. «Vue d’une Basilique dans la terre de Doubrowitzi. Propriete de M. le comte Dmitrieff Mamonoff». 1823 г. Гравюра Плюшара. 2. Современное фото (взял из сети, автор не указан). 3. Литография предположительно Мартынова



В 1820 году, вышли еще четыре тетради литографии Орловского, по два листа, в отдельных печатных обложках: «La Bourse», «Courrier russe», «Portefait russe» и «Ambassadeur Persan».

Орловский же иллюстрировал, а Плюшар трижды переиздавал (1819–1823) сочинение путешественника Drouville «Voyage en Perse, pendant les annees 1812 et 1813». [aldusku: Друвиль Г.И. Путешествие в Персию в 1812 и 1813 годах («105 каталог» Соловьева №131)] В предисловии к третьему изданию говорится, что оно отпечатано для любителей, в количестве 150 экз., и продается по 350 руб.

В 1819 году вышло одно из красивейших изданий Плюшара: Живописное путешествие от Москвы до Китайской границы, с 30 великолепно раскрашенными от руки гравюрами известного художника А. Мартынова [aldusku: «105 каталог» Соловьева №219].

Весьма ценный исторический материал для изучения уличного петербургского быта 1-й четверти прошлого столетия, дают следующие издания Плюшара с рисунками Орловского:


  1. «Album russe ou fantaisies dessinees lithographiquement», 1826 г. 14 рис.;

  2. «Souvenirs de Saint-Petersbourg», 1825 г., с 36 литографированными рисунками Орловского, Кольмана и Александрова [aldusku: Андерсон ошибается: 38 литографий, П.А. Александров не рисовал, а гравировал по рисункам А.О. Орловского («105 каталог» Соловьева №404)];

  3. «Collection de cries et costumes de paysans et paysannes de St.-Petersbourg», 1823 г., [aldusku: Коллекция видов Санкт-Петербурга и его окрестностей, нарисованных с натуры разными художниками] с рисунками тех же художников.

Для истории Петербурга крайне интересна, затем, целая серия альбомов, изображающая виды столицы и издававшаяся Плюшаром, под разными заглавиями, в течение восьми лет, т. е. с 1820- 1827 гг.

Листы эти исполнены по рисункам Мартынова, Александрова, Кольмана, Орловского и др. художников и представляют собой громадный интерес в художественном отношении.

Первое издание этого альбома вышло в 1820 г., с 20-ю видами, далее уже в 1821 г. вышло второе издание, с 24 видами, 4° в дл., в трех выпусках под названием «Nouvelles vues de St.-Petersbourg».[aldusku: Новые виды Санкт-Петербурга]

Затем в 1823 году вышло дополненное издание, с 40 листами, под названием «Collection de vues de St.-Petersbourg et de ses environs», повторенное, с тем же количеством листов, в 1825 году.

В 1824 году появился альбом с 36 листами, но несколько большого формата, под названием «Nouyelle collection» и, наконец, в 1825, 26 и 27 годах вышли, последовательно, альбомы с 43-мя, 42-мя и 46-ю видами. Виды эти во всех изданиях повторялись, с добавлениями новых, при чем, иной раз, старые виды перерисовывались на камне заново.

В 1822 году вышло отпечатанное в литографии Плюшара одно из наиболее роскошных и художественных изданий начала XIX столетия: «Representation de la fete donnee par Sa M. L’Imperatrice Mere a S. A. I. Madame la Grande Duchesse Maria...» [aldusku: Представление праздника, данного Её Величеством Императрицей Марией Фёдоровной, в честь Её Высочества Великой Княгини Марии Павловны, наследной Герцогини Саксен-Веймарской, … в Санкт-Петербурге 4 февраля 1822 года по случаю дня рождения Её августейшей дочери. Иллюстрации для него выполнил Бриоски Викентий Иванович, малоописанное издание, обязательно вернемся к нему] представляющее в настоящее время большую редкость и подробно описанное в 3-м № журнала «Антиквар» за 1902 год.

У Плюшара же печатались издания Traitteur’a, относящиеся до постройки мостов в Спб. и по Московскому шоссе:


  1. «Plans, profils, vues perspectives et detailles du pont de Bateaux de St. Isaac». 1820 г. и

  2. «Collection de plans... des nouveaux ponts sur la chaussee de Moscou». 1823 г., [aldusku: [Трато, Г.] Traitteur, G. [Коллекция планов и видов новых мостов, спроектированных и построенных на новой проезжей части Москвы, с 1821 и 1822 годы] Collection de plans et vues perspectives des nouveaux ponts projetes et construits sur la nouvelle chaussee de Moscou, pendant les annees 1821 et 1822. («105 каталог» Соловьева №442)] оба издания в лист, в длину.

Илл. из [Бетанкур, А.]. Betancourt, A. [Описание Московского манежа]. Description de la Salle d’Exercice de Moscou 1819 «105 каталог» Соловьева № 211



Иллюстрации из [Бетанкур, А.]. Betancourt, A. [Описание Московского манежа]. Description de la Salle d’Exercice de Moscou 1819 «105 каталог» Соловьева № 211



Издавал Плюшар и отдельные литографированные листы, снимок с одного из которых мы воспроизводим. (Вид Дубровиц: «Vue d’une Basilique dans la terre de Doubrowitzi. Propriete de M. le comte Dmitrieff Mamonoff». 1823 г.) [aldusku: Вид базилики в усадьбе Дубровицы. Собственность графа Дмитриев-Мамонова. Подробнее о прекрасной и сохранившейся усадьбе можно прочесть: Усадьба Дубровицы].

Салон Плюшара

В настоящей журнальной статье мы не могли, конечно, коснуться буквально всех изданий Плюшара, или изданий у него напечатанных, но и то, что описано нами, достаточно характеризует деятельность этого издателя. Несомненно, это был первый издатель в России, в европейском смысле этого слова. Его дело было широко задумано и совершенно правильно и твердо поставлено. Он был и издатель, и типограф, и литограф, и книгопродавец, он же и отливал сам шрифт для своей типографии.

Магазин Плюшара занимал обширное помещение в самом центре города, на Большой Морской ул., сперва в д. № 84 (ныне гост. Бель-Вю), а потом в доме Коссиковского под № 69, где ныне помещается Благородное Собрание. Магазин его назывался «Французским литературным салоном» (Salon litteraire francais d’Alexandre Pluchart) и служил средоточием для всей интеллигенции Петербурга и его художественных классов (Прим. ред. Адрес Плюшара в 1811 г. был: дом графа Кутайсова против Адмиралтейства).

Вообще, дела Плюшара шли очень недурно, но, однажды, его обокрали на значительную сумму и это сильно отразилось на его душевном состоянии. Он поехал, было, на родину, во Францию, чтобы рассеяться, но там окончательно впал в хандру и умер в 1827 году, оставив свое дело своей вдове и несовершеннолетнему еще сыну, Адольфу.

Легендарный альманах: Новоселье: [в 2 ч.]. - СПб.: в тип. вдовы Плюшара с сыном, 1833-1834. Заглавные листы по рисункам Брюллова (Ч. 1) и Сапожникова (Ч. 2) гравированы С. Галактионовым



Легендарный альманах: Новоселье: [в 2 ч.]. - СПб.: в тип. вдовы Плюшара с сыном, 1833-1834. Заглавные листы по рисункам Брюллова (Ч. 1) и Сапожникова (Ч. 2) гравированы С. Галактионовым



Фирма вдовы Плюшар

Его дети, Адольф и Евгений, получили воспитание в образцовом петербургском пансионе пастора Муральта. Евгений был впоследствии академиком живописи, участвовал в работах по росписи Исаакиевского собора, а Адольф всецело пошел по стопам отца, получив специальные типографские познания в Париже, у знаменитого Didot. После смерти Плюшара–отца, появилась фирма вдовы Плюшар. «M-me veuve Pluchart» дела из рук не выронила, печатала книжки толково и добросовестно, о чем можно судить, хотя бы по изданным ей Ламартиновским «Nouvelles meditations poetiques».

Вообще, типография уже настолько зарекомендовала себя своими работами, что и другие издатели, желая придать изящный вид своим книгам, стали печатать их у наследников Плюшара, так, например, Башуцкий, предпринявший в 1833 г. свое неоконченное, к сожалению, издание «Панорамы Петербурга». [aldusku: здесь leninka_ru предоставил возможность прочесть и скачать книгу: Панорама Санктпетербурга : [Ч. 1-3] / [Александр Башуцкий]. СПб.: тип. вдовы Плюшара с сыном, 1834.: Подробная история Санктпетербурга по день кончины Петра ; Ближайшее знакомство с С.-Петербургом].

У той же «Вдовы Плюшар» напечатаны: 1-е издание «Гамлета», в переделке Висковатова, известный «Альманах Комета Белы» (1833), нашумевший в свое время роман Булгарина: «Иван Выжигин» (1829) и, наконец, знаменитое Смирдинское издание «Новоселья», вышедшее в 1833 году.

Впрочем, с 1831 года, типография уже носит фирму «Вдовы Плюшар с сыном», а иногда даже только «Адольфа Плюшар» (см. например, «Леонид, или черты из жизни Наполеона», с 4-мя грав. Галактионова, 1832 г. [aldusku: автор Зотов, Р. Подробно описана Смирнов-Сокольский «Моя библиотека» №305]), вскоре вступившего в единоличное владение ее.

Утренняя заря, альманах на 1840 год, изданный В. Владиславлевым. Второй год. СПб.: В Тип. А. Плюшара, 1840. Портреты: Великая княгиня Мария Александровна и Петр I.  «105 каталог» Соловьева указана цена за полный комплект 75 руб.



Утренняя заря, альманах на 1840 год, изданный В. Владиславлевым. Второй год. СПб.: В Тип. А. Плюшара, 1840. Портреты: Великая княгиня Мария Александровна и Петр I. «105 каталог» Соловьева указана цена за полный комплект 75 руб.



Уже первые его работы были сочувственно встречены критикой. В «Северной Пчеле», находим указания, что он «издал посредством литографии вид сражения при Наварине, с планом оного. Рисунок, перспектива и подробности сражения, равно как все снасти и принадлежности кораблей, отделаны прекрасно и отлично хорошо отпечатаны. Движения воинов, стрельба, разрушение кораблей изображены живо и искусно. Это едва ли не первая литография в Петербурге, в которой мелкие предметы и малые фигуры отпечатаны так хорошо и чисто. На кормах видны даже названия кораблей».

«Энциклопедический Лексикон»

И действительно, прекрасно оборудованная для выпуска изящных изданий, типография Плюшара далеко оставляла за собой почти всех его конкурентов. Сам Адольф Плюшар, как человек умный - в этом ему не отказывали даже заведомые его недоброжелатели - и предприимчивый, зорко следил за настроениями и спросом читающей публики. Он быстро подметил необходимость хорошего русского энциклопедического словаря, обнимающего весь круг знаний или хотя бы, отдельные части его по многообразным отраслям главных наук. Кое-что в этом направлении было уже раньше сделано.

При Екатерине II вышло несколько разного рода толковников, сама она занималась, как известно, по лексикографии и поощряла к подобным трудам и Академию Наук и частных лиц, но все эти начинания в сильной степени отдавали схоластичностью и отсутствием научных методов, мало удовлетворяя ушедшие вперед вкусы и запросы русского читателя, к тридцатым годам прошлого столетия уже основательно познакомившегося с французским «Dictionnaire des gens du monde» и немецким «Conversations-Lexicon». Говоря о прототипах русской энциклопедии, нельзя, по нашему мнению, обойти молчанием московские издания священника Иоанна Алексеева и типографа Селивановского. Первый в 1793–95 г.г. составил и напечатал «Пространное поле, обработанное и плодоносное, или всеобщий исторический словарь из наилучших авторов, как Российских, так и иностранных, выбранный, сочиненный и по азбучным словам расположенный». Труд этот дал 872 статьи на буквы А и Б. Издание же Селивановского представляет библиографическую редкость первой степени. Его постигла какая-то неудача, по-видимому, цензурного характера и отпечатанные в 1820–25 г.г. три тома вовсе не выходили в свет и, вероятно, уничтожены, кроме самого малого количества уцелевших экземпляров, из которых полного нет даже в Императорской Публичной Библиотеке. [aldusku: Подробно о нем писал Остроглазов И.М. в разделе «Библиографические заметки» журнала «Русский архив», 1890. Я уверен, что напишу о нем короткую заметку].

Титулы первых изданий Гоголя: «Ревизор». Печ. В Тип. А. Плюшара, 1836; Арабески. Разные сочинения. В 2 т. Т. 1-2. СПб.: В Тип. Вдовы Плюшар с сыном, 1835; и титул лексикона.



Титулы первых изданий Гоголя: «Ревизор». Печ. В Тип. А. Плюшара, 1836; Арабески. Разные сочинения. В 2 т. Т. 1-2. СПб.: В Тип. Вдовы Плюшар с сыном, 1835; и титул лексикона.


Пополнить такой пробел в нашей лексикографической литературе Плюшар и задумал изданием «Энциклопедического Лексикона», по образцу лучших западных изданий этого типа. Главное редакторство задуманного предприятия Плюшар предложил крупной литературной фигуре его дней - Николаю Ивановичу Гречу. Тот обусловил свое согласие выбором его со стороны будущего состава сотрудников. 16 марта 1834 г. состоялось первое собрание предполагаемого редакционного комитета лексикона. Подробности об этом совещании находим в «Записках» одного из участников Плюшаровского издания - просвещенного цензора и профессора А. В. Никитенко, [aldusku: Александр Васильевич (1804-1877)«Дневник жандарма»] отметившего под вышеуказанным числом следующее:

Сегодня было большое собрание литераторов у Греча. Здесь находилось, я думаю, человек семьдесят. Предмет заседания — издание энциклопедии на русском языке. Это предприятие типографщика Плюшара. В нем приглашены участвовать все сколько-нибудь известные ученые и литераторы. Греч открыл заседание маленькой речью о пользе этого труда и прочел программу энциклопедии, которая должна состоять из 24-х томов и заключать в себе, кроме общих ученых предметов, статьи, касающиеся до России.

Засим, каждый подписывал свое имя на приготовленном листе бумаги, под наименованием той науки, по которой намерен представить свои труды. Я подписался под статьей: «Русская словесность»... Пушкин и князь В. Ф. Одоевский сделали маленькую неловкость, которая многим не понравилась, а иных и рассердила. Все присутствующие просто подписывали свое имя, а те, кто не согласны, просто не подписывали. Но князь Одоевский написал: «Согласен, если это предприятие и условия оного будут сообразны с моими предположениями». А Пушкин к этому прибавил: «С тем, чтобы моего имени не было выставлено». (П. А. Ефремов, один из биографов Пушкина сильно сомневается в правдоподобности этого показания).
Плюшар и Пушкин

Говоря об отношениях между Плюшаром и Пушкиным, следует упомянуть о неприведенном в исполнении плана Плюшара издать том стихотворений Пушкина, в количестве 2.500 экземпляров, под условием отчисления в свою пользу 15% с прибыли.

В описанном Б. Модзалевским архиве опеки над детьми и имуществом Пушкина хранится их переписка по этому вопросу. Из нее видно, что Пушкин всецело согласился на предложение Плюшара и получил уже авансом 1.500 р. Дело было в 1836 г.; нахлынули семейные неприятности у Пушкина, незаметно подкралась смерть, и издание не состоялось. Деньги свои Плюшар получил обратно уже в 1838 г., обратившись к опекунам над семьей Пушкина.
Сенковский О.И. и другие неприятности

Возвращаясь к вопросу об энциклопедии отметим, что публика приняла новое издание с одобрением. Подписчиков было, по словам Плюшара, 6.000, а, в самом деле, гораздо более. Греч за все свои труды по редактированию получил 22.000 рублей. Вот тут то и поднялись дрязги, главным образом, благодаря одному из виднейших сотрудников, Сенковскому [aldusku: Осипа Ивановича], человеку талантливому, образованному, но мелочному и неразборчивому в средствах для достижения своих целей. Сенковский сумел настроить Плюшара против Греча, поссорить их, и самому занять редакторское кресло, т. е. похоронить дело Плюшара, сильно поднявшее фонды последнего.

Григоровский И. А. [aldusku: Иван Алексеевич (1812—14 VI 1891) — чиновник, секретарь А. Ф. Смирдина], близко знавший в ту пору Плюшара, рассказывает, что «великолепная его квартира на Большой Морской отделана была со всей роскошью: мебель, зеркала, бронза, ковры, экипажи, лошади - умопомраченье». И все это свел на нет Сенковский, совершенно не подходивший к роли руководителя серьезного издания.

Нельзя не признать, что Сенковский был хорошим, остроумным и забавным критиком в отделе литературной летописи «Библиотеки для чтения», но большое его несчастье заключалось в постоянном тяготении к парадоксам, в привычке мудрить и шутить в одно и то же время. И получалось, благодаря этому, что на вопрос, например: «Что есть грамматика» — Сенковский отвечает: «Грамматика есть такая наука, которая учит говорить так, как никто не пишет, а писать так, как никто не говорит». Отсутствие твердой редакторской руки сказалось уже на том, что семнадцатый том лексикона закончил только букву Д, то есть, иначе говоря, если бы энциклопедия не прекратилась вследствие расстройства дел Плюшара, сбитого и Сенковским и другими сотрудниками, частью набранными новым редактором Бог весть, откуда, то, веденная в таком раздутом виде, она должна была бы состоять из 85 томов и издаваться 40 лет.

Одним словом, Плюшаровская машина остановилась. «Гриб, что Сенковский преподнес Плюшару на закуску - иронизирует выше цитировавшийся Григоровский — был издателю не по желудку. Подписка прекратилась, и доходы Плюшара тоже прекратились. А тут, как снег на голову, подошли сроки платежам по векселям и Плюшар объявился несостоятельным». Тем не менее, он не падал духом, напротив — бодро боролся с невзгодами и измышлял средства для восстановления своего прежнего положения. Еще с июня 1837 г., он вступил в компанию с Кукольником, печатавшим до сих пор свою «Художественную Газету» у Снегирева. С этого месяца она стала печататься у соиздателя - Плюшара, и Кукольник спешит в объявлении на 1838 г. указать на это обстоятельство, как на залог внешнего достоинства журнала. (Прим. ред. Типография и словолитня Плюшара помещалась в это время в Фонарном переулке, близ Синего моста, в доме Шлотгауера).
Неудачный анекдот

В конце 1842 г. Плюшар начал издавать сборник, заимствованных с французского, статей под заглавием: «Сорок сороков повестей, тысяча анекдотов, острот, каламбуров, шуток и пр.» В этом издании принимал участие, никому еще тогда неизвестный юноша, Д. В. Григорович. Затем Плюшар сошелся с здравствующим поныне В. Генкелем и стал составлять «Гирлянду. Журнал новейших образцов для шитья и вышивания». Издавал его Генкель (1848–1856).

С 1850 г. в компании с тем же Генкелем, Плюшар издавал «Живописный Сборник замечательных предметов из наук, искусств, промышленности» (1850, 1852–53, 1857–58 и за 1859 г. № 1). Со «Сборником» этим получилась некая неприятность. Литературный критик «Москвитянина» (1853, № 5) нашел, что издание Плюшара «есть, именно, та книга, которая осуществляет в себе возможное совершенство для этого рода произведений: прекрасный выбор статей, занимательность содержания, правильный, чистый, нередко приятный язык, изящество издания в отношении к печати, бумаге, картинкам. Ее можно назвать книгой для всех возрастов... Взрослый пробежит эту галерею предметов занимательных и разнообразных, с тем же удовольствием, с каким мы попадаем в общество старых, приятных знакомых; несмотря на это короткое знакомство, в каждой статье можно еще найти какие-нибудь новые и любопытные подробности».

Но нашелся некий, не в меру подозрительный, г. подпоручик Азанчеев, из г. Красного, который на стр. 285 «Живописного Сборника» за 1857 г. усмотрел, что там «представлена пьяная, пляшущая чета, а под ее ногами, в арабеске, помещена Богоматерь; на луне, к прискорбию христианства». Умный митрополит Филарет, к которому поступила эта жалоба, не мог, конечно, не понимать всей натянутости толкования Азанчеева, но, с другой стороны, не рискнул навлечь на себя нарекания по поводу своего индифферентного, якобы, отношения к указаниям ревностных блюстителей прав духовной цензуры и счел за лучшее «отписаться» в синод в том смысле, что «нельзя не заметить, что, как известно изображение Божьей Матери с луной под ногами, заимствованное из видения Евангелиста Иоанна, описанного в 12 главе Апокалипсиса, так как неизвестно никакого другого лица, которому применительно изображение луны под его ногами». В инкриминируемом рисунке владыка нашел все же «явное неприличие и нарушение закона, который священное изображение не велит печатать без разрешения духовной цензуры». Повлекла ли за собой эта переписка какие-нибудь неприятности для Плюшара — неизвестно.

С 1858 г. мы видим Плюшара во главе издававшегося им «Весельчака, журнала всяких разных странностей, светских, литературных, художественных и иных». Издание это прекратилось в 1859 г. на № 7.
Заключение

Закончим беглый, и далеко не полный, обзор деятельности Адольфа Плюшара его последним предприятием. - «Проектом щитовых и столбовых объявлений», выставляемых на улицах. С затеей этой Плюшар обращался еще к императору Николаю Павловичу, но потерпел неудачу. Через 25 лет, Плюшар, в компании с художником Микешиным, надумал воспользоваться придворными связями жены одного из будущих пайщиков предприятия — камер-юнгфера Утермер и добиться концессии. Соизволение было получено, компаньоны стали совещаться, как приступить к реализации сулившего чуть не миллионы плана, но совершенно неожиданно вдохновитель всего этого дела - Плюшар захворал и 23 марта 1865 г. скончался.

Настоящий краткий очерк лишен портрета Плюшара, но можно до известной степени иллюстрировать его внешний облик словами «Старого петербургского старожила» Бурнашева, который сообщает нам, что это был «красивый мужчина, впрочем, чересчур театрального и эффектного вида, сильно занимавшийся собой и не пропускавший ни одного зеркала, чтобы не взглянуть в него на свою напыщенно-величавую фигуру, смахивавшую, правда сказать, на восковую парикмахерскую вывеску».


Вл. Андерсон.

Источник: «Русский библиофил» №1 1911. с. 26-43.


Copyright © 2016 aldusku.livejournal.com. Тираж 1 штука. Типография «Тарантас».









Tags: искусство книги, история книги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments