sergej_manit (sergej_manit) wrote,
sergej_manit
sergej_manit

Вилла Монстров !!! ... ;)

Оригинал взят у ursa_tardigrada в Вилла Палагония (Сицилия)
Это место не входит ни в одну типовую экскурсию по Сицилии, поэтому его не посещают "групповые" туристы. Однако тем, кто решит найти его,
наградой станет сюрреалистический шедевр, настоящая жемчужина барочного маньеризма - вилла Палагония (villa Palagonia) или
     Вилла Монстров, как ее иногда называют. Вилла Палагония может нравиться и восхищать, пугать и зачаровывать, но в любом случае ни один
посетитель не может остаться к ней равнодушным. Эта вилла не похожа ни на какое другое здание, она уникальна в своем роде, и ее история
не менее увлекательна и загадочна, чем ее облик.
Давайте же познакомимся с этой удивительной виллой поближе.



Вилла Палагония находится в городке Бахерия в 15 км от Палермо. Строительство виллы началось в 1715 году по распоряжению Фердинандо Франческо Гравины Бонанни, пятого князя Палагонии, кавалера ордена Золотого руна. Он был одним из первых представителей палермской знати, решивших разместить свои резиденции в Бахерии, которая в то время была сельской местностью. Проектирование виллы было поручено архитектору-доминиканцу Томмазо Марии Наполи. В качестве помощника был также привлечён архитектор Агатино Даидоне. Строительство затянулось на долгих 22 года. После смерти князя в 1737 году виллу наследовал его сын Иньяцио Себастьяно, умерший девять лет спустя. Однако именно внук князя Франческо Фердинандо II придал ее архитектурному убранству неповторимое своеобразие, добавив странные уродливые фигуры из туфа, которые были расставлены на окружающих виллу стенах и вдоль длинной аллеи, ведущей к зданию.
Изначально вилла насчитывала около 600 статуй, но до наших дней дошли только сама вилла, всего 62 фигуры и парадные ворота. Ворота выходят на уютную маленькую площадь Гарибальди, сбоку калитка. Покупаем билеты и заходим!



О нраве и характере Франческо ходили легенды. Одни источники говорят, что он был уродлив и не любим женой, и что после каждой вспышки ревности рождалась новая скульптурная группа. По другой версии, он был взбалмошный и одержимый человек, склонный к эзотерике. Многие и вовсе считали седьмого принца Палагонского душевнобольным, а кое-кто даже подозревал его в связях с дьяволом.
Жилище князя полностью отражало непостоянный характер его владельца, возможно, подверженного приступам скрытого безумия. Двор виллы населяют многочисленные статуи-химеры. Гномы, кентавры, драконы, музыканты, играющие на странных инструментах, мифологические персонажи и искривленные уродцы обрамляют аристократическую резиденцию, скачут по стенам и арочным перекрытиям, выглядывают с ухмылками из травы. В прошлом статуи были покрыты штукатуркой на основе мела и извести и потому были белого цвета. Помимо желания защитить туф, это имело также целью облагородить строительный материал, сделав его похожим на мрамор.















Даже сейчас, когда казалось бы, современного человека уже ничем не удивишь, необычный мир монстров виллы Палагония зачаровывает. Можно себе представить, какое шокирующее впечатление производили эти статуи на современников. Говорят, что беременные женщины боялись смотреть в глаза статуям, полагая, что это может вызвать физическое уродство их детей. Многие и вовсе считали, что вилла проклята.











В более позднее время вилла стояла заброшенной, и городское управление всерьез задумывалось об уничтожении всех статуй. Однако шотландскому путешественнику Патрику Брайдону, несмотря на то, что и он находил творчество седьмого принца Палагонского сумасбродным, удалось убедить местных чиновников в том, что скульптуры не опасны и являются культурной ценностью. Разрушение было остановлено.

В прошлом на виллу попадали, проехав под двумя триумфальными арками. Первая из них, называвшаяся «Трое ворот», больше не существует. Вторая соответствует сегодняшней арке «Святой Троицы» с двумя нишами с фигурами святых. Последний отрезок пути по аллее ведет к большому эллиптическому портику, который является входом на территорию, прилегающую к вилле. Сквозной проход до дворца, который, к счастью, сохранился, ведет к монументальному входу в здание.







Внутри овального портика можно увидеть довольно мрачные скульптурные портреты членов семьи Гравина.





Ворота напротив главного входа бдительно охраняют вот такие замечательные стражи. Еще бы, столько глаз на двоих! :)





Во дворец попадаешь, поднимаясь по одной из двух мраморных лестниц работы Биллиеми, сходящихся при входе под помпезным гербом семьи Гравина. На гербе хорошо видны регалии Ордена Золотого Руна, кавалером которого был пятый князь Палагонский.







По бокам видны две каменных маски с раскрытыми ртами, так напоминающие знаменитые Bocca della Verita. Кажется, засунь внутрь руку - и ее непременно откусят каменные челюсти. На самом деле здесь в ночное время тушили факелы, после того, как провожали гостей.



Похоже, что капитально виллу никогда не реставрировали. Очевидно, что хозяевам реставрация просто не по возможностям, а реставрировать частную собственность за свой счет, понятное дело, государство не станет. Это очень грустно, потому что разрушение уже наложило на вилле свой отпечаток.
Поднявшись по лестнице, мы попадаем в Овальный зал, украшенный фресками на тему подвигов Геракла. Вполне себе во вкусе того времени.











Коридоры украшены изысканными фресками (увы, также сильно пострадавшими от времени).







Помимо почти двухсот зловещих фигур, примостившихся на стенах по периметру здания, жилище седьмого князя Палагонского отличали и другие странности. Например, потолок в Зеркальном зале, целиком покрытый зеркалами и расписным стеклом, во время роскошных празднеств отражал перевернутыми образы гостей и танцоров, что в сочетании с зеркальным отражением на стенах создавало комичные образы, как в калейдоскопе. Другую странность представляли короткие щели в деревянных стенах залы ожидания, через которые хозяин, изменив голос, подчас обращал к гостям самые нелестные эпитеты.







Вместо фамильных портретов на стенах застыли мраморные скульптурные барельефы, изображающие самого князя и членов его семьи. Выглядит весьма необычно, кажется, что они вот-вот выйдут из своих рам и отправятся бродить по дому.







Напротив Зеркального зала расположены бильярдная комната и домашняя часовня, стены которых также украшены фресками.







Во дворе можно увидеть домовую церковь семьи Гравина, где князь также пожелал оставить следы присутствия своего помраченного сознания. У ног распятого Христа, подвешенного на крюке на своде, коленопреклоненный человек, похожий на хозяина виллы, был привязан цепью к пупку Спасителя. Говорят, что князь был очень религиозен (на свой лад) и особенно почитал св. Иньяцио ди Лойолу.



С конца XVIII века виллу посетили многие известные европейские личности, среди которых в 1845 году были царь Николай I и его семья, находившиеся на отдыхе в Палермо, чтобы поправить расстроенное здоровье императрицы. Впрочем, хозяин виллы был вполне способен жестоко подшутить на теми, кто хотел посетить его жилище.
Одна из его шуток остается особенно памятной, когда на Пасху 1787 года его посетил Иоганн Вольфганг Гёте. Писателю было сказано, что князя «нет дома», однако князь, переодевшись в мажордома, сам предстал перед знаменитым гостем с двумя слугами и позаботился о том, чтобы показать ему виллу, за чем последовало приглашение на завтрак в зеркальной зале. Гёте с негодованием и изумлением рассказал о странностях дворца и его хозяина. Одной из них, например, были стулья, чьи ножки неодинаковой длины не позволяли удобно сидеть на них. Позже Гёте все же имел возможность увидеть князя в его привычном облике и описал его как «высокого сухопарого господина… завитого, с напудренными волосами…»
Известный французский гравер, художник и архитектор Жан-Пьер Уэль утверждал, что «посетил дворец наиболее оригинальный, который только существует в Европе благодаря своим странностям…», где «были стулья и кресла настолько наклоненные вперед, что необходимо было делать усилия, чтобы избежать соскользнуть на пол». Светильники в залах были сделаны из разбитых стаканов и тарелок, маятники часов были выполнены в виде животных. Сами лакеи порой тихо предупреждали гостей быть очень осторожными со стульями, поскольку под бархатом подчас скрывались длинные булавки и иглы. Напоследок слова Генри Суинбёрна, пишущего путешественника XVIII века: "Я поспешил покинуть этот мир монстров, который почти довёл меня до головокружения".

Здесь даже лавочки имеют свое лицо.









Наверное, самое удивительное в этой вилле то, что она до сих пор обитаема! В 1885 году вилла была приобретена семьёй Кастроново, и потомки этого семейства до сих пор не только владеют виллой Палагония, но и сами живут в ней. Левое крыло виллы вполне себе жилое, и, разумеется, осмотру не подлежит. Окошко первого этажа - это жилая часть виллы, очень небольшая. На втором этаже живут лишь статуи и призраки. Интересно, каково это - жить в окружении каменных фантасмагорий?



На Сицилии много других дворцов и вилл, более роскошных и пышно украшенных, но вилла Палагония особенная. В ней есть атмосфера, которая не просто уловима - она осязаема. Недаром ею так восхищались сюрреалисты. В ХХ веке на вилле было снято несколько кинофильмов.



Использован материал Википедии и других открытых источников.
Все фотографии в посте - мои.
Tags: Италия, архитектура
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments