sergej_manit (sergej_manit) wrote,
sergej_manit
sergej_manit

Categories:

Соловьев Николай Васильевич: Невыносимая легкость книжного бытия комиссионера святейшего Ватикана

Оригинал взят у aldusku в Соловьев Николай Васильевич: Невыносимая легкость книжного бытия комиссионера святейшего Ватикана

Сын миллионера, владелец роскошного антикварного магазина и особняка — жемчужины стиля модерн, блестящий эрудит с европейским образованием, муж прима-балерины Мариинского театра, совладелец крупнейшей торговой компании Санкт–Петербурга… Сегодня статья не о плейбое начала XX века, а создателе легендарного 105 каталога (где собраны лучшие иллюстрированные издания), издателе «Русского библиофила» и «Антиквара». Он – Антиквар (с большей буквы) Соловьев Николай Васильевич (1877— 1915).


Перечисленное не ассоциируется с типичным образом продавца антикварных книг начала XX века, вышедшего из крестьян (этакий продвинутый офеня). Он должен был вызывать зависть у коллег по цеху. Но этого не было, читая воспоминания Шилова Ф.Г. и Шибанова П.П., рисуется положительный образ. Он не был им конкурентом — имея отцовские миллионы, он мог относиться к книжной торговле как хобби.


Соловьев Николай Васильевич (1877— 1915)

Простите за сравнение. Иногда бизнесмены покупают своим женам рестораны и кафе. Обычно в таких заведениях большие цены, мало клиентов и слово рентабельность к ним не применимо. Но зато там очень вкусная еда, и малочисленные посетители знают друг друга в лицо. Аналогия понятна: занятия Соловьева не являлись успешной коммерцией, но «105 каталог» и «Русский библиофил» — очень вкусны.


В заметке будет мало о «Русском библиофиле» и «105 каталоге» — они требуют отдельного обзора. В планах также публикация ряда статей Николая Васильевича, которые не переиздавались и труднонаходимы сейчас. В моем журнале появился новый тэг «Соловьев», по нему Вы также в будущем найдете описание отдельных книг из «105 каталога».



Сын «миллионщика».


Николай родился 11 (24) февраля 1877 в семье советника Василия Ионовича Соловьева. Титул советника не должен вводить в заблуждение, Василий Ионович не был чиновником, он начал с фруктовой лавки на углу 1-й роты Измайловского полка и через некоторое время стал крупнейшим владельцем недвижимости Санкт-Петербурга.


Описание его пути на вверх (сродни биографии коммерсантов 90-х XX века: он начал с ларька) достойно отдельной книги. «Торговое товарищество Соловьев В. И.», совладельцем которого стал наш герой, когда подрос, владело несколькими гостиницами, ресторанами (включая действующий поныне «Палкин» на Невском), доходными домами, имело собственный банк.

Отец передал в управление Соловьева гостиницу «Большая Северная» и ресторан «Палкин»



Отец передал в управление Соловьева гостиницу «Большая Северная» и ресторан «Палкин»




Как любой нормальный отец, видевший жизнь без прикрас на пути к успеху, Василий Ионович хотел дать своему единственному сыну отличное образование и получить достойного преемника в делах.


С образованием планы отца реализовались. Закончив Анненшуль (мужская гимназия при Лютеранской церкви святой Анны) и прослушав лекции на юридическом факультете Санкт-Петербургское университета (1899), Н.В. уехал в Европу продолжать обучение в Сорбонне и Гейдельбергском университете.


Я бы сказал не любовь, а огромный интерес к антикварной книге, стал поворотной точкой в судьбе Соловьева. Все свободное от учебы время в Европе он тратил на ознакомление с западной антикварной торговлей.


Сразу отмечу, что есть разночтения по времени пребывания в Европе и возращение домой. В некоторых источниках указывается, что Н.В. вернулся в Питер 1900, в других — 1901. Я исхожу, из указаний Шилова Ф.Г. на 1900 год, в противном случае, с учетом даты издания первого каталога (27.08.1901) получалась бы, что за неполные 7 месяцев произошло слишком много событий.


В 1900 году по возращению сына, Василий Ионович передал ему в управление одну из своих гостиниц — «Большую Северную» (Невский пр-т, 118, сейчас — гостиница «Октябрьская»), назначив ему огромный ежемесячный оклад в размере 500 рублей. Но вместо семейного бизнеса, сын полностью ушел в мир библиофильства, деньги тратил на пополнение книжного собрания.


Уже скоро все крупные питерские антиквары знали его: Клочков В.И. и Шибанов П.П. откладывали постоянному клиенту, интересующие его иллюстрированные издания. С коллекционером Синягиным Н.К. сошлись на теме любви к гравюре. Шилов злорадно отмечает, что вначале собирательство Синягина заключалась в покупке порнографических картинок, и только после встречи с Соловьевым – он стал собирать книги по истории войны 1812 года.


Весть о том, что сын вместо менеджмента подконтрольной структуры, занимается библиофильскими финтифлюшками дошла до отца мгновенно. Николай Васильевич был отлучен от семейного бизнеса и бюджета.


Начало книжного дела на Симеоновской улице, 11


Отлученный от семейного бюджета, Соловьев принимает решение открыть книжную лавку. Снимается помещение по адресу: Симеоновской улица, 11 (как будет отмечено в первом каталоге: 2 дом от Литейного проспекта).


В первоначальную основу торговли Соловьев кладет собственную библиотеку (5 тыс. томов). Лернер Николай Осипович писал в прощальной речи: «С детства собирая книги, Н. В., ко времени вступления в самостоятельную жизнь, обладал такой большой библиотекой, что части ее, с течением лет потерявшей для своего хозяина интерес, было достаточно для того, чтобы положить основание книжному магазину».


По совету друзей — букинистов приказчиком нанимается А. С. Молчанов. В последующем он станет владельцем книжного бизнеса Соловьева, но не будем забегать вперед. Большинство исследователей полагают, что составителем всех каталогов был именно Молчанов Андрей Сергеевич (1880-1940). Меня данный факт не удивляет, например, автором большинства прославленных каталогов Шибанова является его брат.

Молчанов Андрей Сергеевич (1880-1940) Гравюра на дереве Н.Л. Бриммера и Лернер Николай Осипович



Молчанов Андрей Сергеевич (1880-1940) Гравюра на дереве Н.Л. Бриммера и Лернер Николай Осипович




И уже 27 августа 1901 года получено цензурное разрешение на первый «Каталог книг антикварной книжной торговли Николая Васильевича Соловьева». Его обложка сразу заявляет о новом подходе к книготорговле: вместо традиционных старцев (размещенных на каталогах Клочкова и Шибанова), рисунок сверхмодного Бёрдслея (взятый из I тома журнала «Мир искусств» за 1899): читающая дама и попугай.


«Антиквар» или почему мой блог обречен


В 1902 году Соловьев приступает к изданию журнала «Антиквар: Библиографический листок» (разрешение на печать от 17.01.1902, первый номер вышел в апреле).


Выходил он в 2 вариантах (I — цветная обложка, веленевая бумага, II — черно-белая обложка), тираж не превышал трехсот экз.


Обложка «Антиквара» 1903 года, нарисованная Соломко С.С. (он, кстати, рисовал и В.И. Клочкову), в последующем послужила основой для экслибриса Соловьева. У Н.В. было два разных книжных знака для первой библиотеки, которую он пустил в оборот, и этот для второй книжной коллекции. Второй был исполнен в 2 цветовых решениях.

Работы Соломко С.С.: Обложка журнала «Антиквар», Экслибрис Соловьева Н.С. (черно-белый вариант), Торговый экслибрис В. И. Клочкова



Работы Соломко С.С.: Обложка журнала «Антиквар», Экслибрис Соловьева Н.С. (черно-белый вариант), Торговый экслибрис В. И. Клочкова




Не могу удержаться: хочу привести слова Николай Васильевича, опубликованные в конце 1902 года, его грустное признание (мне кажется, что все это применимо к моему блогу):


«Еще в предисловии к 1-му №, мы говорили о преждевременности существования у нас серьезного, специально-библиографического журнала, и предполагали с помощью нового листка создать почву для ближайшего общения наших библиофилов, рассчитывая, конечно, на их добрую волю, на искреннее и сознательное желание этого общения.


К сожалению, расчеты наши не оправдались, и потребность в нем оказалась слишком еще слаба в среде наших любителей. Листок наш в лучшем случае был встречен равнодушно, иногда же, прямо почти враждебно.


Мы не выводим этого заключения из незначительности числа наших подписчиков, на большое количество которых было бы слишком наивно рассчитывать, — мы говорим о полнейшем и упорном нежелании духовно поддержать листок, о равнодушии к его главной цели — единению любителей, достижимой только при возможно более деятельном участии в нем самих библиофилов.


Те немногие вопросы, заметки, письма, которые более храбрые решались помешать на страницах «Антиквара», оставались в большинстве случаев без обсуждения и ответа, несмотря на всю важность и интерес некоторых из них. При таком равнодушии, такой инертности общества, трудно, конечно, работать, но мы решились, тем не менее, еще на один год продолжить наше издание».


1903 год оказался последним для журнала. За это время была попытка составить «Словарь библиофилов» (Н.В. сам писал «Материалы для словаря библиофилов»). Она провалилась здесь, но была реализована в «Русском библиофиле» в труде Иваска У.Г. «Частные библиотеки в России» (до сих пор единственный подобный, актуальный труд).


За два неполных года были опубликовано около 180 заметок, среди них наиболее значимые: Бочагов А.Д. «Библиография М. Н. Лонгинова», Родзевич Г.И. «Скопцы в России: Библиографический указатель литературы о них [60 названий]», Дилакторский П. А. «Библиография трудов М. П. Полуденского», Адарюков В.Я. «Библиогр. указатель книг, брошюр, журн. статей и заметок по истории русского театра» и его же «Библиографический указатель книг, брошюр и статей к истории декабристов [357 названий]»; Верещагин В.А. «Заметки о редких изданиях», Трубчевский Ю. (Аркадьев Е.И.) «Материалы для словаря псевдонимов русских писателей», Петров А.В. «Пристрастие к книгам» (Польза личных библиотек. Характеристики собраний Я.Ф. Березина-Ширяева, А.Е. Бурцева, Н.П. Дурова и др.) и его же «Пётр Великий как библиофил».


Именно здесь, в №9-12 за 1903 публикуется Устав Кружка любителей русских изящных изданий.


Магазин в стиле ампир. Литейный, 51.


Уже на обложке каталога № 16 (сентябрь 1903) стоит новый адрес магазина: Литейный 51. А 17 каталог выходит с фотографией витрин шикарного магазина с названием, дублированным на французском языке: «Livres rares. Libraire N. Solovieff, St. Petersbourg, Liteiny, 51».


Что же произошло? «Отец, увидев, что сын умеет жить своим трудом, помирился с ним. Не желая, чтобы сын миллионера торговал в скромном помещении, он выселил Л. Ф. Мелина из дома Шереметьева на Литейном, 51, увеличил это помещение вдвое, отделал и открыл роскошный магазин» (Шилов Ф.Г.).


Это уже не книжная лавка, а первый в Санкт-Петербурге салон, утопающий в роскоши. Магазин отделан в стиле ампир, всегда заполнен старинными фолиантами в марокенах, множеством редкостных русских и иностранных изданий XVII—XIX столетий, гравюр, литографий, рисунков и рукописей.


Магазин Соловьева Н.В. на Литейной, 51.



Магазин Соловьева Н.В. на Литейной, 51.




Но Шибанов упрекал Соловьева: «Вина его и значительная, заключалась в том, что он не любил входить в непосредственные сношения с публикой, не соприкасался с нею. За исключением самого узкого кружка его постоянных клиентов, его никто не видел в магазине, да и с теми он объяснялся не в магазине, а в кабинете при нем, из которого никогда не выходил. От его магазина, за исключением обстановки и всяких новшеств, не веяло специфичностью хозяина, не обдавало теплом радушного приема. Предоставляя общаться с публикой всецело своим сотрудникам, он находил, что для выявления физиономии предприятия вполне достаточно выпускаемых им каталогов».


Финансовые потоки отца отразились на внешности каталогов, они уже издаются по парижскому образцу с фотографиями (с №16)


Каталоги Комиссионера Ватикана.


За все время под этой маркой вышло 145 каталогов, последние пять (с 140 (в нем содержаться некролог)) — уже после смерти Н.В. с дополнительным указанием (Владелец А. С. Молчанов). Тираж некоторых включал библиофильские экземпляры (на бумаге верже, нумерованные).


В самом начале мы договаривались, что легендарный 105 каталог, воспевающий иллюстрированные издания, я опишу в отдельной заметке.


Большинство каталогов имеют стереотипные названия: «Последние приобретения» и «Иностранные книги» (незабываем, в тот период большинство читающих владело как минимум одним иностранным языком, Вольф М.О. сделал свое состояние, в первую очередь, благодаря продаже книг на иностранных языках, немаловажный фактор здесь обход цензуры).


Но наиболее интересные каталоги имеют собственное название и дают представление о том, чьи библиотеки попали на полки антикварного магазина Соловьева и какой направленности были эти собрания. Представление о собственной библиотеке Н.В., пущенной под нож, дают начальные каталоги.





Каталог №18. Русские портреты (кстати, именно в этом каталоге большое фото (на целый разворот) магазина Соловьева).
Каталог №19. Заключающий в себе книги из библиотеки покойного священника Н.Ф. Климова: Богословие, нравственное и догматическое, каноническое право. История религий. История церкви и раскола.
Каталог №26. Последние приобретения, в число которых вошло собрание книг о Дальнем Востоке, Сибири, Японии и Китае.
Каталог №32. Заключающий в себе, частью, книги из библиотеки генерал-лейтенанта Алексея Ивановича Демидова.
Каталог №33. Заключающий в себе частью книги из библиотеки покойного историографа Михаила Ивановича Пыляева.
Каталог №57 Русские иллюстрированные издания. Гравюры и литография. Виды городов. Типы. Костюмы. Наполеон и война 1812 г.
Каталоги №65 — 72. Библиотека профессора И.В. Помяловского. №№ 67 и 72 La Bibliotheque du Professeur J. Pomialowsky (книги на иностранных языках).




Помяловский Иван Васильевич филолог, профессор римской литературы собирал в первую очередь иностранные книги (древнегреческие и латинские) и рукописи. При этом был жаден. Сумел за копейки купить легендарную библиотеку историка-византиниста, профессора В. Г. Васильевского. Но пожадничал 100 р. и не купил Супрасльскую летопись — сборник летописных текстов первой половины XVI века, о чем переживал всю жизнь. Его огромная библиотека была разделена между домом в Гатчине и квартирой на Надеждинской улице.


После смерти Ивана Васильевича наследники решили продать его библиотеку и просили за нее 40 тысяч рублей. Это было недорого за такое собрание, но таких денег у большинства букинистов не было. Наследники совершили традиционную ошибку: начали распродавать по частям, но в последующем спохватились, и уже остатки оценили в 5 тыс. руб. Эта сумма нашлась только у Соловьева.


В ее составе было много инкунабул и книг XVI—XVII столетий, для покупки которых из Ватикана специально приехал папский нунций. Так Соловьев получил престижное звание комиссионера Ватикана и комиссионера Публичной библиотеки.


Большая часть книг Помяловского была куплена у Соловьева его товарищем Н. К. Синягиным. В свою очередь, собрание Синягина поступило к антиквару П. В. Губару, а позднее коллекцией Губара торговал Шилов Ф.Г. Вот такой круговорот книжных редкостей.





Каталог №85. Русские портреты, гравюры и литографии.
Каталог №90. Редкие книги. (В отличие от Шибанова, у которого все каталоги названы так, у Соловьева название соответствует действительности).
Каталог №92. Император Александр I, Наполеон и Отечественная война.
Каталог №100. Редкие книги. Искусство, археология, архитектура, Rossica, книги о Петербурге.
Каталог №104. Русские портреты.
Каталог №105. Редкие книги.
Каталог №114. Искусство, архитектура, костюмы.
Каталог №118. Двенадцатый год, Отечественная война и Наполеон. Книги, портреты, гравюры, карикатуры.
Каталог №122. Автографы и рукописи.
Каталог №133. Каталог портретов.




Помимо вынесенных в название каталогов, Соловьев купил и продал библиотеки И. Т. Лисенкова, А. А. Половцева, А. Пальчикова, В. Рукавишникова, М. Александрова, и С. С. Татищева.


Некоторые каталоги, как и №105, носят справочный характер для библиофилов: №85. «Русские портреты, гравюры и литографии»; №104. «Русские портреты» (первый специальный каталог русских портретов и гравюр); №118. «Двенадцатый год, Отечественная война и Наполеон»; №122 «Автографы и рукописи» (первый в России книгопродавческий каталог автографов).


В окружении красоты.


Любовь к красоте проявлялась у нашего героя не только в страсти к иллюстрированным изданиям, но и во всем, что его окружало.


Его супругой была прекрасная прима-балерина Мариинского театра Трефилова Вера. На тот момент — Трефилова-Соловьева. Её лучшей подружкой была Матильда Кшесинская, любовница цесаревича Николая Александровича (будущего Николая II), а в последующем великих князей.

Кшесинская Матильда и Трефилова Вера. Балет «Пробуждение Флоры» 1894 Мария Тальони (Литогравюра из собрания В. Трефиловой-Соловьевой)



Кшесинская Матильда и Трефилова Вера. Балет «Пробуждение Флоры» 1894 Мария Тальони (Литогравюра из собрания В. Трефиловой-Соловьевой)




Жизнь Веры Александровны как минимум достойна одной книги. Здесь же я остановлюсь, на нескольких моментах.


В № 8 «Русского библиофила» за 1911 год была размещена статья Соловьева о литографических портретах знаменитой балерины Марии Тальони, которая гастролировала в Петербурге пять сезонов — с 1837 по 1842.


В последующем, на основе заметки была выпущена книга. Под большинством изображений, стояла помета: «Из собрания В. Трефиловой-Соловьевой».


Это дало право говорить Шилову о самостоятельном книжном собрании Трефиловой Веры. Так это или мужу было приятно показать, что жена тоже причастна к его страсти, сказать трудно. Мы уходим в вечный вопрос: «может ли женщина быть библиофилом». Книжного знака Трефиловой я не нашел. Но после смерти мужа именно она взяла на себя руководство «Русским библиофилом».


N.B. Книга не так давно была переиздана, ссылку на электронный вариант с неплохой вводной статьей — смотрите в источниках.


Супруги жили в роскошном доме. В 1912 Соловьев приобрел особняк генерала, тайного советника, одного из главных строителей Транссибирской магистрали С.Н. Чаева на Рентгена, 9.

Особняк Соловьева Н.В. на Рентгена, 9.



Особняк Соловьева Н.В. на Рентгена, 9.




Он считается одним из лучших произведений Петербургского модерна, построен по проекту архитектора В.П. Апышкова в 1906-07 годах. Фотографии и планы дома неоднократно печатались в журнале «Зодчий». Супруги наняли модного архитектора Лидваля (автора гостиницы «Астория») для возведения пристроек к особняку со стороны двора. Результат (1916) Соловьев уже не застал.


В настоящее время особняк используется под размещение Стоматологической поликлинике №17.


Русский библиофил


Как и договаривались вкратце, подробно позже. Журнал выходил с 1911 восьмью книжками в год тиражом 1000–1500 экземпляров.


Редакция «Русского библиофила» фактически помещалась в квартире Соловьева.


Шилов пишет: «Официальным редактором «Русского библиофила» считался Соловьев, но почти всю работу вел В. М. Андерсен, который хотя и являлся автором таких работ, как «Плюшар и его типография», «Аракчеев и его издания», но не был книжником. Поэтому «Русский библиофил» приобрел больше характер литературного журнала».

Обложки журналов «Антиквар» и «Русский библиофил»



Обложки журналов «Антиквар» и «Русский библиофил»




Предоставим слово очевидцу, фактически сменившего Андерсена, Лернеру Николаю Осиповичу:


«Он не жалел на него ни своих средств (в пять лет издания журнал дал около сорока тысяч убытку), ни труда, писал иногда краткие рецензии, подчас даже сам держал корректуру и составлял хронику, и входил решительно во все мелочи. О том, как умел Н. В. разыскивать интересные материалы для журнала, достаточно свидетельствуют хотя бы Пушкинский номер 1911 г. или другой специальный номер, посвященный в 1912 г. Жуковскому, где появилось много неизданных писем, стихов и рисунков поэта, или такой памятник мемуарной литературы, как записки князя И. М. Долгорукова, печатающиеся с начала 1913 г., письма Н. И. Новикова (1913), письма Герцена (1914), стихи Лермонтова (1913) и т. д.


Любовь к литературе, сочетая с любовью к живописи, Н. В. рассмотрел альбомы поэта–рисовальщика Жуковского («Поэт-художник В. А. Жуковский», 1912) в большой и богатой эрудицией статье. Этого поэта он особенно любил, по несомненному сродству своей мягкой натуры с безмятежной душой Жуковского, и в кругу близких Жуковскому людей он нашел героиню работы, занимавшей его в последний год жизни, — А. А. Воейкову — «Светлану», биографию которой, так художественно сотканную, напечатал в первых пяти книжках настоящего года. («История одной жизни» вскоре выйдет отдельной книгой, с приложением материалов)».


Подобное отношение к просветительству: в убыток себе, роднит Соловьева с другим членом Кружка любителей русских изящных изданий, собственником журнала «Старые годы» — Вейнером П.П.


У обоих купеческие гены были перекрыты интеллигентским бескорыстием.


Публикации


Соловьев был автором прекрасных статей, которые он публиковал не только в собственных изданиях, но в журнале «Старые годы». Часто использовал монограммы, в основном – «Н.С.».

Соловьев, Н. Валериан Лангер. СПб., 1912. Отдельный оттиск из журнала «Старые годы»; Портрет Лангера; А.А. Воейкова (с картины из собрания графини М.А.Бреверн де ла Гарди)



Соловьев, Н. Валериан Лангер. СПб., 1912. Отдельный оттиск из журнала «Старые годы»; Портрет Лангера; А.А. Воейкова (с картины из собрания графини М.А.Бреверн де ла Гарди)




Если в «Русском библиофиле» его творчество в основном сводилось к написанию некрологов, введений и т.п. (хотя надо отметить: «Французские граверы 18 века», «Русская книжная иллюстрация 19 века и произведения [А.С.] Пушкина»). То в «Старых годах» помещались буквально шедевры: «Русская книжная иллюстрация XVIII века» (1907), «Иллюстрированные издания о России начала XIX века» (1908), «Иностранцы о России в XVII веке» (1909), «Библиография усадеб» (1910), «Валериан Лангер» (1912).


В большинстве его статьи остались актуальны и на сегодняшний день. Например, его «Библиография усадеб» считается лучшей в данной сфере. Все они не переиздавались. Попытаюсь устранить эту несправедливость, и в ближайшее время парочку опубликую здесь.


Как Николай Васильевич с Дмитрием Васильевичем поссорился (О взаимоотношениях с Ульянинским Д.В.)


Многие библиофилы знают о Соловьеве только, что он подвел Ульянинского Д.В. с доставкой книги (пересказывать конфликт на тему «Книга—почтой» не буду, кто не помнит см. Глава 7 Московские букинисты). Эти 2 страницы труда Ульянинского «Среди книг и их друзей» не только вбили нам мнение о вечной конфронтации двух великих, но его очень любят приводить, когда говорят о разности коллекционеров Питера и Москвы.


Не так давно читаю статью о коллекции Ласункого Олега Григорьевича и вижу: книга С.С. Султанова «Поэт книги. Д.В. Ульянинский и его библиотека» (Москва, 1914) с дарственной надписью Дмитрия Васильевича Соловьеву. Значит уже после издания «Среди книг и их друзей» они помирились и находились в дружеских отношениях.


Общественная жизнь и смерть


Помимо книжного дела Соловьев был директором отцовского банка, гласным городской думы, членом больничной комиссии, состоял попечителем Александровской больницы в память 19 февраля 1861 г.


После начала I-ой мировой войны он встал во главе целого ряда лазаретов для раненых воинов и отдал на это святое дело значительные денежные средства. Смертельную простуду, которая в несколько дней свела его в преждевременную могилу, он схватил при своих неутомимых разъездах по лазаретам, бывшим в его заведывании.


Умер Николай Васильевич 14 августа 1915 года в возрасте 38 лет. Незадолго до этого смерть унесла двух его знакомых, много сделавших для русской книги, барона Н.Н. Врангеля и В.И. Клочкова. Некролог о Василии Ивановиче писал сам Соловьев, и он был опубликован №5 «Российского библиофила», а в № 6 — уже его.


Ирония судьбы: Николай Васильевич всю жизнь посветил иллюстрированным изданиям, а его изображение я нашел только одно, опубликованное во всех некрологах.


После смерти.


Шилов Ф.Г. рассказывает нам, что «перед смертью Соловьев оставил отцу письмо, в котором просил продать магазин А. С. Молчанову. В. И. Соловьев исполнил просьбу сына. Он продал Молчанову магазин за невысокую цену, с рассрочкой на пять лет. Молчанов же расплатился с ним в один год. Соловьева это так рассердило, что он выселил Молчанова из своего дома, в котором тот бесплатно занимал квартиру из пяти комнат. Соловьёв-отец был возмущен: при сыне магазин приносил все время убытки, Молчанов же, став хозяином, смог уплатить большой долг в один год».

Стр. из 140 каталога. Некролог и сразу сообщение Молчанова А.С. о переходе магазина в его собственность (очень шустро)


Copyright © 2016 aldusku.livejournal.com. Тираж 1 штука. Типография «Тарантас».








Tags: история книги, торг
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments