sergej_manit (sergej_manit) wrote,
sergej_manit
sergej_manit

Category:

Таки продался канешно...


http://www.sothebys.com/en/auctions/ecatalogue/2015/impressionist-modern-art-evening-sale-l15006/lot.18.html


Тут истории разные ---



КАЗИМИР МАЛЕВИЧ Супрематическая композиция (синий прямоугольник поверх красного луча). 1916
КАЗИМИР МАЛЕВИЧ Супрематическая композиция (синий прямоугольник поверх красного луча). 1916. Холст, масло. 88 x 70,5. Собрание наследников Малевича. Минимальная гарантированная ставка — 60 млн долл. Sotheby’s. 03.11.2008
Источник: sothebys.com

«Супрематическая композиция» Малевича на Sotheby’s. Три дня до рекорда

ARTinvestment.RU – 31.10.2008, 06:58



КАЗИМИР МАЛЕВИЧ Письменный стол и комната. 1913
КАЗИМИР МАЛЕВИЧ Письменный стол и комната. 1913. Холст, масло. 79,5 x 79,5. Собрание наследников Малевича. Источник: stedelijk.nl

КАЗИМИР МАЛЕВИЧ Мистический супрематизм (черный крест на красном овале). 1920–1922
КАЗИМИР МАЛЕВИЧ Мистический супрематизм (черный крест на красном овале). 1920–1922. Холст, масло. 100,5 x 60. Собрание наследников Малевича
Источник: stedelijk.nl

КАЗИМИР МАЛЕВИЧ Супрематизм, 18-я конструкция. 1915
КАЗИМИР МАЛЕВИЧ Супрематизм, 18-я конструкция. 1915. Холст, масло. 53 x 53. Собрание наследников Малевича Источник: stedelijk.nl

КАЗИМИР МАЛЕВИЧ Живописный реализм футболиста. 1915
КАЗИМИР МАЛЕВИЧ Живописный реализм футболиста. 1915. Холст, масло. 70 x 44. Собрание наследников Малевича Источник: stedelijk.nl

Через три дня, 3 ноября 2008 года, на аукционе Sotheby’s с рекордным результатом будет продана одна из самых редких и, скорее всего, самая дорогая работа в истории русского искусства.

Откуда столько уверенности? Да потому что вариантов нет. Ведь на торги в результате невероятной многоходовой реституционной комбинации поступает картина, представляющая самый ценный период самого признанного на Западе русского художника, оказавшего значительное влияние на идеологию мирового искусства в XX веке. Пожалуй, и хватит с эпитетами. По обе стороны океана вообще достаточно трех слов: Малевич, Супрематическая композиция. Ну, может быть, добавить еще пару фраз: юридически безупречно, без каких-либо сомнений в подлинности. Остальное и так понятно: и то, что шанс купить работы подобного класса выпадает раз в 20-30-50 лет, и то, что стоить они могут действительно любые деньги — в силу редкости и огромного значения, и прочее. А потому гарантированная безотзывная ставка в 60 миллионов долларов, которую сделал анонимный иностранец, реально воспринимается лишь как старт. Возможны и 100 и 120 миллионов долларов, почему нет? По полтора — три миллиона долларов на каждого из почти сорока наследников, в интересах которых будет продана работа. Хотя я бы с большей вероятностью поставил на цифру в 75 миллионов долларов.

Интересно, что «Супрематическая композиция» — это не последний шанс для коллекционеров и инвесторов. В обозримом будущем на торги наверняка поступят еще четыре работы Малевича беспрецедентного качества. За исключением одной кубистической работы 1913 года, все остальное — шедевры супрематизма 1915–1922 годов. И сегодня есть отличный повод вспомнить историю вопроса и поговорить о судьбе картин — тем более что подробности еще не успели стереться в памяти.

О том, что пять шедевров Малевича наверняка поступят на торги, мир узнал 24 апреля 2008 года. В тот день было объявлено о достижении соглашения между городскими властями Амстердама и наследниками Казимира Малевича по поводу спорных работ авангардиста из собрания Stedelijk Museum. Нью-йоркская адвокатская контора Herrick, Feinstein LLP, представляющая интересы наследников, добилась передачи им пяти значительных работ из музейной коллекции.

Считается, что сам Стеделийк Музиум был добросовестным приобретателем работ. В 1958 году они были законно куплены у архитектора Хуго Хэринга. Потом оказалось, что Хэринг не имел права распоряжаться ими как своей собственностью. Об этом и напомнили адвокаты наследников. Поначалу ситуация казалась патовой: по голландским законам из-за истечения срока давности перспективы у исков в Европе не было. Но юристы нашли лазейку и устроили «малевичам» засаду. Когда часть собрания Стеделийка, 14 картин, отправилась в 2003 году на выставки в Штаты (в нью-йоркский Гугенхайм и хьюстонский Menil Collection), началась атака. В Штатах работы из Стеделийка стали уязвимыми.

Почему «докопались» до Стеделийка? Известно, что там находится самое большое и самое значимое собрание работ Малевича. Оно состоит не только из работ для берлинской выставки 1927 года, но и из части коллекции Николая Харджиева и его жены Лилии Чаги. Той самой коллекции с архивом, которая была неофициально вывезена из СССР в 1990-е годы и тоже вызывает юридические споры, но это уже другая история. Битва развернулась именно за картины с берлинской выставки 1927 года. Для Малевича это был «прорыв на Запад», редкая возможность заявить о своем приоритете в идеях, поэтому работы для нее он отбирал с особой тщательностью. Малевич уже тогда опасался, что его работы и новаторские решения могут быть скрыты советской властью от мировой общественности. И имел для этого все основания — то разрешение на выезд за рубеж оказалось последним.

Из публикаций расследований прессы удается собрать следующую картину событий. В Берлин из своей ленинградской студии Малевич привез около ста работ, включая около семидесяти живописных. Но еще до истечения срока поездки Малевича телеграммой неожиданно вызвали назад, в страну. Предвидя неладное, но все же надеясь вернуться, Малевич оставил свои работы на хранение архитектору Хуго Хэрингу. Однако забрать их Малевичу было не суждено: за рубеж его больше не пустили до самой смерти в 1935 году. По окончании выставки Хэринг отправил работы супрематиста на хранение директору музея Ганновера Александру Дорнеру. У него-то их и увидел тогдашний директор МОМА Альфред Барр, который отбирал в Европе материал для выставки «Кубизм и абстрактное искусство». Якобы считая Дорнера правомочным распорядителем работ, Барр купил у него две картины и пару рисунков. А еще семнадцать работ отобрал на выставку в Нью-Йорке. (В разных документах количество работ разнится, но теперь это уже не важно.) По другим источникам, Дорнеру надо было любой ценой получить визу, чтобы уехать из Германии, и есть мнение, что картины Малевича использовались как аргумент в этом вопросе.

Каким-то чудом этот груз удалось переправить за океан. Исторический пейзаж был такой, что нацистами уже вволю навешивались ярлыки «дегенеративного искусства». Уже шли конфискации, и даже своего, купленного, Малевича, который тоже представлял «искусство вырождения», директор Барр провозил через границу тайком, спрятав холсты в зонтике. Спустя три года после описанных событий и самому Дорнеру пришлось эмигрировать в США, захватив с собой одну картину и рисунок. А оставшиеся — вернуть обратно Хуго Хэрингу, с которого все и началось. Что бы потом ни говорили о Хэринге, но ему все-таки удалось надежно спрятать картины и рисунки и сберечь наследие Малевича в период военного лихолетья.

Потом, в 1958 году, напомню, работы у Хэринга были куплены голландским музеем. Так в Стеделийке оказалась шикарная подборка супрематических масел середины 1910-х годов (размером 70 х 60, а порой и метровых), кубистические композиции 1913–1914 годов и другие ценные работы. Все законченные, высочайшего качества, шедевры.

Тем временем работы, уплывшие с Барром за океан, регулярно выставлялись в МОМА. В 1963 году, когда почти за три десятка лет никто из наследников не заявил своих прав, они стали частью постоянной музейной коллекции. Проблемы начались только в 1993 году, когда после распада СССР наследники Малевича при содействии немецкого историка искусства Клеменса Туссена инициировали переговоры с МОМА о возврате работ. В результате в 1999 году нью-йоркский музей современного искусства согласился выплатить наследникам денежную компенсацию (размер не назывался, но, по слухам, было заплачено около пяти миллионов долларов) и вернуть одну из шестнадцати картин — «Супрематическую композицию» с черным и красным прямоугольниками, образующими крест. Остальные пятнадцать работ вроде бы остались в экспозиции музея. Так писали газеты того времени. Встречается и другая версия, что картин вернули больше (во что слабо верится). Но надо признать, что музей в любом случае легко отделался.

Судьба же отсуженной в 1999 году у МОМА «Супрематической композиции» сразу была ясна как божий день. Уже в мае 2000 года на аукционе Phillips в Нью-Йорке холст продали за 17 миллионов долларов (5 строчка в рейтинге самых дорогих картин русских художников) против ожидаемых десяти миллионов. Возможно, этот опыт и научил наследников впредь на денежные компенсации не размениваться — картинами брать выгоднее.

Малевич — один из самых подделываемых художников. Относительно безопасно работать с его вещами (как правило, графикой) могут только очень опытные коллекицонеры. Поэтому так важно, что работы, отсуженные наследниками, будут не просто с железным провенансом, но теперь еще и полностью «белые» с юридической точки зрения: их нового владельца уже не смогут терроризировать претензиями, играя на сомнительном происхождении (как, например, замучили Эндрю Ллойда Уэббера с его «Портретом Анхеля Фернандеса де Сото» (1903) кисти Пикассо). Полностью легальный Малевич, освобожденный от темного прошлого, — это огромная редкость на рынке, то есть вещь, обладающая высочайшей ликвидностью. Покупать ее безопасно со всех точек зрения. И выгодно со всех точек зрения. Как говорится, это вещь «для широкого круга читателей», даже в искусстве разбираться не обязательно. Так что ждать рекорда осталось недолго. Всего-то три дня.

В статье использованы материалы публикаций журнала «Директор-инфо».

Владимир Богданов,
ARTinvestment.RU





и ещё....

Оригинал взят у galik_123 в Импрессионизм и модернизм на аукционе Sotheby’s
Новость из мира искусства

x-003.jpg
Поль Гоген (1848-1903). Натюрморт с манго, 1891. Холст, масло

В Лондоне 24 июня 2015 года на аукционе Sotheby’s прошли торги произведениями импрессионизма и модернизма. Одним из тор-лотов стала картина Казимира Малевича "Супрематическая композиция № 18", предоставленная для торгов наследниками художника и проданная за £21,4 млн ($32,8 млн) при предпражной оценке в £20-30 млн. Аукционный рекорд для работ Малевича по-прежнему принадлежит "Супрематической композиции", проданной в 2008 году за $60 млн. Выставленная на торги картина участвовала в самой первой экспозиции супрематической живописи в ноябре 1915 года в Москве.
Абстрактная композиция входила в число работ, отобранных самим художником для берлинской выставки 1927 года. В июне того же года Малевичу пришлось вернуться в Советский Союз, но его картины остались на хранении в Германии. Художнику было отказано в последующих поездках на Запад, и он скончался в 1935 году в СССР. Позже эта картина  была передана на хранение немецкому архитектору Хуго Херингу, который продал ее муниципальному музею города Амстердама. В 2004 году наследники художника подали в суд, оспаривая законность владения музеем произведениями Малевича. В результате четырехлетней тяжбы пять вещей из собрания амстердамского музея были возвращены наследникам. Последние, в свою очередь, согласились отозвать иск и не претендовать на другие полотна Малевича, которые также хранятся в голландском музее Стеделейк, который имеет самую большую коллекцию Малевича за пределами России. Последний раз картина экспонировалась в 2014 году в рамках ретроспективы в Тейт Модерн в Лондоне.

x-006.jpg
Каземир Малевич (1879-1935). Супрематическая композиция № 18, 1915

А самым дорогим лотом стала картина Густава Климта "Портрет Гертруды Лев", ушедшая за £24,8 млн ($38 млн) при оценке в £12-18 млн. Картина была продана после продолжительных торгов между покупателем по телефону и настойчивой дамой из зала (победу одержала последняя). Это произведение, заказанное отцом 19-летней модели в Вене, осталось в Австрии, когда в 1939 году Герта бежала от нацистов в Америку.  По-видимому, история модели подогрела интерес к картине.

x-016.jpg
Густав Климт(1862-1918). Портрет Гертруды Лев ( Герты Фелшовани), 1902. Холст, масло

Замыкает тройку лидеров Эдуард Мане. Первый вариант "Бара в Фоли-Бержер" был продан за £16,95 млн ($26 млн).

x-005.jpg
Эдуард Мане (1832-1883). Бар в Фоли-Бержер,1881. Холст, масло

Общая сумма торгов произведениями импрессионизма и модернизма составила 252 млн. евро или 280 млн. долларов. Среди проданных произведения Клода Моне, Анри Матисса, Эдгара Дега, Пабло Пикассо и других известных художников. Вот некоторые из этих произведений (выбор автора).

x-002.jpg
Клод Моне (1840-1926). Этрета, 1883. Холст, масло


x-011.jpg
Анри Матисс (1869-1954). Женщина с зелёным зонтиком, 1919


x-001.jpg
Пабло Пикассо (1881-1973). Два персонажа (чтение), 1934


x-008.jpg
Фернан Леже (1881-1955). Лежащая женщина,1920. Холст,масло.


x-015.jpg
Рене Магритт (1898-1967). Новый год, 1942. Бумвга, гуашь


x-013.jpg
Эрика Джованна Клин( 1900-1957). Локомотив,1926


x-014.jpg
Бен Николсон (1894 - 1982). Композиция, 1931-1936


x-009.jpg
Ив Танги (1900-1955). Определённость,1939

x-004.jpg
Эдгар Дега (1834-1917). Маленькая танцовщица четырнадцати лет, 1879-81


x-010.jpg
Линн Чедвик (1914-2003).Макет юбилея II,1983

В начале июля на аукционе Sotheby’s пройдёт неделя старых мастеров.

Битва негров в глубокой пещере тёмной ночью



Tags: Малевич, аукцион, супрематизм, торг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments