sergej_manit (sergej_manit) wrote,
sergej_manit
sergej_manit

Category:

Сегодня в Лондоне. Русское искусство. Sotheby’s и Christie’s.

Прогноз ARTinvestment.RU: шедевры русского искусства на «импрессионистах и модернистах» в Лондоне

ARTinvestment.RU – 19.06.2015, 11:58

В своих регулярных прогнозах к «русским торгам» (см., например, «Как сбылись наши прогнозы для июньских торгов в Лондоне») ARTinvestment.RU
всякий раз отмечает, что интерес к ним снижается, а сверхбогатые русские коллекционеры переключаются на престижные торги импрессионистов
и модернистов. Там они продолжают торговаться за предметы русского искусства, но только другого уровня — за шедевры международного
значения, которые интересны не только русским, но и западным коллекционерам.

Свидетелями именно такого события мы вскоре и станем. 23–26 июня Sotheby’s и Christie’s проведут вечерние и дневные торги
Impressionist & Modern Art, на которых в числе прочих будут предложены шедевры самых дорогих русских художников: Малевича, Гончаровой,
Кандинского, Явленского, Шагала, Сутина, Липшица, Цадкина. На сессиях попроще появятся работы Делоне, Пуни, Кислинга.
И если на «русских торгах» максимальный эстимейт редко превышает $5 млн, то на международных торгах речь порой идет
о десятках миллионов. Иногда даже о многих десятках.

Последние настроения покупателей на западном аукционном рынке уверенно говорят о том, что июньские торги пройдут на ура. Будут и сенсации,
и многократные превышения эстимейтов. Но нам в первую очередь интересно предположить, как сложится судьба произведений именно русских
художников на этот раз.

Начнем с Sotheby’s Impressionist & Modern Art Evening Sale 24 июня 2015 года.

Казимир МАЛЕВИЧ Супрематизм. 18-я конструкция. 1915
Казимир МАЛЕВИЧ Супрематизм. 18-я конструкция. 1915
Холст, масло. 53,3 × 53,3
Sotheby’s. 24.06.2015. Лот 18
Эстимейт: $30,6–46 млн
Прогноз AI: $70–80 млн





Прогноз: Эстимейт в $30,6–46 млн для этой работы — жеманство. Я ожидаю, что цена будет в 2 раза выше. Это работа особо ценного периода, хотя однозначно хуже и меньше по размеру, чем знаменитая композиция, проданная в 2008 году за $60 млн. И если рассуждать рационально и исходить из качества, то «18-я конструкция» должна стоить около $50 млн. Но откуда ж тут взяться рациональности? Шанс купить любую подлинную супрематическую живопись Малевича выпадает один раз в десятки лет. В позапрошлый раз такое было 15 лет назад. А сейчас коллекционерам просто повезло: наследники постепенно распродают партию из пяти работ Малевича, отсуженных у амстердамского музея Стеделийк. Безупречный провенанс, полная юридическая чистота — уникальный случай. В закромах у наследников после июньской продажи останется еще два первоклассных супрематических Малевича и один менее ценный кубистический. А потом — всё. Окно возможностей закроется. Шанс купить хорошего Ротко или Климта еще точно будет. А вот живопись основателя супрематизма, вполне возможно, появится на рынке лишь через 20–30 лет.

Хаим СУТИН Камердинер. 1927
Хаим СУТИН Камердинер. 1927
Холст, масло. 72,7 × 46
Sotheby’s. 24.06.2015. Лот 31
Эстимейт: $10–13 млн
Прогноз AI: $15 млн

Прогноз: Sotheby’s заманивает. Аукцион установил эстимейт заметно ниже, чем ранее продавались портреты Сутина. Вспомним, что «Мужчина в красном шарфе» в 2007 году был продан за $15 млн, а «Маленький кондитер» в 2013 году собрал кассу в $18 млн. Нынешний «Камердинер» в этом ряду выглядит очень неплохо. В далеком 2001-м на «Phillips» он был продан за $1,9 млн, и цены на Сутина растут все последние годы. Ценовой рекорд обновился совсем недавно, в мае 2015-го, и составляет $28 млн (но это был не портрет, а бычья туша). Думаю, в свете всех этих обстоятельств потенциал нынешнего «Камердинера» — $15 млн. Хотя знатоки критикуют этот прогноз за чрезмерный оптимизм и ставят на $11 млн.

Алексей ЯВЛЕНСКИЙ Женская голова. Около 1913
Алексей ЯВЛЕНСКИЙ Женская голова. Около 1913
Холст, масло. 53,3 × 49,8
Sotheby’s. 24.06.2015. Лот 28
Эстимейт: $2,5–3,4 млн
Прогноз AI: $4–4,5 млн

Прогноз: Один из первопроходцев абстрактного экспрессионизма, Алексей фон Явленский занимает 5-ю строчку в рейтинге самых дорогих русских художников, сразу вслед за своим соратником Кандинским. Вещь продается красивая, само собой, подтвержденная Комитетом Явленского. Но портреты такого класса не такая уж редкость. Они не раз продавались на первоклассных аукционах. Например, в прошлом году на Sotheby’s сопоставимая по классу «Красная шляпа» 1912 года была продана за $4,8 млн. И это, суть, предельная цена. Думаю, в этот раз будет чуть поменьше — $4–4,5 млн.

Марк ШАГАЛ Влюбленные в Вансе. 1957
Марк ШАГАЛ Влюбленные в Вансе. 1957
Холст, масло. 72,5 × 99,5
Sotheby’s. 24.06.2015. Лот 48
Эстимейт: $1,5–2,3 млн
Прогноз AI: $5 млн

Прогноз: Номер 6 в списке самых дорогих русских художников, Марк Шагал довольно широко представлен на лондонской неделе импрессионистов и модернистов — добрым десятком работ на любой вкус и кошелек. Вообще Шагала традиционно на рынке много. Но «Влюбленные в Вансе» — вещь особенная. Наберите в поиске LES AMOUREUX DE VENCE — и удивитесь. С этой светлой и доброй композиции напечатаны плакаты, из нее делают паззлы — верный признак всеобщего признания и исключительного качества. Само собой, работа эта имеет хорошо прослеживаемую историю, с выставками, с публикациями при жизни Шагала, с подтверждением Comité Marc Chagall (а как иначе?). Какие там 1,5–2,3 миллиона! Думаю, дадут минимум 5 миллионов, а то и больше!

Василий КАНДИНСКИЙ Розовый на сером. 1926
Василий КАНДИНСКИЙ Розовый на сером. 1926
Холст, масло. 41 × 52,5
Sotheby’s. 24.06.2015. Лот 50
Эстимейт: $1–1,5 млн
Прогноз AI: $1,5–2 млн

Прогноз: Тут сложный случай. Кандинский — любимец коллекционеров и художник, аукционный рекорд которого составляет $23 млн. Проблема в том, что конкретная работа не шедевр, даже с натяжкой. Да, это ценный абстрактный Кандинский периода Баухауза, но на любителя. Мрачноват, да и композиционно не каждому понравится. В общем, скорее лишь предчувствие подсказывает, что он не сильно выйдет за границу верхнего эстимейта. Может, дойдет до $2–2,5 млн. Но в таких случаях коллекционеры могут попридержать коней и подождать варианта лучше: чай, не Малевич какой-нибудь, завтра не закончится.

Соня ДЕЛОНЕ Без названия. 1947
Соня ДЕЛОНЕ Без названия. 1947
Бумага, гуашь, смешанная техника. 64,6 × 50
Sotheby’s. 25.06.2015. Лот 302
Эстимейт: $59–88 тыс.
Прогноз AI: $110 тыс.

Прогноз: Гуашь нашей Сарры Елиевны Делоне-Терк, жены коллекционера и критика Вильгельма Уде и, во втором браке, основателя орфизма Робера Делоне, Sotheby’s предлагает 25 июня на менее престижной дневной сессии торгов, куда выносятся вещи попроще. Эстимейт $59–88 тыс. Не дешево. Но и работа большая и эффектная. Народу нравится. Не случайно по цветовым ритмам и другим узнаваемым композициям Делоне даже ИКЕА делала постеры. Вернемся к конкретной гуаши. Обычно они так и стоят, около $40–50 тыс., бывают даже дешевле. Но есть и другой пример: буквально месяц назад сопоставимая по всем параметрам работа русской парижанки ушла на нью-йоркском Sotheby’s за $150 тыс. Что бы это значило? Статус площадки и правильные люди? Мой прогноз на этот раз будет осторожнее: $110 тыс. Тем более что на тех же торгах будет продаваться другая гуашь, «Цветовой ритм» — чуть поменьше, но поярче и подешевле, с эстимейтом $29–44 тыс.

Марианна ВЕРЁВКИНА Двое детей перед афишей «Большого цирка». Около 1930
Марианна ВЕРЁВКИНА Двое детей перед афишей «Большого цирка». Около 1930
Бумага на дереве, темпера. 21,8 × 17,2
Sotheby’s. 25.06.2015. Лот 332
Эстимейт: $18–26 тыс.
Прогноз AI: $30 тыс.

Прогноз: Тут важна не конкретная работа, а имя. Марианна Верёвкина. Участница выставок «Бубнового валета» и «Синего всадника», жена Алексея Явленского. Ее симпатичная, но крошечная темпера оценена специалистами аукционного дома вполне по рынку. Так она примерно и должна стоить — около $20 тыс. Была бы в 4 раза больше — стоила бы $200–300 тыс. Прогноз скорее консервативный: $30 тыс. с учетом наценки за статусную площадку.

Теперь переходим к русским на вечерних торгах «Impressionist & Modern Art» 23 июня на Christie’s. Авторы топ-лотов преимущественно те же: Шагал, Сутин, Явленский. Впрочем, кое-кто добавился. С них и начнем.

Наталия ГОНЧАРОВА Парусник. 1920-е
Наталия ГОНЧАРОВА Парусник. 1920-е
Холст, масло. 92 × 65,1
Christie’s. 23.06.2015. Лот 45
Эстимейт: $2,3–3,1 млн
Прогноз AI: $3,5 млн

Прогноз: Эту картину купили на Bonhams в 2008 году за $3,35 млн. в пересчете по тому курсу. Заплатили в два раза выше эстимейта. Теперь выставляют даже дешевле, если считать в долларах. Особой борьбы за этот лот я не предвижу, цена будет скорее чуть выше эстимейта — $3,5 млн. Еще смущает, что описание лота не содержит выставочной истории, а единственное упоминание в литературе — печально известный каталог Энтони Партона. Я не на проблемы с подлинностью намекаю (хотя база AI по Гончаровой просто пестрит красными индикаторами), а на поразительное несоответствие качества презентации лота в каталоге его цене.

Жак ЛИПШИЦ Сидящая купальщица. 1917
Жак ЛИПШИЦ Сидящая купальщица. 1917
Бронза. Высота 83,5 см. Отливка 1 из 7
Christie’s. 23.06.2015. Лот 3
Эстимейт: $0,6–0,9 млн
Прогноз AI: $1,1 млн

Прогноз: Скульптура Хаима (Жака) Липшица мало того что весьма симпатичная, так и еще и создана в этапный для него кубистический период, время увлечения идеей деконструкции и анализа. А еще эта скульптура под метр ростом (это плюс), правда о том, сколько она в бронзе может весить, даже подумать страшно. Эстимейт, пусть вас это не удивляет, вполне обоснован. Месяц назад, то есть в мае, другая «Сидящая купальщица» (1916), лишь немного лучшая, была продана за $1,35 млн (известно, что за 13 лет она подорожала в три раза). Вероятно, в этот раз можно ждать близкого результата — $1,1 млн. В целом же для скульптуры Липшица даже $2 млн уже не редкость, а его ценовой рекорд составляет $2,6 млн.

На дневных торгах Christie’s 24 июня тоже есть весьма примечательные для нас имена и лоты.

Осип ЦАДКИН Женский торс. 1953
Осип ЦАДКИН Женский торс. 1953
Черное дерево. Высота 43,5 см. Единственный экземпляр
Christie’s. 24.06.2015. Лот 386
Эстимейт: $124–185 тыс.
Прогноз AI: $220 тыс.

Прогноз: Иосель (Осип) Аронович Цадкин не только выдающийся наш, но и признанный во всем мире скульптор и художник. Недавно другая его скульптура из черного дерева была продана на Christie’s дороже $400 тыс., правда, она была повыше нынешней. Так что потенциал выставленного на торги эбенового торса — уверенные $220 тыс. Работ Цадкина на рынке много, и это хорошо для коллекционирования: есть из чего выбирать. Ценовой же рекорд на его произведения составляет $850 тыс. Любопытно, что установлен он не на престижных лондонских или заокеанских торгах Christie’s или Sotheby’s, а на берлинском аукционе Villa Grisebach.

Вместе с дневными торгами 24 июня Christie’s проводит аукцион «Impressionist & Modern Works on Paper Sale» — работы на бумаге импрессионистов и модернистов.

Иван ПУНИ Петрозаводская улица в Петрограде. 1914–1915
Иван ПУНИ Петрозаводская улица в Петрограде. 1914–1915
Бумага, тушь. 31,6 × 23,9
Christie’s. 24.06.2015. Лот 104
Эстимейт: $23–31 тыс.
Прогноз AI: $23 тыс.

Прогноз: Соратника Шагала и Малевича, русского авангардиста Ивана (Жана) Альбертовича Пуни в этом обзоре я тоже упоминаю главным образом из-за имени, а не из-за качества лота. На этих лондонских торгах будет продаваться, увы, не живописный шедевр, а всего лишь рисунок с эстимейтом $23–31 тыс. Русская тема и хороший период создания («Петрозаводская улица в Петрограде» была выполнена в 1914–1915 годах, а эмигрировал Пуни в 1919-м) теоретически могут позволить рисунку уйти с торгов по нижней границе эстимейта. Потому что для графики Пуни даже $23 тыс. — это все-таки дороговато.

Ну, а для завершения прогноза по Christie’s нам необходимо вернуться на престижные вечерние торги 23 июня, чтобы представить топ-лоты в сегменте русского искусства. Кроме Гончаровой, их еще два — Шагал и Сутин.

Хаим СУТИН Полуденный пейзаж. 1922–1923
Хаим СУТИН Полуденный пейзаж. 1922–1923
Холст, масло. 65,4 × 81
Christie’s. 23.06.2015. Лот 41
Эстимейт: $1,8–2,7 млн
Прогноз AI: $1,8 млн или «не продано»

Прогноз: В топ-10 аукционных результатов Сутина нет ни одного пейзажа. Высоко ценятся его психологические портреты, бычьи туши — цены на эти вещи уже достигают нескольких десятков миллионов долларов (рекорд $28 млн) и будут продолжать расти. На этом фоне его пейзажи, можно сказать, не особо котируются. Последние попытки продажи на лондонских аукционах с эстимейтами $0,7–2 млн. были неудачными. Самый свежий результат для пейзажа — $197 тыс. за полуметровую работу на нью-йоркском Christie’s в этом мае. Нынешний «Полуденный пейзаж» значительно больше. Но все равно прогноз мой скорее пессимистичный: если ставки преодолеют нижнюю границу эстимейта в $1,8 млн, то это уже будет успех.

Марк ШАГАЛ Букет у окна. 1959–1960
Марк ШАГАЛ Букет у окна. 1959–1960
Холст, масло. 120 × 149,8
Christie’s. 23.06.2015. Лот 18
Эстимейт: $3,8–5,4 млн
Прогноз AI: $8 млн

Прогноз: Покупатель получит два букета по цене одного. И еще почти многие узнаваемые первосимволы творчества Шагала — и петуха, и влюбленных. Шикарный, необычайной красоты, да к тому же полутораметровый (!) холст. Год, конечно, хотелось бы пораньше, но декоративные достоинства в данном случае перевешивают фактор «раннего» и «позднего» Шагала. Прогноз — почти двукратное превышение эстимейта, до 8 миллионов долларов. Если дадут больше — не удивлюсь.

Не терпится увидеть, чем все это закончится. Ведь именно после подобных торгов обычно приходится переписывать рейтинг самых дорогих русских художников. Правда, в этот раз, я думаю, все останутся на своих местах. Реальный шанс улучшить свою позицию есть, честно говоря, только у Малевича. Но все равно интересно.

Владимир Богданов, AI

Источники: sothebys.com, christies.com, christies.com, artinvestment.ru




Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments