sergej_manit (sergej_manit) wrote,
sergej_manit
sergej_manit

Categories:

Владимир Конашевич. Часть ПЕРВАЯ.

Оригинал взят у trukhina в Владимир Конашевич. Часть ПЕРВАЯ.
Слава Богу, этот пост не в рубрику "Забытые имена"!!!
Так как книги с рисунками Конашевича сейчас активно переиздаются.
Но биографию Владимира Михайловича я давно уже хотела выложить. И есть повод:)

Конашевич Владимир Михайлович
(1888 - 1963)



"Ваше чудотворное искусство, - писал Конашевичу К.И.Чуковский, - воспитывает в детях вкус, чувство красоты
и гармонии, радость бытия и доброту. Потому что помимо всего Ваша живопись - добрая, в каждом Вашем штрихе,
в каждом блике я всегда чувствовал талант доброты - огромное, в три обхвата сердце, без которого было
бы никак невозможно Ваше доблестное служение детям"...




биография --
[о Художнике>>>]
Владимир Михайлович Конашевич, график, иллюстратор, детский художник, член объединения "Мир искусства", родился 7 мая 1888 года в Новочеркасске.

Мальчику был всего год, когда семья перебралась в Москву.
Жили скромно. Снимали четырёхкомнатную квартиру на Садовой-Самотечной в доме казачьего генерала Дукмасова. Его отец, Михаил Дометиевич, служил в "Крестьянском банке", расположенном в том же доме. Это была простая, бесхитростная жизнь с визитами к тёткам, играми в детской, придумыванием сказочных историй, новогодними ёлками...
Много лет спустя в блокадном Ленинграде Конашевич с нежностью вспоминал о такой ёлке из детства: "Мы с сестрой стояли на пороге столовой в немом, восторженном изумлении. Ёлка сверкала живыми огоньками свечек. Огоньки отражались искрами на золотом и серебряном дожде, на позолоте орехов, блёстках коробочек и золотой обёртке шоколадных конфет. Крымские яблочки вертелись на своих нитках вправо и влево, показывая то жёлтые свои, то красные бока; а наверху сияла серебряная стеклянная пика".

Художественное образование Конашевич получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1908-1913), где его учителями были К.А.Коровин, С.В.Малютин и Л.О.Пастернак.

Вскоре после окончания учёбы он переехал в Петроград, навсегда связав свою жизнь с этим городом. Поначалу он брался за многое, даже служил в пригородном Павловском дворце-музее, из-за чего надолго поселился в Павловске.

В детской книге Конашевич дебютировал еще в 1918 году.
Книжками "Азбука в рисунках" и "Розовая азбука" Е.Е.Соловьёвой.
Сотрудничая с издательством "Радуга" а затем с отделом детской и юношеской литературы Государственного издательства, он стал признанным мастером иллюстрации.
Его работы отличались склонностью к шутливой гротескности и затейливо-декоративной манере, восходящей к графике "Мира искусства".

В 1920-е годы интересы Конашевича полностью сосредоточились на графике.
В книжной графике известность и авторитет ему принесли отличные иллюстрации к стихотворениям А.Фета, к произведениям И.Тургенева, А.Чехова, М.Зощенко, Э.Золя, Ф.Зелинского, К.Федина и других авторов.
Одним из высших достижений стали иллюстрации к "Манон Леско" аббата Прево (1931 год).
В его обложках выходят петроградские журналы "Природа и люди" и "В мастерской природы".
До 1924 года Конашевич сотрудничал с объединением "Мир искусства", но потом оно прекратило свою деятельность.

В станковой графике Владимир Михайлович заявил о себе прекрасными литографскими сериями середины 1920-х годов - "Павловский парк", "Павловская шпана", "Улица"; создал он и ряд интересных гравюр на дереве.

Постепенно в книжной графике Конашевича начала преобладать сказочная тема.
В 1930-е годы он почти полностью отдался иллюстрированию детских книг, лишь изредка делая исключение для пейзажей, натюрмортов и портретов, которые исполнял в полюбившейся ему специфической технике - тушью или акварелью по китайской бумаге.

Примерно в те же годы состоялось знакомство художника с Корнеем Ивановичем Чуковским, переросшее затем в дружбу и тесное сотрудничество, а иногда и соавторскую работу по созданию книги.
Между тем, начало этого знакомства было не очень приятным.
Чуковскому крайне не понравились рисунки Конашевича: "Третьего дня пошёл я в литографию Шумахера и вижу, что рисунки к "Мухе-цокотухе" так же тупы, как и рисунки к "Муркиной книге". Это привело меня в ужас", - записал Корней Иванович в дневнике.
И Чуковский поехал в Павловск знакомиться с художником...

Произведения К.И.Чуковского В.М.Конашевич иллюстрировал по многу раз и в разных вариантах.
Среди них выделяется роскошный сборник "Сказки", выпущенный издательством "Academia" в 1935 году.
Из-за этой книги Владимир Конашевич подвергся несправедливым нападкам в статье "О художниках-пачкунах" ("Правда" от 01 марта 1936 года), развязавшей травлю талантливых ленинградских художников детской книги - Владимира Конашевича, Владимира Лебедева, Татьяны Мавриной, Юрия Васнецова и других художников.

В формализме обвинялись те, кто посмел иметь свой собственный, яркий, индивидуальный стиль рисования.
Гневную статью "Против формализма и штампа в иллюстрациях к детской книге" напечатал журнал "Детская литература".
Владимира Михайловича заклеймили в ней как губителя детских душ: "В рисунках, предназначенных для дошкольников, художник совершенно не учитывает особенностей их восприятия. Его совершенно не интересуют зрители", - возмущался автор, - "Формалистичность метода В.Конашевича сказывается во всех работах этого художника".
В прессе то и дело появлялись статьи с несправедливыми рецензиями на творчество художника.
В одной из газетных статей автор пишет: "Иллюстрации Конашевича к произведениям классиков ничего не вносят в наш иллюстративный фонд, никак не раскрывают и не дополняют текст".
Эта травля продолжалась вплоть до Великой Отечетсвенной войны...

В 1941 году художник, спасаясь от наступления германских войск, переселился в Ленинград и провёл здесь всю блокаду.
Среди умирающих друзей и близких он, не теряя веры в победу, продолжал работать: иллюстрировал детские книги, писал воспоминания о детстве - о сестре Соне, умершей в блокадную зиму, о родителях, тётках, новогодней ёлке, куклах...
"По контрасту с этим почти постоянным громом и ужасом так сладко вспоминается тишина и мир нашей детской жизни, вставленной в более прочное и спокойное внешнее обрамление" - писал Владимир Михайлович в страшные дни в осаждённом Ленинграде.
А ещё он устраивал выставки - в 1943 году в Союзе художников представил около трёхсот работ.
В 1943-1944 годах вместе с другими художниками оформлял Военно-медицинский музей, делал рисунки для "Атласа переливания крови", писал портреты солдат, работал над иллюстрациями к сказкам Г.-Х. Андерсена.

После войны, под давлением догматических требований, его искусство стало понемногу утрачивать присущие ему яркую фантазию и романтичность.

Возрождение Конашевича началось лишь в середине 1950-х годов.
В 1956 году он блеснул превосходными иллюстрациями к сборнику "Плывёт, плывёт кораблик", в которых подытожил свою давнюю работу над английскими народными песенками в переводах Маршака.
Затем последовали десятки книг, в их числе "Чудо-дерево" К.И.Чуковского, "Приходи, сказка!", "Старик-годовик" В.И.Даля.

За книги "Плывёт, плывёт кораблик" и "Сказки старого Сюня" на международной выставке книжного искусства в Лейпциге Конашевич получил Серебряную медаль.

Сборник "Плывёт, плывёт кораблик" Ю.Молок называл "главной детской книгой Конашевича", в которой тот не только создаёт удивительно яркие, красочные, радостные иллюстрации, но и "возрождает традицию книжки-картинки, с которой начиналась советская детская книга, и возвращает себе власть над маленьким зрителем, снова доверяясь его фантазии, снова обращаясь к его поэтическому чувству".
Последней работой художника было иллюстрирование всех сказок А.С.Пушкина (1961-62). Книга эта вышла в свет уже после его смерти.

Владимир Михайлович Конашевич умер в Ленинграде 27 февраля 1963 года и был похоронен на Богословском кладбище.


У себя в журнале я уже показывала разные книги, иллюстрированные Владимиром Михайловичем Конашевичем:
- А.С.Пушкин СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ
- К.Чуковский ЧУДО-ДЕРЕВО
- К.Чуковский СКАЗКИ
- Янь Вэнь-цзин ТАН СЯО-СИ...
- А.С.Пушкин СКАЗКИ
- Г.-Х.Андерсен СКАЗКИ
- С.Маршак ПЛЫВЁТ, ПЛЫВЁТ КОРАБЛИК
- Сказки Эфиопии ПРИХОДИ, СКАЗКА!
- Л.Квитко В ГОСТИ
- В.Даль СТАРИК-ГОДОВИК


Это всё - большие книги в твёрдых обложках.
А теперь пришла пора рассказать о книгах в мягких обложках, которые у меня есть с детства (и которые сейчас так блистательно переиздаёт издательство МЕЛИК-ПАШАЕВ).



Про СОДЕРЖАНИЕ этих книг я рассказывать не буду, увольте:)
Все мы с вами помним и любим книги эти с нашего детства.
Так что просто покажу их с "выходными данными" на каждую книгу.

Я не брала такие книги новые, но я новые ВИДЕЛА и В РУКАХ ДЕРЖАЛА.
Они - великолепны!
(набрала с радостью только те, что у меня нет букинистических - покажу их в следующем посте... следите за новостями:)



В.Одоевский





"Мороз Иванович"




Детгиз, 1954 год. 17 страниц. Тираж - 500 000 экземпляров.



[МОРОЗ ИВАНОВИЧ>>>]
























С.Маршак





"Пожар"




Детгиз, 1957 год. 15 страниц. Тираж - 100 000 экземпляров.



[ПОЖАР>>>]




















украинские народные песенки





"Жаворонок"




Детгиз, 1963 год. 17 страниц. Тираж - 310 000 экземпляров.



[ЖАВОРОНОК>>>]
























польские народные песенки





"Дедушка Рох"




Детская литература, 1966 год. 16 страниц. Тираж - 300 000 экземпляров.



[ДЕДУШКА РОХ>>>]
























братья Гримм





"Горшок каши"




Детгиз, 1960 год. 12 страниц. Тираж - 1 000 000 экземпляров.



[ГОРШОК КАШИ>>>]




















братья Гримм





"Семеро храбрецов"




Детгиз, 1956 год. 16 страниц. Тираж - 200 000 экземпляров.



[СЕМЕРО ХРАБРЕЦОВ и УМНАЯ ЭЛЬЗА>>>]
























Шарль Перро





"Золушка"




Детгиз, 1957 год. 20 страниц. Тираж - 300 000 экземпляров.



[ЗОЛУШКА>>>]


























Сегодня, до 24-00 в ЛАБИРИНТЕ на эти книги в переиздании Мелик-Пашаева ОТЛИЧНАЯ СКИДКА !

Сравните сами:

Книги В ЛАБИРИНТЕ -



[они же в ОЗОНЕ>>>]



[они же в РИДЕ>>>]
Книга Книга Книга Книга Книга Книга Книга


... и будем ОЧЕНЬ надеяться, что МЕЛИК-ПАШАЕВ переиздаст и толстые книги с рисунками Конашевича!
Ведь у них это прекрасно получается!!!:)
Tags: Конашевич, книга детская
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments