Слава Богу, этот пост не в рубрику "Забытые имена"!!!
Так как книги с рисунками Конашевича сейчас активно переиздаются.
Но биографию Владимира Михайловича я давно уже хотела выложить. И есть повод:)
Конашевич Владимир Михайлович
(1888 - 1963)
"Ваше чудотворное искусство, - писал Конашевичу К.И.Чуковский, - воспитывает в детях вкус, чувство красоты
и гармонии, радость бытия и доброту. Потому что помимо всего Ваша живопись - добрая, в каждом Вашем штрихе,
в каждом блике я всегда чувствовал талант доброты - огромное, в три обхвата сердце, без которого было
бы никак невозможно Ваше доблестное служение детям"...
биография --
[ о Художнике>>>]
Владимир Михайлович Конашевич, график, иллюстратор, детский художник, член объединения "Мир искусства", родился 7 мая 1888 года в Новочеркасске.
Мальчику был всего год, когда семья перебралась в Москву.
Жили скромно. Снимали четырёхкомнатную квартиру на Садовой-Самотечной в доме казачьего генерала Дукмасова. Его отец, Михаил Дометиевич, служил в "Крестьянском банке", расположенном в том же доме. Это была простая, бесхитростная жизнь с визитами к тёткам, играми в детской, придумыванием сказочных историй, новогодними ёлками...
Много лет спустя в блокадном Ленинграде Конашевич с нежностью вспоминал о такой ёлке из детства: "Мы с сестрой стояли на пороге столовой в немом, восторженном изумлении. Ёлка сверкала живыми огоньками свечек. Огоньки отражались искрами на золотом и серебряном дожде, на позолоте орехов, блёстках коробочек и золотой обёртке шоколадных конфет. Крымские яблочки вертелись на своих нитках вправо и влево, показывая то жёлтые свои, то красные бока; а наверху сияла серебряная стеклянная пика".
Художественное образование Конашевич получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1908-1913), где его учителями были К.А.Коровин, С.В.Малютин и Л.О.Пастернак.
Вскоре после окончания учёбы он переехал в Петроград, навсегда связав свою жизнь с этим городом. Поначалу он брался за многое, даже служил в пригородном Павловском дворце-музее, из-за чего надолго поселился в Павловске.
В детской книге Конашевич дебютировал еще в 1918 году.
Книжками "Азбука в рисунках" и "Розовая азбука" Е.Е.Соловьёвой.
Сотрудничая с издательством "Радуга" а затем с отделом детской и юношеской литературы Государственного издательства, он стал признанным мастером иллюстрации.
Его работы отличались склонностью к шутливой гротескности и затейливо-декоративной манере, восходящей к графике "Мира искусства".
В 1920-е годы интересы Конашевича полностью сосредоточились на графике.
В книжной графике известность и авторитет ему принесли отличные иллюстрации к стихотворениям А.Фета, к произведениям И.Тургенева, А.Чехова, М.Зощенко, Э.Золя, Ф.Зелинского, К.Федина и других авторов.
Одним из высших достижений стали иллюстрации к "Манон Леско" аббата Прево (1931 год).
В его обложках выходят петроградские журналы "Природа и люди" и "В мастерской природы".
До 1924 года Конашевич сотрудничал с объединением "Мир искусства", но потом оно прекратило свою деятельность.
В станковой графике Владимир Михайлович заявил о себе прекрасными литографскими сериями середины 1920-х годов - "Павловский парк", "Павловская шпана", "Улица"; создал он и ряд интересных гравюр на дереве.
Постепенно в книжной графике Конашевича начала преобладать сказочная тема.
В 1930-е годы он почти полностью отдался иллюстрированию детских книг, лишь изредка делая исключение для пейзажей, натюрмортов и портретов, которые исполнял в полюбившейся ему специфической технике - тушью или акварелью по китайской бумаге.
Примерно в те же годы состоялось знакомство художника с Корнеем Ивановичем Чуковским, переросшее затем в дружбу и тесное сотрудничество, а иногда и соавторскую работу по созданию книги.
Между тем, начало этого знакомства было не очень приятным.
Чуковскому крайне не понравились рисунки Конашевича: "Третьего дня пошёл я в литографию Шумахера и вижу, что рисунки к "Мухе-цокотухе" так же тупы, как и рисунки к "Муркиной книге". Это привело меня в ужас", - записал Корней Иванович в дневнике.
И Чуковский поехал в Павловск знакомиться с художником...
Произведения К.И.Чуковского В.М.Конашевич иллюстрировал по многу раз и в разных вариантах.
Среди них выделяется роскошный сборник "Сказки", выпущенный издательством "Academia" в 1935 году.
Из-за этой книги Владимир Конашевич подвергся несправедливым нападкам в статье "О художниках-пачкунах" ("Правда" от 01 марта 1936 года), развязавшей травлю талантливых ленинградских художников детской книги - Владимира Конашевича, Владимира Лебедева, Татьяны Мавриной, Юрия Васнецова и других художников.
В формализме обвинялись те, кто посмел иметь свой собственный, яркий, индивидуальный стиль рисования.
Гневную статью "Против формализма и штампа в иллюстрациях к детской книге" напечатал журнал "Детская литература".
Владимира Михайловича заклеймили в ней как губителя детских душ: "В рисунках, предназначенных для дошкольников, художник совершенно не учитывает особенностей их восприятия. Его совершенно не интересуют зрители", - возмущался автор, - "Формалистичность метода В.Конашевича сказывается во всех работах этого художника".
В прессе то и дело появлялись статьи с несправедливыми рецензиями на творчество художника.
В одной из газетных статей автор пишет: "Иллюстрации Конашевича к произведениям классиков ничего не вносят в наш иллюстративный фонд, никак не раскрывают и не дополняют текст".
Эта травля продолжалась вплоть до Великой Отечетсвенной войны...
В 1941 году художник, спасаясь от наступления германских войск, переселился в Ленинград и провёл здесь всю блокаду.
Среди умирающих друзей и близких он, не теряя веры в победу, продолжал работать: иллюстрировал детские книги, писал воспоминания о детстве - о сестре Соне, умершей в блокадную зиму, о родителях, тётках, новогодней ёлке, куклах...
"По контрасту с этим почти постоянным громом и ужасом так сладко вспоминается тишина и мир нашей детской жизни, вставленной в более прочное и спокойное внешнее обрамление" - писал Владимир Михайлович в страшные дни в осаждённом Ленинграде.
А ещё он устраивал выставки - в 1943 году в Союзе художников представил около трёхсот работ.
В 1943-1944 годах вместе с другими художниками оформлял Военно-медицинский музей, делал рисунки для "Атласа переливания крови", писал портреты солдат, работал над иллюстрациями к сказкам Г.-Х. Андерсена.
После войны, под давлением догматических требований, его искусство стало понемногу утрачивать присущие ему яркую фантазию и романтичность.
Возрождение Конашевича началось лишь в середине 1950-х годов.
В 1956 году он блеснул превосходными иллюстрациями к сборнику "Плывёт, плывёт кораблик", в которых подытожил свою давнюю работу над английскими народными песенками в переводах Маршака.
Затем последовали десятки книг, в их числе "Чудо-дерево" К.И.Чуковского, "Приходи, сказка!", "Старик-годовик" В.И.Даля.
За книги "Плывёт, плывёт кораблик" и "Сказки старого Сюня" на международной выставке книжного искусства в Лейпциге Конашевич получил Серебряную медаль.
Сборник "Плывёт, плывёт кораблик" Ю.Молок называл "главной детской книгой Конашевича", в которой тот не только создаёт удивительно яркие, красочные, радостные иллюстрации, но и "возрождает традицию книжки-картинки, с которой начиналась советская детская книга, и возвращает себе власть над маленьким зрителем, снова доверяясь его фантазии, снова обращаясь к его поэтическому чувству".
Последней работой художника было иллюстрирование всех сказок А.С.Пушкина (1961-62). Книга эта вышла в свет уже после его смерти.
Владимир Михайлович Конашевич умер в Ленинграде 27 февраля 1963 года и был похоронен на Богословском кладбище.
У себя в журнале я уже показывала разные книги, иллюстрированные Владимиром Михайловичем Конашевичем:
- А.С.Пушкин СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ
- К.Чуковский ЧУДО-ДЕРЕВО
- К.Чуковский СКАЗКИ
- Янь Вэнь-цзин ТАН СЯО-СИ...
- А.С.Пушкин СКАЗКИ
- Г.-Х.Андерсен СКАЗКИ
- С.Маршак ПЛЫВЁТ, ПЛЫВЁТ КОРАБЛИК
- Сказки Эфиопии ПРИХОДИ, СКАЗКА!
- Л.Квитко В ГОСТИ
- В.Даль СТАРИК-ГОДОВИК
Это всё - большие книги в твёрдых обложках.
А теперь пришла пора рассказать о книгах в мягких обложках, которые у меня есть с детства (и которые сейчас так блистательно переиздаёт издательство МЕЛИК-ПАШАЕВ).
Про СОДЕРЖАНИЕ этих книг я рассказывать не буду, увольте:)
Все мы с вами помним и любим книги эти с нашего детства.
Так что просто покажу их с "выходными данными" на каждую книгу.
Я не брала такие книги новые, но я новые ВИДЕЛА и В РУКАХ ДЕРЖАЛА.
Они - великолепны!
(набрала с радостью только те, что у меня нет букинистических - покажу их в следующем посте... следите за новостями:)
В.Одоевский
"Мороз Иванович"
Детгиз, 1954 год. 17 страниц. Тираж - 500 000 экземпляров.
[ МОРОЗ ИВАНОВИЧ>>>]
С.Маршак
"Пожар"
Детгиз, 1957 год. 15 страниц. Тираж - 100 000 экземпляров.
[ ПОЖАР>>>]
украинские народные песенки
"Жаворонок"
Детгиз, 1963 год. 17 страниц. Тираж - 310 000 экземпляров.
[ ЖАВОРОНОК>>>]
польские народные песенки
"Дедушка Рох"
Детская литература, 1966 год. 16 страниц. Тираж - 300 000 экземпляров.
[ ДЕДУШКА РОХ>>>]
братья Гримм
"Горшок каши"
Детгиз, 1960 год. 12 страниц. Тираж - 1 000 000 экземпляров.
[ ГОРШОК КАШИ>>>]
братья Гримм
"Семеро храбрецов"
Детгиз, 1956 год. 16 страниц. Тираж - 200 000 экземпляров.
[ СЕМЕРО ХРАБРЕЦОВ и УМНАЯ ЭЛЬЗА>>>]
Шарль Перро
"Золушка"
Детгиз, 1957 год. 20 страниц. Тираж - 300 000 экземпляров.
[ ЗОЛУШКА>>>]
Сегодня, до 24-00 в ЛАБИРИНТЕ на эти книги в переиздании Мелик-Пашаева ОТЛИЧНАЯ СКИДКА !
Сравните сами:
Книги В ЛАБИРИНТЕ -
[ они же в ОЗОНЕ>>>]
[ они же в РИДЕ>>>]
... и будем ОЧЕНЬ надеяться, что МЕЛИК-ПАШАЕВ переиздаст и толстые книги с рисунками Конашевича!
Ведь у них это прекрасно получается!!!:)
Так как книги с рисунками Конашевича сейчас активно переиздаются.
Но биографию Владимира Михайловича я давно уже хотела выложить. И есть повод:)
Конашевич Владимир Михайлович
(1888 - 1963)
"Ваше чудотворное искусство, - писал Конашевичу К.И.Чуковский, - воспитывает в детях вкус, чувство красоты
и гармонии, радость бытия и доброту. Потому что помимо всего Ваша живопись - добрая, в каждом Вашем штрихе,
в каждом блике я всегда чувствовал талант доброты - огромное, в три обхвата сердце, без которого было
бы никак невозможно Ваше доблестное служение детям"...
биография --
[ о Художнике>>>]
Владимир Михайлович Конашевич, график, иллюстратор, детский художник, член объединения "Мир искусства", родился 7 мая 1888 года в Новочеркасске.
Мальчику был всего год, когда семья перебралась в Москву.
Жили скромно. Снимали четырёхкомнатную квартиру на Садовой-Самотечной в доме казачьего генерала Дукмасова. Его отец, Михаил Дометиевич, служил в "Крестьянском банке", расположенном в том же доме. Это была простая, бесхитростная жизнь с визитами к тёткам, играми в детской, придумыванием сказочных историй, новогодними ёлками...
Много лет спустя в блокадном Ленинграде Конашевич с нежностью вспоминал о такой ёлке из детства: "Мы с сестрой стояли на пороге столовой в немом, восторженном изумлении. Ёлка сверкала живыми огоньками свечек. Огоньки отражались искрами на золотом и серебряном дожде, на позолоте орехов, блёстках коробочек и золотой обёртке шоколадных конфет. Крымские яблочки вертелись на своих нитках вправо и влево, показывая то жёлтые свои, то красные бока; а наверху сияла серебряная стеклянная пика".
Художественное образование Конашевич получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1908-1913), где его учителями были К.А.Коровин, С.В.Малютин и Л.О.Пастернак.
Вскоре после окончания учёбы он переехал в Петроград, навсегда связав свою жизнь с этим городом. Поначалу он брался за многое, даже служил в пригородном Павловском дворце-музее, из-за чего надолго поселился в Павловске.
В детской книге Конашевич дебютировал еще в 1918 году.
Книжками "Азбука в рисунках" и "Розовая азбука" Е.Е.Соловьёвой.
Сотрудничая с издательством "Радуга" а затем с отделом детской и юношеской литературы Государственного издательства, он стал признанным мастером иллюстрации.
Его работы отличались склонностью к шутливой гротескности и затейливо-декоративной манере, восходящей к графике "Мира искусства".
В 1920-е годы интересы Конашевича полностью сосредоточились на графике.
В книжной графике известность и авторитет ему принесли отличные иллюстрации к стихотворениям А.Фета, к произведениям И.Тургенева, А.Чехова, М.Зощенко, Э.Золя, Ф.Зелинского, К.Федина и других авторов.
Одним из высших достижений стали иллюстрации к "Манон Леско" аббата Прево (1931 год).
В его обложках выходят петроградские журналы "Природа и люди" и "В мастерской природы".
До 1924 года Конашевич сотрудничал с объединением "Мир искусства", но потом оно прекратило свою деятельность.
В станковой графике Владимир Михайлович заявил о себе прекрасными литографскими сериями середины 1920-х годов - "Павловский парк", "Павловская шпана", "Улица"; создал он и ряд интересных гравюр на дереве.
Постепенно в книжной графике Конашевича начала преобладать сказочная тема.
В 1930-е годы он почти полностью отдался иллюстрированию детских книг, лишь изредка делая исключение для пейзажей, натюрмортов и портретов, которые исполнял в полюбившейся ему специфической технике - тушью или акварелью по китайской бумаге.
Примерно в те же годы состоялось знакомство художника с Корнеем Ивановичем Чуковским, переросшее затем в дружбу и тесное сотрудничество, а иногда и соавторскую работу по созданию книги.
Между тем, начало этого знакомства было не очень приятным.
Чуковскому крайне не понравились рисунки Конашевича: "Третьего дня пошёл я в литографию Шумахера и вижу, что рисунки к "Мухе-цокотухе" так же тупы, как и рисунки к "Муркиной книге". Это привело меня в ужас", - записал Корней Иванович в дневнике.
И Чуковский поехал в Павловск знакомиться с художником...
Произведения К.И.Чуковского В.М.Конашевич иллюстрировал по многу раз и в разных вариантах.
Среди них выделяется роскошный сборник "Сказки", выпущенный издательством "Academia" в 1935 году.
Из-за этой книги Владимир Конашевич подвергся несправедливым нападкам в статье "О художниках-пачкунах" ("Правда" от 01 марта 1936 года), развязавшей травлю талантливых ленинградских художников детской книги - Владимира Конашевича, Владимира Лебедева, Татьяны Мавриной, Юрия Васнецова и других художников.
В формализме обвинялись те, кто посмел иметь свой собственный, яркий, индивидуальный стиль рисования.
Гневную статью "Против формализма и штампа в иллюстрациях к детской книге" напечатал журнал "Детская литература".
Владимира Михайловича заклеймили в ней как губителя детских душ: "В рисунках, предназначенных для дошкольников, художник совершенно не учитывает особенностей их восприятия. Его совершенно не интересуют зрители", - возмущался автор, - "Формалистичность метода В.Конашевича сказывается во всех работах этого художника".
В прессе то и дело появлялись статьи с несправедливыми рецензиями на творчество художника.
В одной из газетных статей автор пишет: "Иллюстрации Конашевича к произведениям классиков ничего не вносят в наш иллюстративный фонд, никак не раскрывают и не дополняют текст".
Эта травля продолжалась вплоть до Великой Отечетсвенной войны...
В 1941 году художник, спасаясь от наступления германских войск, переселился в Ленинград и провёл здесь всю блокаду.
Среди умирающих друзей и близких он, не теряя веры в победу, продолжал работать: иллюстрировал детские книги, писал воспоминания о детстве - о сестре Соне, умершей в блокадную зиму, о родителях, тётках, новогодней ёлке, куклах...
"По контрасту с этим почти постоянным громом и ужасом так сладко вспоминается тишина и мир нашей детской жизни, вставленной в более прочное и спокойное внешнее обрамление" - писал Владимир Михайлович в страшные дни в осаждённом Ленинграде.
А ещё он устраивал выставки - в 1943 году в Союзе художников представил около трёхсот работ.
В 1943-1944 годах вместе с другими художниками оформлял Военно-медицинский музей, делал рисунки для "Атласа переливания крови", писал портреты солдат, работал над иллюстрациями к сказкам Г.-Х. Андерсена.
После войны, под давлением догматических требований, его искусство стало понемногу утрачивать присущие ему яркую фантазию и романтичность.
Возрождение Конашевича началось лишь в середине 1950-х годов.
В 1956 году он блеснул превосходными иллюстрациями к сборнику "Плывёт, плывёт кораблик", в которых подытожил свою давнюю работу над английскими народными песенками в переводах Маршака.
Затем последовали десятки книг, в их числе "Чудо-дерево" К.И.Чуковского, "Приходи, сказка!", "Старик-годовик" В.И.Даля.
За книги "Плывёт, плывёт кораблик" и "Сказки старого Сюня" на международной выставке книжного искусства в Лейпциге Конашевич получил Серебряную медаль.
Сборник "Плывёт, плывёт кораблик" Ю.Молок называл "главной детской книгой Конашевича", в которой тот не только создаёт удивительно яркие, красочные, радостные иллюстрации, но и "возрождает традицию книжки-картинки, с которой начиналась советская детская книга, и возвращает себе власть над маленьким зрителем, снова доверяясь его фантазии, снова обращаясь к его поэтическому чувству".
Последней работой художника было иллюстрирование всех сказок А.С.Пушкина (1961-62). Книга эта вышла в свет уже после его смерти.
Владимир Михайлович Конашевич умер в Ленинграде 27 февраля 1963 года и был похоронен на Богословском кладбище.
У себя в журнале я уже показывала разные книги, иллюстрированные Владимиром Михайловичем Конашевичем:
- А.С.Пушкин СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ
- К.Чуковский ЧУДО-ДЕРЕВО
- К.Чуковский СКАЗКИ
- Янь Вэнь-цзин ТАН СЯО-СИ...
- А.С.Пушкин СКАЗКИ
- Г.-Х.Андерсен СКАЗКИ
- С.Маршак ПЛЫВЁТ, ПЛЫВЁТ КОРАБЛИК
- Сказки Эфиопии ПРИХОДИ, СКАЗКА!
- Л.Квитко В ГОСТИ
- В.Даль СТАРИК-ГОДОВИК
Это всё - большие книги в твёрдых обложках.
А теперь пришла пора рассказать о книгах в мягких обложках, которые у меня есть с детства (и которые сейчас так блистательно переиздаёт издательство МЕЛИК-ПАШАЕВ).
Про СОДЕРЖАНИЕ этих книг я рассказывать не буду, увольте:)
Все мы с вами помним и любим книги эти с нашего детства.
Так что просто покажу их с "выходными данными" на каждую книгу.
Я не брала такие книги новые, но я новые ВИДЕЛА и В РУКАХ ДЕРЖАЛА.
Они - великолепны!
(набрала с радостью только те, что у меня нет букинистических - покажу их в следующем посте... следите за новостями:)
В.Одоевский
"Мороз Иванович"
Детгиз, 1954 год. 17 страниц. Тираж - 500 000 экземпляров.
[ МОРОЗ ИВАНОВИЧ>>>]
С.Маршак
"Пожар"
Детгиз, 1957 год. 15 страниц. Тираж - 100 000 экземпляров.
[ ПОЖАР>>>]
украинские народные песенки
"Жаворонок"
Детгиз, 1963 год. 17 страниц. Тираж - 310 000 экземпляров.
[ ЖАВОРОНОК>>>]
польские народные песенки
"Дедушка Рох"
Детская литература, 1966 год. 16 страниц. Тираж - 300 000 экземпляров.
[ ДЕДУШКА РОХ>>>]
братья Гримм
"Горшок каши"
Детгиз, 1960 год. 12 страниц. Тираж - 1 000 000 экземпляров.
[ ГОРШОК КАШИ>>>]
братья Гримм
"Семеро храбрецов"
Детгиз, 1956 год. 16 страниц. Тираж - 200 000 экземпляров.
[ СЕМЕРО ХРАБРЕЦОВ и УМНАЯ ЭЛЬЗА>>>]
Шарль Перро
"Золушка"
Детгиз, 1957 год. 20 страниц. Тираж - 300 000 экземпляров.
[ ЗОЛУШКА>>>]
Сегодня, до 24-00 в ЛАБИРИНТЕ на эти книги в переиздании Мелик-Пашаева ОТЛИЧНАЯ СКИДКА !
Сравните сами:
Книги В ЛАБИРИНТЕ -
[ они же в ОЗОНЕ>>>]
[ они же в РИДЕ>>>]
... и будем ОЧЕНЬ надеяться, что МЕЛИК-ПАШАЕВ переиздаст и толстые книги с рисунками Конашевича!
Ведь у них это прекрасно получается!!!:)