sergej_manit (sergej_manit) wrote,
sergej_manit
sergej_manit

Categories:

Издания "Усатого-полосатого" с иллюстрациями В. Лебедева

Припас себе для памяти...
(спрашивал там про первое издание книжки с такой обложкой, но что то там никто не отвечает давно... :(( ... )




Оригинал взят у lebedev_1920 в Издания "Усатого-полосатого" с иллюстрациями В. Лебедева
Гротексные интонации и широкие пластические обобщения, преобладавшие в работах Лебедева 1920-х годов,
 в начале следующего десятилетия отходят на второй план. Это особенно заметно в иллюстрациях к книгам
"Зима - лето - попугай" О. Берггольц или "Усатый-полосатый" С. Маршака (1930). Минимализм средств остается в прошлом,
 в иллюстрациях тридцатых годов оформительские решения уже не столь прямолинейны и лаконичны; гораздо более богатой
и разнообразной становится используемая художником колористическая гамма. Впрочем, усложняя арсенал выразительных
средств, художник не утратил вкуса к неожиданным, иногда парадоксальным решениям, острота его графического мышления
не притупилась, но обогатилась новыми приемами и красками.
(Фомин Д. Детская иллюстрированная книга в истории России. 1881-1939. - М., 2009. - С. 14.)

<Впервые в творчестве Лебедева живой и реальный образ ребенка - девочки Майки - появился в книжке О. Берггольц
"Зима - лето - попугай".>
Такой же реальный, проникнутый ласковым юмором образ создан художником и в другой работе того же 1930 года
— серии цветных автолитографий к стихотворению Маршака «Уса­тый-полосатый».
    Впоследствии книжка много раз переиздавалась, и почти для каждого издания Лебедев заново перерабатывал иллюстрации.
Эволюция его книжной графики в 1930-1940-х го­дах особенно наглядно прослеживается при сравнении вариантов
иллюстраций к «Усатому-полосатому». Но первый вариант остался неоспоримо лучшим. По своим художественным принципам
он непосредственно примыкает к описанным выше ранним автолитографированным книжкам вроде «Медведя»,
«Золотого яичка» или «Охоты»; их характернейшей осо­бенностью являются живописно-фактурные искания, занимавшие
художника и в период работы над «Усатым-полосатым». Но в последней книжке предметная форма воспринята художником
реальнее; он проработал ее внимательнее и строже, не утрачивая при этом силы живописного обобщения. Здесь становится
особенно заметно, как обострились и утончились зрительные восприятия Лебедева, как развилось у него колористическое
чувство и умение создавать изощренную декоративную гармонию. Недаром работа над «Усатым-полосатым»
шла одновременно и параллельно с работой над живописными натюр­мортами , женскими портретами и обнаженной натурой.
Опыт станковой живописи проникал, таким образом, и в книжную графику.
(Петров В. Владимир Васильевич Лебедев. - Л., 1972. - С. 182.)



Маршак С. Усатый-полосатый. - М.: ГИЗ, 1930 -  первый вариант иллюстраций (цветная литография)

Переиздания:
М.: ОГИЗ: Молодая гвардия, 1931;
Л.: Детгиз, 1935

       

Обложка, 1930 (разные варианты сканирования)


Развороты и иллюстрации 1930 года:

           


            




  

(Из кн. Кудрявцевой Л. Собеседники... - вариант с браком воспроизведения? - со смещенными красками)


Девочка выросла.

Обложка, 1931    1931 или 1935?

    Обложка, 1935


   В этой книжке опять — в который раз! — неожиданный, совсем новый Лебедев. На этот раз — Лебедев-лирик.
Как и в «Рубанке», отношения рисунков — к тексту, Лебедева — к Маршаку здесь необычны, их гармония, такая как будто
убедительная, основана на скрытом контрасте, на «счастливом несовпадении» замыслов поэта и художника.
    О чем стихи?
    О шаловливом котенке.
    А рисунки?
    О чем-то более серьезном и глубоком, более общем. Они об уютном домашнем детстве, теплом, светлом и нежном,
тающем в голубоватой дымке литографского мягко-зернистого штриха.
    Впервые, кажется, изменил Лебедев своему принципу — изображать все прямо на белой бумаге, без фона.
Здесь ему понадобилась среда, дымчатая, густая атмосфера. В нее погру­жена героиня книжки — девочка без имени
(«Кто звал, тот и знал. А вы не знаете»), но зато с характером. И с нею вместе второй заглавный герой: «Серый, усатый,
весь полосатый. Кто же это такой? Котенок». Как и прежде, Лебедев рисует не линией, а пятном, массой цвета.
   Но теперь контуры цветовых пятен расплылись, рыхлый цвет, размытый пробелами, не держится в границах вещи,
перетекает на другие предметы или в воздушный фон. Мир, который конструировался прежде из отдельных, четко замкнутых
в себе вещей, соединился в органическое целое. Объединяет его среда — не только пространственная, конечно,
но и эмоциональная.
    Однако синевато-зеленоватый фон, дымкой стелющийся по странице, не создает натуралистическую глубину,
не «прорыва­ет» страницу. Зернистый штрих утяжеляет, уплотняет бумагу, придает ей фактурность. Для Лебедева характерно
осязательное отношение к миру. В этой книжке ослаблена зрительная конкрет­ность натуры. Крупнозернистый штрих обобщает,
«съедает» детали, размывает форму, но заставляет тем острее ощутить шероховатую плотность дерева,
и упругость подушки, легкость ткани, и мягкую глубину кошачьего пуха, округлую лепку коленок и щек девочки.

    Головастая и круглощекая девочка очень обаятельна и мила, с безупречной тонкостью найдена на самой грани
той кукольной миловидности, которой, к сожалению, не избежал поздний Лебедев...

    Фактурные искания Лебедева — от «Чуч-ло» до «Охоты» — получили, наконец, классически ясное и безупречно
изысканное разрешение. «Детскость» этой книги несомненна, она вся рассчи­тана на узнавание, на живой опыт ребенка,
на его физически ощутимый контакт со знакомой и близкой натурой. А в то же время здесь есть и артистическая свобода
недосказанности, умение остановиться именно там, где конкретизация детали могла бы уже начать разрушать цельность впечатления.

(из книги: Герчук Ю.Я. Художественные миры книги. - М., 1989. - С. 186-187.)



Маршак С. Сказки, песни, загадки. - М.: Academia, 1935 - второй вариант иллюстраций.

    Это вариант был сделан в единой стилистике со всеми иллюстрациями сборника.
    Главный акцент художник сделал на образе девочки - на ее взрослении. На полосной иллюстрации, предваряющей
стихотворение, она маленькая (взята предпоследняя сцена, когда девочка идет гулять с котенком - несильно измененное
изображение 1930 г.). На последней - завершающей  иллюстрации - девочка выросла. И усатый-полосатый тоже.
   Все перипетии, которые происходят с котенком, опущены: только несколько фигурок на полях слегка намекают на их.
   И стихотворение с этим вариантом иллюстраций читается по-другому. Отбросив второстепенное,
Лебедев здесь показывает "соль" истории.

                 


             

Страницы из переиздания: Маршак С. Сказки, песни, загадки. - М., 1973.




Маршак С. Усатый-полосатый. - Л.: Детиздат, 1938 - третий вариант иллюстраций (воспроизведен офсетным способом)

Переиздания:
М.; Л.: Детгиз, 1947, 1948, 1953, 1954, 1955;
М.: Детгиз, 1961;
М.: Детская литература, 1967


  Обложка, 1938



    1948

- издание 1948 года -

    

http://s-marshak.ru/books/u/u10/u10_01.htm - здесь можно посмотреть издание 1948 года






Неизвестный художник. Обложка. Ок. 1910. (изд-во Кнебель)
В. Блинов в книге "Русская детская книжка-картинка. 1900-1941" приводит эту обложку, правда, без комментариев, на странице, где размещает обложку
второго варианта "Усатого-полосатого" с иллюстрациями В. Лебедева. Видимо, с намеком на некоторое сходство обоих подходов и шаг назад в истории
иллюстрирования детской книги.

"Персонаж на обложке этого издания <1938 года> издания, - пишет искусствовед, - разительно отличается от "ренуаровской" девочки 1930-го года".

Ю. Герчук в статье об "Усатом-полосатом" Лебедева ("Художественные миры книги") тоже забрасывает камень в сторону ..., но не девочки с издания
"Усатого-полосатого", а девочки с обложки "Разноцветной книги". Правда об этом речь впереди...




    <В 1938 году> был создан новый вариант цветных иллюстраций к стихотворению „Усатый-полосатый",
ставший как бы программ­ным для позднейшей книжной графики Лебедева.
    Сюжетные мотивы, выбранные для иллюстрирования, остались прежними, но каждому из них дана совершенно
новая интерпретация.
    Кардинально изменился, прежде всего, образ девочки - главной героини стихотворе­ния Маршака, - став более
индивидуализированным, жизненно-конкретным и близким к натуре.

    Не менее существенно перестроился художественный язык рисунков. Импрессионисти­ческое живописное обобщение
уступило место подробной детализации предметной формы. Всякая недоговоренность тщательно устранена из иллюстраций.
Каждый предмет предста­влен во всей своей материальности и определенности. Вместо плоских силуэтов или живо­писных
масс, расплывающихся в цветовой среде, появились отчетливо моделированные объемы с резко намеченными, иногда даже
жесткими линейными контурами. В той же суховатой графической манере выполнено оформление ряда других детских книг,
иллюстрированных Лебедевым в последние предвоенные годы. В большинстве своем это книги со стихотворными текстами
Маршака, посвященные советским детям: „Мы военные" (1938), „Живые буквы" (1940), „Раз, два, три, четыре" (1941).
Творческая энергия худож­ника была направлена здесь, в первую очередь, на создание конкретных и понятных зри­телю
детских образов.

(Петров В. Владимир Васильевич Лебедев. - Л., 1972. - С. 201.)


Переиздания после смерти художника:

1968, 1969  (1982, 1984 - в серии "Мои первые книжки")

 - издание 1968 -

              


                     


               


             


               






Нельзя забыть еще об одной картинке. Образ девочки из "Усатого-полосатого" появляется на суперобложке сборника
С. Маршака "Сказки, песни и загадки" (Academia, 1935).
Я привожу его из переиздания 1973 года.


Источники иллюстраций:

http://kid-book-museum.livejournal.com/169155.html#comments - Вопрос по поводу иллюстрации: 1931 или 1935?

http://www.artonline.ru/encyclopedia/340

http://www.typeart.ru/details.php?image_id=56

http://www.bukinist.su

http://www.nasledie-rus.ru/img/920000/921216.jpg

http://kak.ru/columns/booksasbooks/a8172/ - разворот из современного обновленного переиздания "Усатого-полосатого"

http://nkozlov.ru/library/s318/d3756/

http://www.liveinternet.ru/users/diana1305/post114235256/









Tags: Лебедев, Маршак, книги довоенные
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments