sergej_manit (sergej_manit) wrote,
sergej_manit
sergej_manit

Categories:

Петербург. Никольское кладбище Александро-Невской лавры.

Оригинал взят у babs71 в Петербург. Никольское кладбище Александро-Невской лавры.
Я уже выкладывал в блоге несколько постов, посвященных некрополям Александро-Невской лавры (Лазаревскому и Казачьему кладбищам и Благовещенской усыпальнице). А сегодняшний пост посвящен Никольскому кладбищу, хоронить на котором начали в середине 19-го столетия.
IMG_0334.JPG

В документах первое захоронение на этом кладбище датируется сентябрем 1863-го года. Первоначально кладбище именовали Засоборным (оно расположено за главным собором лавры). В 1868-71 годах по проекту епархиального архитектора Г. И. Карпова строится церковь святого Николая Мирликийского.

По имени этой церкви кладбище в 1877-м году сменило название на Никольское. До революции кладбище было одним из наиболее дорогих и престижных в Петербурге.
В 1927-м году кладбище было закрыто. Часть захоронений было перенесено на Литераторские мостки и в Некрополь мастеров искусств. Трест "Похоронное дело" активно занимался ликвидацией "бесхоза", уничтожая памятники с целью "добычи" ценного полированного камня. Делались попытки превратить Никольскую церковь в крематорий - в 1934-м году здесь проходили испытания печи для сжигания трупов (к счастью, неудачные). В 70-е годы был разработан проект реконструкции кладбища, а в 1985-м году внось была освящена Никольская церковь. И хотя кладбище понесло тяжелые утраты, оно по прежнему весьма интересно, а потому я предлагаю совершить по нему небольшую прогулку.

Всю северную часть кладбища занимают захоронения монахов лавры:







Кенотаф, посвященный митрополиту Вениамину, расстрелянному в 1922-м году:

Одним из первых встречает на кладбище надгробие архитектора В. А. Кенеля (его наиболее известной работой является здание цирка Чинизелли). Автор бюста - скульптор Н. А. Лаверецкий:

Могила известного журналиста и издателя А. С. Суворина:

Автор бюста - скульптор Л. А. Бернштам:

В этом семейном захоронении похоронен П. А. Фрезе - один из создателей первого русского автомобиля:




Еще один знаменитый промышленник и инженер - П. М. Обухов, создатель знаменитого Обуховского завода (ныне завод "Большевик"):


Надгробие адмирала Г. И. Бутакова:

Выглядит оно несколько странно и несоразмерно, поскольку обелиск в центре - всего лишь постамент, который должен был венчать бюст адмирала (ныне он хранится в Музее городской скульптуры):

Бутаков вошел в историю как победитель первого в мире сражения двух паровых судов - командуя пароходом "Владимир" он захватил турецкий пароход "Перваз-Бахри".

В дальнейшем он активно занимался разработкой тактики парового флота.


Рядом могила его брата - вице-адмирала И. И. Бутакова:

Неподалеку похоронен еще один адмирал, морской министр А. А, Бирилев:


Еще один морской министр - адмирал И. К. Григорович, человек и пароход (фрегат проекта 11356 "Адмирал Григорович" вошел в августе 2015-го года в состав ЧФ).


А здесь похоронены сразу три адмирала, носящих одну фамилию - Епанчин:


Адмирал Ф. А. Гирс командовал Практической эскадрой Балтийского флота:


Еще один моряк, носивший фамилию Гирс - лейтенант А. В. Гирс, командовавший башней на "Орле":

"Во время боя Гирс командовал правой носовой шестидюймовой башней. Он был отличный специалист, однако и ему не пришло в голову израсходовать сначала запасные патроны. Когда им был получен приказ явиться в боевую рубку, неприятельские корабли резали курс нашей эскадры и били по ней продольным огнем. Правая носовая башня отвечала неприятелю с наибольшей напряженностью. Но лейтенант Гире вынужден был передать командование унтер-офицеру, а сам, соскочив на платформу, быстро приблизился к двери, высокий, статный, с русыми бачками на энергичном лице. В тот момент, когда он начал открывать тяжелую броневую дверь, раздался взрыв запасных патронов. Здесь повторилось то же самое, что немного раньше произошло в соседней башне. Лейтенант Гирс, опаленный, без фуражки, с трудом открыл дверь и выскочил из башни, оставив в ней ползающих и стонущих людей. Случайно встретились ему носильщики. Он послал их на помощь к пострадавшим, а сам, вместо того, чтобы спуститься в операционный пункт, решил выполнять боевой приказ. Но когда он начал подниматься по шторм-трапу на мостик, под ногами от разрыва снарядов загорелся пластырь, и вторично лейтенант Гире был весь охвачен пламенем. Добравшись до боевой рубки, он остановился в ее проходе, вытянулся и, держа обгорелые руки по швам, четко, как на параде, произнес:
Все находившиеся в боевой рубке действительно не узнали его. На нем еще тлело изорванное платье. Череп его совершенно оголился, были опалены усы, бачки, брови и даже ресницы. Губы вздулись двумя волдырями. Кожа на голове и лице полопалась и свисала клочьями, обнажив красное мясо. Кругом грохотали выстрелы, выло небо, позади, на рострах своего судна, от взрыва, с треском разлетелся паровой катер, а лейтенанту Гирсу до этого как будто не было никакого дела. Дымящийся, с широко открытыми, безумными глазами, он стоял как страшный призрак, и настойчиво глядел на капитана 2-го ранга Сидорова, ожидая от него распоряжений.


На этом кладбище хоронили не только моряков, но и первых русских летчиков.
Капитан Л. М. Мациевич - первый в России пилот, погибший в авиакатастрофе:

Автор этого памятника - выдающийся архитектор И. А. Фомин:




Еще один известный русский пилот (а также спортсмен-велосипедист) - С. И. Уточкин:

Судьба его была, пожалуй, трагичнее, чем у Мациевича. После травм, полученных в одной из авиакатастроф, он больше не смог летать. К тому же во время лечения он пристрастился к наркотикам и скончался в психиатрической больнице.



Г. В. Алехнович был летчиком-испытателем у Сикорского, испытывал "Русский Витязь" и "Илью Муромца". На "Муромце" он летал и во время Первой Мировой, заработав Георгиевский крест, а после революции перешел на сторону большевиков и погиб в 1918-м году в авиакатастрофе:


В. М. Абрамович был шеф-пилотом компании "Райт" в Германии (одна из аллей бывшего аэропорта Йоханнисталь носит в наши дни его имя).

Погиб он в авиакатастрофе, когда в качестве инструктора обучал первую русскую авиатриссу княгиню Шаховскую (она в катастрофе не пострадала).

От моря и неба перейдем к земле. Генерал Р. И. Кондратенко командовал сухопутной обороной Порт-Артура и погиб незадолго до его сдачи:

Изначальная могила была разрушена в 20-е годы, а этот памятник был поставлен в 1945-м году, когда Сталин "поквитался" с Японией за 1905-й год.

Забавная деталь: ультиматум командованию Квантунской армии вручал полковник Артеменко - внук Кондратенко.

Н. П. Линевич также участвовал в Русско-Японской войне (а до этого командовал русскими войсками при подавлении восстания Ихэтуаней в Китае), но прославился на ней гораздо меньше.

Вернемся к "штатским" захоронениям. Самое красивое из них - склеп-часовня над могилой певицы Анастасии Вяльцевой:

Это, впрочем, неудивительно, так как проектировал его выдающийся архитектор Л. А. Ильин, который в 20-30е годы станет главным архитектором Ленинграда.



Могила поэтессы серебряного века Мирры Лохвицкой, когда-то весьма популярной, ныне - почти забытой.


Памятник современный и поставлен на средства ее внука:

Скульптор М. О. Микешин - автор памятников "Тысячелетие Руси" в Новгороде, Екатерине II в Питере, Богдану Хмельницкому в Киеве.


А. И. Воейков - основоположник русской климатологии:

Редактор-издатель "Петербургской газеты" С. Н. Худеков. Газета эта известна тем, что в 1885-87 годах в ней под псевдонимом А. Чехонте публиковались рассказы Чехова.

М. П. Корф - один из лицеистов первого пушкинского выпуска:


Э. А. Ганнекен - управляющий питерскими водопроводами:

М. М. Ковалевский - историк, социолог, академик, депутат I-й государственной думы:



А. П. Саломон сперва был начальником Главного тюремного управления, а затем - Александровского лицея.



Литературовед, академик Н. А. Котляревский:


Инициатор создания Императорского Православного Палестинского Общества В. Н. Хитрово:


Отец Александр Рождественский - основатель общества трезвости при Воскресенской церкви у Варшавского вокзала:

Местночтимый святой Матвей Татомир:

Титул на этом памятнике, "почетный опекун" меня несколько озадачил. Интересно, кого или что он опекал?

Автор бюста на этом памятнике - скульптор И. Н. Шредер (автор памятника Крузенштерну):

Заброшенные склепы когда-то, вероятно, выглядели весьма представительно:











Теперь посмотрим захоронения советской эпохи. Один из самых выразительных памятников на кладбище - могила профессора Археологического института А. Е. Преснякова:

Его автор - один из лучших советских скульпторов М. Г. Манизер.

Это надгробие напоминает о том, что медицина хоть и мирная профессия, но тоже сопряжена с риском:


А. П. Николаев при царе дослужился до звания генерал-майора, был награжден многими боевыми наградами, включая Георгия 4-й степени. После революции он перешел на сторону большевиков и в 1919-м году попал в плен к белым под Ямбургом. "Офицеры наши перед казнью допрашивали генерала царского времени Николаева, взятого нашими в плен при схватке с большевиками. Генерал Николаев сказал: «Вы все — преступники, вы идете на Русь с самозванными генералами, а мы, как военные, подчинены правительству; законно или незаконно оно — не наше солдатское дело». Офицеры, судившие Николаева, заколебались, и, если бы не страх перед солдатами, которые запротестовали бы против помилования генерала-большевика, когда к солдатам-большевикам беспощадны, его помиловали бы. Пришлось вынести ему смертный приговор". Николаева планировали похоронить на Марсовом поле, но его семья предпочла Никольское кладбище:

Еще пара захоронений военных:



С. В. Азанчевский - заслуженный артист РСФСР:

Очень трогательно выглядит это захоронение:



Теперь посмотрим современные захоронения кладбища. Вся его восточная часть превращена в некрополь кавалеров ордена Александра Невского.

Многие из них имеют и звание Героя Советского союза.
Дважды Герой Советского союза В. И. Раков - один из самых известных советских морских летчиков. Первую звезду он получил за Финскую войну, вторую - за потопление корабля ПВО "Ниобе" (который был принят нашими летчиками за финский броненосец береговой обороны "Вяйнемейнен":

М. И. Суханов также участвовал в потоплении "Ниобе", но в качестве не пилота, а штурмана Пе-2

В. Н. Харитонов - летчик-истребитель, на его счету 15 сбитых лично и 11 в группе:

Еще один летчик-истребитель П. Н. Бойков. На его счету 18 сбитых лично и 9 в группе. В одном из воздушных боев у него был поврежден глаз и медкомиссия признала его негодным к летной работе, но он смог таки вернуться в небо и сбил после этого 8 самолетов.

Еще один истребитель - В. Н. Кубарев (18 сбитых,  а свой первый мессершмитт он сбил на И-15-бис)

С. М. Федяков - летчик-штурмовик:

В. И. Полинский служил в пехоте:

И. Ф. Клочков - в артиллерии:

А контр-адмирал И. Р. Дубяга получил Звезду героя уже после Великой Отечественной войны, в 1964-м году за командование переходом подводной лодки "К-115" с Тихоокеанского на Северный флот подо льдом Арктики.

Еще один дважды герой Советского Союза
Первый мэр Петербурга Анатолий Собчак:

Депутат Галина Старовойтова:


Историк Лев Гумилев:


Вячеслав Платонов - выдающийся волейбольный тренер (в 2001-м году его признали лучшим волейбольным тренером прошлого столетия):


Танцовщик и балетмейстер Аскольд Макаров:

Известный хирург Федор Углов:

"Типа историк" Игорь Бунич:

Роскошное надгробие Д. Н. Филиппова. Начинал он как комсомольский деятель, в 1990-93 годах возглавлял питерскую налоговую инспекцию, затем ушел в частный бизнес и возглавлял совет директоров известного банка "Менатеп". Особо доставляет эпитафия: "Великий гражданин за отчизну убиенный, память о тебе и делах твоих навсегда сохранится в благодарных сердцах народа России".

Генерал-майор Малофеев, погибший при штурме Грозного во Второй Чеченской войне


Tags: С. Петербург, кладбище, скульптура
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments