sergej_manit (sergej_manit) wrote,
sergej_manit
sergej_manit

Categories:

Файзрахман Аминов. Графика. Живопись... и Детская книга! ;))

Оригинал взят у vnu4ka в Вдохновленный Тукаем... Файзрахман Аминов. Графика. Живопись.
Недавно я получила чудесный подарок из Казани, который хочу показать: альбом-каталог
издания Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан
"Вдохновленный Тукаем... Файзрахман Аминов. Графика. Живопись".



Когда Света сказала мне, что издадут этот каталог, и - какое счастье! - она мне сможет его прислать,
моему восторгу не было предела! Аминова я очень люблю, а вот книг с его иллюстрациями у меня совсем немного,
и альбома его нет (правда, я сомневаюсь, что он есть вообще). Вообще Аминов - это поиски по интернету
букинистических книг и открыток, и счастье встречи с его картинами в таких местах, как Яна Кырлай, куда приехал один раз
и едва ли приедешь вторично...

Аминов для меня - это невероятный восторг от сочетания арабской каллиграфии, мотивом миниатюр и российских пейзажей,
которые у него удивительно тихие и лиричные. Его буйство и глубина красок (на оригиналах, которые как небо
и земля отличаются от иллюстраций в книгах) - нечто потрясающее. Его лес и небо хочется потрогать:
голубой - пронзительно бесконечный, фиолетовый - нежно бархатный, а розовый трогательный и скромный,
как девичий румянец.

И вот в руках целый альбом Аминова, который я смотрю раз за разом, и не могу наглядеться! Тут и иллюстрации к Тукаю,
и пейзажи, и портреты, и статьи и фотографии художника.



Сначала Тукай, т.к. каталог посвящен 125-летию со дня рождения Габдуллы Тукая.

Портрет Тукая (до 1972 г) - этот портрет беззастенчиво тиражирует в виде почтовых открыток казанский музей Тукая,
не указывая авторство художника!



Иллюстрации к "Водяной" (1977) - его иллюстрации надо рассматривать вблизи, там множество мелких деталей,
его картины как огромная мозаика.



Су буе. Песня. 1971. - мне очень нравится эта картина, аж дух захватывает!



и вдруг резкий переход от восточной мозаичности и буйства красок - к лирике. Слева - Поле, 1937 г, справа - Родина, 1940.



Вообще дороги, мне кажется, отдельная тема у художника. Они у него присутствуют на многих картинах
- и не просто "присутствуют", а являются главным персонажем. Извилистая дорога (1937)



Цветы в поле (1935)



"Татарский праздник Сабантуй"- очень известная картина Аминова, это его дипломная работа в Академии художеств
в Ленинграде (1950). Ее репродукции в виде открыток издавались большими тиражами.



Очень люблю этих детей - такой тихий солнечный двор, уют и деревенский покой. Дети (1963)



чудесный портрет девушки в красном наряде (1960-е)



а какой старик колоритный справа!



Приведу здесь текст автобиографии художника, которая была напечатана в журнале "Азат хатын", 1972, № 9
- текст скромный и несколько домашний, чуточку в старомодном стиле, без пышных фраз - такой,
каким был сам Файзрахман Габдрахманович Аминов.



О себе. Файзрахман Аминов.

Мои родители родились и выросли в сёлах вблизи Казани. Отец мой - Габдрахман был из села Танай.
Когда пришло время жениться, он забрал с собой на шахту Кизел девушку Зихнекамал из соседнего села Малые Кайбицы.
В 1908 году, когда я родился, наша семья работала в городе Кунгур Пермской губернии. Никогда не забуду, как впервые
стал рисовать. Мне, наверное, было всего-то года 3-4. Взял и нарисовал нашего зятя на листе хафти-яка (часть Корана).
Отец собрался ругать меня за то, что я «испачкал» священную книгу, но увидев, как похоже изображение зятя на рисунке,
призадумался.

Я учился в 8-й татаро-башкирской школе города Перми. Уже в школе меня называли «талант». Каждую весну из моих рисунков
организовывали «персональную выставку».

После семилетней школы я пошёл учиться в художественное училище и успешно окончил его. В 1931 году я работал
в театре оперы и балета Перми.

После двух лет работы в театре, с помощью известного художника И.И. Бродского, меня устроили на рабочий
факультет Ленинградской художественной академии. Затем я должен был работать под руководством Бродского.
К сожалению, великий художник умер, когда я учился на втором курсе. Пришлось продолжить учёбу в мастерской
художника Р.Р. Френца.

В годы Великой Отечественной войны меня вновь отправили в Пермь, на военный завод. А после войны я продолжил учёбу
и в 1948 году успешно окончил Ленинградскую академию. Моя дипломная работа называлась «Татарский праздник Сабантуй».
Затем моя дипломная работа экспонировалась на выставках, проведённых в Ленинграде, Будапеште, Москве.
Репродукции произведения распространялись многочисленным тиражом.

Картины, созданные на «Шурале» Габдуллы Тукая, являются одними из наиболее вдохновивших меня работами.
Я особенно люблю стихи Тукая. Тема, полюбившаяся душе художника, даёт ему неиссякаемый источник энергии.
Мои самые успешные работы посвящены Тукаю. В Ташкенте в музее А. Навои хранятся три мои картины - образы поэта.
Есть несколько работ и в музеях Казани. Искренние пожелания, выраженные в мой адрес на персональной выставке
в Музее изобразительных искусств Татарстана, дали мне новую силу и мощь для творения.

Несколько слов скажу о своей семье. Жена моя - Рабига. Свадьбу играли в Казани. Старший сын Файзулла
- студент института имени И. Е. Репина, в котором я учился. Он тоже собирается стать художником. Младший сын Фахим
после службы в армии пошёл учиться в институт киноинженеров.



У меня есть не очень много книг и открыток с иллюстрациями Аминова, все их можно посмотреть подробно по тегу "Ф. Аминов":



Это набор открыток "Ф. Аминов. К 120-летию со дня рождения Г. Тукая"



и книги Габдуллы Тукая: "Шурале"



"Водяная"



и "Ласточка"

Tags: биографии, художник
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments