sergej_manit (sergej_manit) wrote,
sergej_manit
sergej_manit

Category:

Великие Помпеи! ...

- Город просуществовавший 700 лет, погибший, и почти 1700 лет пролежавший под слоем пепла...


- этот кадр я сделал как только ступил на платформу :) ...
Сам я там был давненько - лет 20 назад, и хоть целый день почти, но всё основательно обойти и поснять не успел,
а тут хорошие люди основательно восполнили и показали про что видел и про что и нет ) --





Очень замечательный и большой обзор (в конце -- продолжение) --
Оригинал взят у agades_ser в Помпеи. От дома к дому.



На этом фрагменте хорошо видны строительные конструкции помпейского дома. Стена из камня с забутовкой, модная облицовка камнем в ромбик, деревянные перемычки.
DSC_9066.jpg


Если с планировкой римского дома теперь более-менее понятно, то со строительными конструкциями и декором стоит еще
поразбираться. Главным отличием римской архитектуры было стремление к декоративности, отделке.  В Древнем Египте
конструктивная мощь египетского ордера ничем не была прикрыта, колонны украшались рельефами, но не облицовывались.
Римлянина это удивляло, красивым считалось облицевать стену, пол, да и мебель. Когда римский поэт хотел рассказать
о египетской архитектуре и объяснить своим соотечественникам, чем именно она отличалась от привычной им римской,
он писал так :"Не облицован был дом блестящим, распиленным в плиты Мрамором; был опорой его не тонкий агат,
а массивный Камень порфирный; везде, во всех дворцовых палатах, Был под ногами оникс, и обшит Мареотии черным
Деревом не был косяк: оно вместо дуба простого Не украшеньем дворца, но опорой служило".

В общем, чистенько, но бедненько. Престижно, когда отделано красивым материалом. Известные слова императора Августа
о том, что он "принял Рим кирпичным, а оставляет его мраморным" означает не перестройку города, а отделку уже
существующего. Сколько-нибудь значительные здания тогда получили облицовку из туфа, травертина или кирпича.
Крыши облицовывались терракотовыми пластинами, полы мозаиками, стены -мрамором и росписями.

Особенно важна и универсальна технология облицовки при распространении "римского бетона", который стал массово
применяться. Смесь извести, особого "путеоланского" песка и заполнителя не в качестве связующего раствора,
а в виде заливки в пустое пространство между двумя стенками из кирпича или тесаного камня превращалась при схватывании
в монолит несокрушимой прочности.  А внешняя сторона требовала оформления.  Между концом II в. до н. э. и I в. н. э.
вырабатываются определенные схемы этого оформления, отличавшегося высокой степенью технического совершенства
и художественной изощренности. Разумеется, то, что применялось в столице, в провинции было не всегда достижимо,
и скромный декор стены с мозаикой из пластин камня и кирпич был нормой для гражданской застройки.

DSC_8917.jpg

Где-то остается по полинявшим стенам догадываться, какой была раскраска.

DSC_9070.jpg

Некоторые внутренние росписи, которые были открыты достаточно давно , успели вылинять настолько, что теперь
их можно разглядеть по прорисовкам, сделанным в то время, когда они были еще хорошо видны.
Раньше не было современных методов консервации и реставрации. Поэтому остается радоваться тому, что можно увидеть.
Специалисты условно делят помпейские росписи на 4 стиля. В предыдущем посте мы увидели дом Мистерий,
который иллюстрирует один из стилей, когда на стенах рисовались архитектурные композиции с иллюзией объема
и уходящего вглубь пространства, дверьми, закрытыми или полуоткрытыми.
Дом Трагического поэта относят к другому стилю, когда перспективные построения сочетались с театральным эффектам,
сложные сюжеты демонстрировали фантазию  художника. Как правило применялись яркие краски, сейчас потускневшие.

DSC_9073.jpg

Лучше всего сохраняются мозаики. на полу мозаика с собакой и надписью Cave Canem ( то есть:"Осторожно, злая собака !)

DSC_9076.jpg

Оглядимся во дворике и пойдем дальше.







Следующий наш объект - Дом Фавна, названный по сохранившейся статуе Фавна.



Мозаика на полу изображает битву.









Вот и фавн. В греческой и римской скульптуре и других изобразительных искусствах всегда поражает сочетание реализма
и достоверности изображения человеческого тела с таким же реальным изображением существующего
только в воображении художника. Впрочем, как знать, может забегали на огонёк ?





Идем дальше минуя чьи-то перистили.



Дом Античной Охоты тоже расписан архитектурными мотивами.





Название дому дано из-за этих вот сюжетов охоты.





Обнаженная конструкция стены демонстрирует материал и вид кладки.





Когда исследователи впервые открыли помпейские фрески, они были поражены и качеством, гладкостью и яркостью.
Несмотря на то, что они изучаются уже порядка 300 лет, до сих пор не пришли к единому мнению, как же они выполнены.
Толстый штукатурный слой под роспись влиял на её качество, он был не только прочен, но и очень гладок. Стена покрывалась
тремя слоями песчаной штукатурки и еще тремя мраморной.Кроме этого важным компонентом был вулканический песок
и пепел. Вулкан, погубивший город, способствовал тому, что фрески были особенно крепкими за счет использования его
"отходов". Песчано-известковый "текториум " уплотнялся до росписи и заглаживался шпателями до блеска после.
Исследователи колебались между техникой фрески и энкаустики, кто-то считал их сочетанием двух техник, когда фоны
писались а ля прима в фресковой технике и потом дорабатывались энкаустикой или темперой.





Помпейская фреска - уникальное явление из-за применения специфических местных материалов, этот опыт нельзя
было передать. В Византии уже применялась шткатурка из обожженной молотой глины и известняка. Такая же штукатурка
применялась в 10 веке на Руси.








Чтобы представить сейчас по этим останкам вид дома времен процветания империи, нужно иметь богатое воображение,
 Джеймс Стэнтон- Эбботт.  создал реконструкции на компьютере помпейских домов, можно посмотреть здесь:
              https://www.behance.net/gallery/2403316/Villa-reconstruction-2-Pompeii-Italy
Когда мы смотрим такие картинки, нам не хватает людей, и даже, когда смотрим на картины пре-рафаэлитов, то  не слышим
звуков того времени, а между тем горожане жили, слушая плеск и журчание воды. Это был гул близкого моря, шум горных
ручьев и шум фонтанов, которых в городе было множество. Чаще всего в центре перистиля располагался большой фонтан,
вокруг - более   мелкие, если был садик, то вода била во всех направлениях из трубок.  В роскошном доме Лорея Тибуртина
на восточной окраине Помпей, которому суждено было так и остаться недостроенным к моменту катастрофы,  перистиль
переходил в галерею, по всей ее длине тек ручей, кончавшийся серией каскадов, а посреди русла возвышался маленький храм,
окруженный фонтанами.
А поскольку были сады, то кроме разнообразного  плеска воды  слышалось пение птиц.
Несмотря на то, что сады были под боком и не было причин ностальгировать по отсутствию природы в городе,
есть удивительные росписи, вопроизводящие сад на стене внутренних комнат. Идея иллюзии исчезновения стены здесь
воплощена наиболее ярко.

bracciale_doro_01.jpg

Дом Золотого Браслета расписан в трех разных стилях, он был отреставрирован в 62 году после предыдущего извержения,
потому роспись была одной из последних модных новинок помпейской живописи. Таблинум украшен чудесным изображением
сада. Оно интересно не только с эстетической стороны, здесь запечетлены различные деревья, которые бывали в садах
и птицы со знанием дела. Олеандр, калина, земляничное дерево, в листьях которых резвятся ласточки, голуби, горлицы,
соловьи, сороки.
Цветы - своего рода гербарий.

GoldenBracalet0032.jpg

В листьях спрятался мужичок с бородой, его профиль рядом с грушами напоминает картины Арчимбольдо.

GoldenBracelet-0016.jpg

А это дерево вот-вот посетят Адам и Ева. Христианство успешно использовало готовые решения предыдущей языческой эпохи.

3be53a3dc3691e38d009012ddbb78e5e.jpg

Интересно посмотреть на сайте движущуюся фотографию комнаты: http://www.imagoromae.com/domus3_IT.ashx

Лоуренс Альма-Тадема помещает такой садна стене комнаты на свою картину.

una-danza-romana-l-alma-tadema-1368307668_org.jpg

Это не единственный пример подобной росписи. Стоит тут же перенестись Национальный музей в Рим, чтобы увидеть комнату
из виллы Ливии, жены Августа из Прима Порта.  Вилла называлась еще "У белых кур" ( ad gallinas albas). По легенде,
жене императора на колени упала белая курица, которую выпустил орёл. У курицы в клюве была веточка лавра,
которую затем посадили в саду. Из лавровой веточки выросла лавровая роща, из веток этих деревьев стали изготовлять
лавровые венки для императоров. Потомство белой курицы выращивалось на вилле, отсюда и её название.
Роспись в триклинии здесь подобна помпейской. Вилла до сих пор не раскопана полностью, над ней ведутся сельхозработы.
Стены украшены фресками с изображением растений и  цветов, роз и хризантем, деревьев — граната, айвы, лавра, кедра,
кипариса, олеандра и другие, около 30 видов птиц.









Трогает то, что узнаваемо.













И так отсюда легко перекинуть мостик к средневековым картинам и гобеленам-мильфлёрам с сизображениями
райских садов на Земле. По традиции в них должно было расти апельсиновое дерево - символ рая.

3579721_900.jpg

Сад огражденный символизировал райские кущи, но сюжеты были различны, помимо излюбленной дамы с единорогом можно
встретить иллюстрацию к Овидию, здесь вот история Нарцисса, описанная Овидием. Как говаривал Оскар Уайльд
( любитель, между прочим, древнеримской кухни): " Полюбить себя - вот начало романа, который продлится всю жизнь".

797c735fd131.jpg

Потом появился Иероним Босх, написал свой "Сад земных наслаждений" и всё испортил.


Помпеи. Вилла Мистерий.


Помпеи.


Помпеи. Продолжение осмотра.


Помпеи. Еще фрески.


Геркуланум



И от меня ещё бонус :)))
-- ящерицу мы там нашли и виноградом кормили --

Tags: Италия, антики, архитектура
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments