sergej_manit (sergej_manit) wrote,
sergej_manit
sergej_manit

Categories:

Как издавали фантастику в СССР. Плутония.

( Искал работы иллюстраторов некоторых, и попал на этот материал, который не удержался и себе припас...
-- и обсуждение там замечательное - такие энтузиасты ребята! ...)


      В истории советской фантастики не так уж много книг, что сумели пронести читательскую любовь сквозь десятилетия,
пережить все извивы бурной истории нашей страны и по-прежнему остаться в строю даже в непростое нынешнее время.

«Плутония» Владимира Афанасьевича Обручева, несомненно, из той «счастливой» когорты.

В далеком 1924 году она впервые была представлена на суд читателей  и с тех пор  постоянно переиздается,
и нет никаких причин предполагать, что  в обозримом времени это прекратится.   Потому как со страниц ее веет на юного
(и не слишком юного) читателя невообразимо манящий ветер Миров Неоткрытых, где по суше бродят мамонты, диплодоки,
в морях плещутся ихтиозавры, а  в небе квакают птеродактили.

Непередаваемый вкус Настоящего Приключения.

Приключение-то приключением, а мы на примере «Плутонии» попробуем дать панораму ее изданий в СССР,
проследить как менялись подходы к оформлению и что из всего этого вышло.





                                                                          
                                                                     иллюстрация Зденека Буриана

Стимулом написать «Плутонию» для Обручева стали геологические ошибки «Путешествия к центру Земли» Ж.Верна.
Много нареканий вызвал у него и относительно свежий «Затерянный мир» Артура Конан Дойла.

В результате этого «неудовольствия»  он и написал в 1915 году, используя последние научные данные,
свой вариант путешествия в земли, где сохранилась древняя флора и фауна.

Первая публикация книги состоялась в 1924 году в ленинградском издательстве «Путь к знанию»








К сожалению, сказать про первое издание мы можем крайне мало, ну разве что число страниц.
Оно является настоящей библиографической редкостью. Увы, неизвестно кто художник и какова художественная ценность
иллюстраций. Эта страница биографии книги нам покуда недоступна.

Спустя 7 лет в издательстве «Молодая гвардия» вышло второе издание.











Тираж книги составил всего 10 100 экземпляров. Художником был Михаил Иванович Пиков, прославившийся позднее
своими ксилографиями и оформлением классических произведений, таких как «Илиада», «Слово о Полку Игореве».






               

Динозавры, выполненные Пиковым, хоть и не были безупречны в научном плане, зато отличались живостью нрава,
бегали и резвились. Как дети.

  























Вообще говоря, «Плутония» ставила перед художником интересную и по-своему непростую задачу: изобразить то,
что никто никогда не видел. Советская изобразительная школа в те годы делала первые шаги, не всегда справляясь
даже с изображением людей. А уж динозавры!

Впрочем, было куда обратиться и за консультацией. В конце 19  — начале 20 века палеонтология переживала бурный подъем.
«Охотиться» за костями вымерших чудовищ стало модным, к тому же многие музеи платили за них немалые деньги.
Не было недостатка и в книгах. С картинками.

Например такими, из книги 1863 года «Земля до потопа» Louis Figuier.








Воссоздание облика вымерших существ порой было делом непростым.

По рисункам-реконструкциям известного английского палеонтолога
Ричарда Оуэна  для Хрустального дворца, так назывался павильон
первой Всемирной выставки в Лондоне 1851 года, были созданы первые
скульптуры динозавров в натуральную величину. Игуанодона Оуэн сделал
огромным  четвероногим созданием, этакой здоровенной ящерицей.
Причем большой палец ящера, представляющий острый коготь,
мэтр реконструировал как рог и разместил его у ящера на носу.
Прежде чем установить скульптуру на место, в ней был дан знаменитый
банкет на 12 персон. Нужно сказать, что облик игуанадона еще долго
корректировался, так что предъявлять Оуэну претензии, пожалуй,
не стоит.

Все реконструкции тех дней отличались рядом общих ошибок. Например, шеи морских плезиозавров (мы это неоднократно
увидим) гнулись совершенно невообразимым образом, на некоторых картинках даже обвивая свою жертву.
 Или, скажем, мозазавры демонстрировали изрядную гибкость во всем теле, ибо считались «морскими змеями»,
даром что с ластами.








До революции в России были весьма популярны книги Гетчинсона «Вымершие чудовища» и Ланкестера «Вымершие
животные». Обе книги фигурировали во всех довоенных изданиях «Плутонии» в списке рекомендуемой литературы для чтения.






американское издание 1905 года

российское издание 1914 года



Игуанодон и птерозавры из книги Ланкестера.





 



А это вымершие чудовища из второго издания книги Гетчинсона








Обратите внимание на правую картинку, где изображен мегалозавр. Запомните эту позу, она с завидной регулярностью
в разных модификациях будет возникать практически во всех довоенных изданиях «Плутонии».

Третье издание выходит в 1935 в Объединенном Научно-Техническом Издательстве (ОНТИ).








ОНТИ было серьезное издательство и к подбору иллюстративного материала подошло как надо, попросту скопировав
ряд иллюстраций из различных научных изданий, в основном зарубежных.

Слева приведены иллюстрации из издания 1935 года, а справа из книги американского палеонтолога Осборна
«Век Млекопитающих» (Нью-Йорк, 1910 год).




















Так сказать: Найдите 10 отличий.

Или вот птеродактили из «Плутонии» и (справа) из книги H.R.Knipe «Evolution in the Past» (Лондон, 1912)








Справедливости ради стоит указать, что подобное вольное использование иллюстративного материала в те годы
было достаточно распространено. Правда обычно все-таки авторство указывали. Но в СССР как раз началась компания
по утверждению первенства российских и советских изобретателей во всем, что можно, и ссылки на иностранные источники
были непопулярны. ОНТИ перед войною некоторые переводные книги даже переиздала под авторством переводчиков.

Быть может поэтому в издании 1935 года художник не указан.

А жаль, так как, помимо заимствованных, были и вполне оригинальные работы, впрочем, «мегалозавр» в характерной
позе тоже присутствовал.














Кроме того, в третьем издании впервые появилась карта, которая будет потом без изменений повторяться практически
во всех переизданиях.

 карта Плутонии

В 36 году ОНТИ выпустило стереотипное издание, а в 1937 — уже новое, четвертое.








Художник на сей раз был указан — А.Е. Ивачева. Но при просмотре не покидает ощущение, что она просто перерисовала
с некоторыми изменениями иллюстрации из прошлого издания.

Вот например полюбившийся всем хищник.

Ну и прорисовка доисторических животных весьма своеобразна.








Были и новшества, скажем появились иллюстрации «на разворот».

В целом же картинки в четвертом издании получились какими-то неряшливыми, животные странными, люди диковинными...

В 1941 году в «Детгизе», в знаменитой «рамочке» вышло, пожалуй, лучше издание «Плутонии». Иллюстратором этой книги
был художник  Евгений Михайлович Рачев. В Детгизе он работал с 1937 года и специализировался на анималистических
иллюстрациях. Перед самой войной в «рамке» с его иллюстрациями успел выйти еще «Пылающий остров» А.Казанцева.
А 7 ноября 1941 года Евгений Рачев в составе народного ополчения ушел защищать Москву.














К огромному сожалению, эти прекрасные иллюстрации больше никогда не переиздавались и даже просто их увидеть
большая проблема, т.к. довоенная «рамочка» имеет у коллекционеров изрядную ценность и «простой смертный» пересечься
с ней может разве что случайно.

А работы Е.Рачева знакомы каждому из нас с детства.  Стоит только взглянуть вот на эти картинки.








Жаль только не к «Плутонии».

Следующий этап в биографии «Плутонии» связан с Государственным издательством Географической литературы
и художником Юрием Макаровым, хорошо известным всем любителям фантастики. Несмотря на сложность материала,
он сделал весьма достойные иллюстрации, впрочем, не без привлечения материала из научно-популярных изданий.








Не трудно заметить, что трицератопс с обложки заимствован с рисунка из книги А.Н.Дружинина «Животный и растительный
мир прошлого Земли» (художник В.А.Ватагин), так же как и бравый траходон (см. правый рисунок).








Из изысков в книге присутствовали еще черно-белые вклейки.








Все послевоенные издания выходят в несколько измененной редакции. Наиболее значительное изменение — существенное
сокращение главы «Научная беседа» с ремаркой  «Читатели, интересующиеся более полным изложением доклада Труханова,
могут найти его на стр. 347-369 издания «Плутонии», напечатанного в 1941 году Издательством детской литературы
в Москве».

Кроме того, была существенно переработана сцена  встречи «Полярной звезды» с Макшеевым.

В 1953 году Владимир Афанасьевич Обручев отмечал 90-летний юбилей. К этой знаменательной дате Географиз выпустил
самое нарядное издание «Плутонии», в тканевом переплете с тиснением, с суперобложкой и цветными вклейками.








Художником суперобложки был Г.В.Храпак, а автором цветных вклеек известный художник-иллюстратор книг о вымерших
животных  К.К.Флеров.








В целом иллюстрации были аналогичны предыдущему изданию, но некоторые картинки были Ю.Макаровым доработаны
в сторону большего соответствия научным данным, не исключено, что по рекомендации К.Флерова








Например, олень получил более подходящие рога, а плезиозавры наконец перестали по змеиному изгибать шею.

Издание 53 года послужило основой для ряда переизданий. В 1955 году два переиздания были выпущены в Алма-Ате
(в разных форматах) с другой обложкой, а Географгиз выпустил по упрощенному изданию (без суперобложки и с черно-белыми
вклейками) в 55, 56 и 57 годах.





 



В 1958 году в Детгизе выходит новое издание «Плутонии» с замечательными иллюстрациями Г.Никольского.








После работы Е.Рачева это, пожалуй, лучшее иллюстрированное издание сочинения В.А. Обручева, с живыми, весьма
точными в научном плане картинками.














Единственный недостаток этого, в целом прекрасного издания, маленький размер картинок, большинство примерно
в треть страницы.

К сожалению, это последнее советское издание со столь полной проработкой иллюстративного материала.
Все последующие  были либо репликой с детгизовского, либо с чисто формальными иллюстрациями
(по принципу «есть и ладно»), а то и вовсе без иллюстраций, что на мой взгляд равносильно преступлению против будущего.

Скажем, вот иллюстрации из издания 1977 года (издательство «Лениздат», художник С.А.Остров).








Такое ощущение, что мы вдруг по манере исполнения и качеству проработки материала вернулись в 30-е годы...

Отрадно сознавать что книжная биография «Плутонии» не заканчивается. Вплоть до конца СССР книга переиздавалась
отдельно или вместе с «Землей Санникова» практически каждый год.








Не прекращается издание и ныне. Ибо нет ничего ценнее для юной души, чем хорошая, умная книга о приключениях
в неведомом мире достойных людей.






обсуждение читать и источник тут --
http://fantlab.ru/blogarticle13292
Tags: книга детская, фантастика, читать
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments