"Экспозиция этого зала посвящена народному художнику, лауреату Государственной премии РСФСР им. И.Е.Репина - Алексею Викторовичу
Воробьевскому.
Его работы хранятся в Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, Музее керамики "Усадьба Кусково XVIII век", других музеях
России и за рубежом, многочисленных частных коллекциях.
Воробьевский в 1926-1941 и 1945-1992гг. работал на Ленинградском Фарфоровом Заводе. Заслуженный художник РСФСР (1969), лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е.Репина (1970), Народный художник РСФСР (1981), участник Всемирных выставок в Нью-Йорке (1939), Брюсселе (1958), Монреале (1967).
Последние годы жизни Алексей Викторович провел в Выборгском районе, вместе со своей верной спутницей - Галиной Николаевной он жил на проспекте Тореза.
Большую часть текста я взяла из интернета, да не обидятся на меня авторы - я еще всех назову обязательно. И только в самом конце я позволила себе добавить некоторые факты из его биографии, о которых никто, кроме его самых близких не может знать. Рассказ будет постепенно пополняться, т.к.не успеваю обрабатывать имеющиеся материалы."
1939 год - "Слово о полку Игореве"
Самой главной довоенной работой мастера считается ваза, расписанная им на тему поэмы "Слово о полку Игореве". Она была выполнена к 750-летнему юбилею литературного первоисточника. Существует версия, что художник не читал поэму, а ему кем-то были выписаны одиннадцать главнейших эпизодов, по которым он создал самую монументальную свою работу! Так ли это - точно не знает никто. Тем не менее, целый месяц художник обдумывал композицию будущей вазы, совсем не приступая к росписи. За последующие восемь месяцев Воробьевский создал настоящий шедевр искусства. Роспись вазы построена на сочетании архитектурных и растительных мотивов на фоне вселенной со звездами и солнцем. Верх вазы расписан одним общим фризом, по кольцу изображены знаки зодиака. Поверхность вазы делится своеобразными арками на части, и каждая часть расписывается на тему какого-то конкретного эпизода произведения. В арках раскрыты события "Слова...", в каждой из 6 композиций по 3 эпизода, они соединенны в единое целое и гармонически подчинены общему сюжету.
Это самая крупная ваза, которую довелось расписывать Воробьевскому — ее высота составляет 97,5 сантиметров.
Известен факт встречи Воробьевского с художником И.Я Билибиным, когда им была задумана ваза с росписью на тему "Слово о полку Игореве". Билибин , будто бы не поверил в возможность творческих сил одолеть эту тему, но увидев вещь готовой признал её состоявшейся. Эта ваза 15 лет находилась в литературном музее нашего города и заводу стоило больших усилий вернуть её в собственный музей, которому она фактически принадлежит.
Воробьевский вел очень размеренную жизнь. До работы совершал прогулку, после работы заходил в кафе поужинать, затем ехал домой, чтобы немного поспать, потом шел в кино либо в театр. По выходным художник посещал Эрмитаж. Он жил в коммунальной квартире, его соседки (две пожилые женщины) работали в Публичной библиотеке. Они приносили художнику книги об искусстве, он прекрасно разбирался в гуманитарных предметах, но вот точные науки не любил. Алексей Викторович поздно женился (в 46 лет) на медсестре из медпункта завода имени Ломоносова, после женитьбы свой образ жизни не изменил. В отпуск ездил всегда в июле и только в Сочи, он восхищался яркой южной природой. Он любил нарядно одетых женщин, а вот любительниц неброской одежды называл "мышками".
В доме у художника не было ни картин, ни книг об искусстве, ни его собственных фарфоровых работ. Для чего? У него ведь весь Эрмитаж в голове. И действительно, по залам Эрмитажа он бежал чуть ли не бегом, почти не глядя на картины. Недоумевающим людям поясняли, что Воробьевский знает здесь все до самых мельчайших деталей, такова уж его уникальная память. Говорят, что до войны у мастера была собрана большая коллекция старинных открыток с видами разных европейских городов, благодаря которой он знал достопримечательности этих городов во всех подробностях, хотя никогда там не бывал. Эта замечательная коллекция погибла во время бомбежки — дом художника был полностью разрушен, возможно, с той поры он и стал так безразлично относиться к бренным вещам.
Алексей Викторович женился довольно поздно. О его спутнице до обидного мало слов сказано. А на самом деле она была его добрым ангелом, его музой. Она его обихаживала, лечила. Переживала с ним все радости и невзгоды. На фотографии слева - она еще совсем молодая, такой я ее не помню. А фотографию дал ее сын - Ювеналий (о нем я еще расскажу). А вот фотографию справа она подарила мне сама, уж очень я просила ее. Для меня она была добрая и веселая тетя Галя, моя крестная мама. А великий и почитаемый всеми А.В.Воробьевский - просто "Викторыч", так его называли в нашей семье.
В нашем архиве сохранилось огромное количество открыток и писем от супруги Алексея Викторовича, в которых она рассказывала обо всех событиях в семье. Вот например, строки из письма, датированного 10-м января 1965-го года.
"Дорогие мои птички! (это она всегда так к нам обращалась, потому что в семье были и Курочкины, и Лебедевы)
Я только встала с кровати, болела гриппом. Лёня 6 января упал и сломал себе левую руку. ...
Бедный мой дед, ни одеться, ни умыться ничего сам не может, а и помощница-то я тоже "аховая".
Справа на фотографии - Алексей Викторович с Ювеналием Андреевичем Смирновым, сыном Галины Викторовны от первого брака. Они очень дружно жили вместе, да, собственно, по фотографии это и так видно.
Перед вами уникальные фотографии из нашего семейного архива. Алексей Викторович с супругой Галиной Викторовной почти каждое воскресенье проводили у нас, а летом, когда наша семья снимала дачу - обязательно приезжали навестить нас.
На фото слева: в шляпе - Алексей Викторович, рядом с ним - его супруга, а еще левее - моя будущая мама (я появлюсь только еще год), зато мой брат уже умеет кататься на велосипеде))
А вот здесь (на фото слева) я уже не только появилась на свет, но и облюбовала местечко на коленях своей любимой крестной мамы - тети Гали. Снимок сделан на даче в Левашово. Так проходили традиционные вечерние посиделки - слева мама на гамаке, бабушка, брат с гармошкой (он замечательно по слуху играл даже на таком инструменте и стал впоследствии музыкантом)и, конечно, Алексей Викторович и его супруга с куклой, т.е.со мной.
....тут я кое что выборочно припас в пост, не всё влезало, а посмотреть остально можно в самом музее этом --
http://tapenik.ru/zalvorobyev4.html