sergej_manit (sergej_manit) wrote,
sergej_manit
sergej_manit

Category:

"Про пингвинов" Геннадия Снегирева и Мая Митурича: варианты иллюстраций

Здесь очень хорошо показано, как художник пользуется полиграфией как инструментом для решения своих задач...
Оригинал взят у donna_benta в "Про пингвинов" Геннадия Снегирева и Мая Митурича: варианты иллюстраций
Рисунки Мая Митурича к произведениям Геннадия Снегирева давно стали хрестоматийными. Тем интереснее проследить, как рождались иллюстрации к одному из самых известных рассказов - "Про пингвинов". Мне известно по крайней мере четыре их варианта.
Безусловно, самые широкие возможности для художника представляет отдельное издание рассказа.



Макет большеформатной, полноцветной книги "Про пингвинов", выпущенной издательством "Советская Россия" в 1961-м году, чрезвычайно любопытен, выстроен в ритме вольного движения стаи пингвинов, неторопливо переходящей со страницы на страницу.
Печать передает каждый штрих синего карандаша, - далеко не всегда увидишь работу художника в такой живой подлинности.
Благодаря knizgkin_dom удалось восстановить заднюю часть обложки и несколько пострадавших страниц в нашем библиотечном экземпляре, и сегодня, наконец, я могу показать вам эту книгу. А также сравнить ее с другими изданиями рассказа.


"Про пингвинов". 1961 год.























Уже для сборника 1963 года "Обитаемый остров" иллюстрации к рассказу были существенно переработаны и предстали перед читателями в черно-белом варианте.
Прихотливые диагонали сменились  в макете более строгими горизонталями и вертикалями, несколько изменился облик главного героя, выразительнее стал образ нападающего на него пингвина; в компании танцующих пингвинов появился зритель на переднем плане. Сдержанная графичность, отсутствие цвета сделали рисунки более лаконичными, отточенными, музыкальными.









В варианте иллюстраций к большому сборнику Г.Снегирева "Рассказы для детей" 1970 года историю про пингвинов  открывает знакомый всем разворот:



А работая над полностраничными иллюстрациями, Май Митурич пошел путем обобщения, соединяя в одном новом рисунке сюжеты нескольких ранних:



В сборнике "Чудесная лодка" 1977 года совершенно иначе решен финал рассказа:



К некоторым эпизодам художник возвращался не один раз.
Порой эти изменения кажутся совсем незначительными. Как рассказать о хитром поморнике, избегая изображения того, что он все же утащил одного из пингвинят?
В книге 1961-го года пингвинята пассивны - сбились в кучку под защитой взрослых и вынуждены принимать их строгую заботу.



А по рисункам к переизданиям 1963-го и 1970-го года уже видно, что за пингвинятами не так легко уследить, и они готовы проявить вольность:





Видимо, сложнее всего Митурич работал над эпизодом о нападении морского леопарда. Ведь подойти к нему можно совершенно по-разному: делая акцент на том, как пингвинам удалось избежать столкновения с зубастым зверем, или на моменте подводной охоты.
В книге 1961 года очень выразителен "портрет" морского леопарда. Но в соседстве двух иллюстраций наблюдается некая логическая ошибка: леопард вынырнул из воды, пингвины же находятся под водой. Смысл того, что происходит в эпизоде, рисунки до конца не доносят, скорее, эмоционально передают его настроение.



В 1963-м году компоновка разворота так и требовала все действие сосредоточить под водой, изобразить момент охоты:



Точнее всего художник следует за автором в сборнике 1970-го года:



Но в 1977 году снова возвращается к погоне леопарда за пингвинами, переведя действие в стремительную горизонталь:



Видимо, Май Митурич не хотел размещать рядом два вертикальных рисунка, решив на вертикали сцену с отважным пингвиненком:



Переиздания рассказа последующих лет ближе к варианту из сборника "Чудесная лодка".
В книге Г.Снегирева "Пинагор" 1987 года рассказ "Про пингвинов" предваряют два замечательных эскиза Мая Митурича - вот с чего он начинал работу над образами:







Tags: Митурич
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments