sergej_manit (sergej_manit) wrote,
sergej_manit
sergej_manit

Category:

Будем посмотреть скоро! )

Оригинал взят у red_balls в "Серебряное копытце" Марины Успенской
У нас иногда бывают внезапные книги. И вот сейчас сдали в типографию (и надеемся получить к выставке) еще одну книгу, которую до этого не объявляли.
А дело было так.
Мы отправляли в Питер для наших коллег материалы  по нескольким  книгам  с иллюстрациями Марины Успенской. И среди них была она...  Когда мы увидели оригиналы, то... видимо, что-то очень грустное было в наших глазах, а иллюстрации были столь хороши, что начальство оставило эту книгу в нашей редакции, а мы пообещали, что сделаем ее быстро-быстро.
Эта книга "Серебряное копытце" Бажова с великолепными иллюстрациями Марины Успенской в самой первой редакции 1952 года.



Для художницы Марины Успенской это была первая самостоятельная книга. И может поэтому она так непохожа на остальные ее работы. Книга вышла в 1952 году в Детгизе, впоследствии художница сдела вариант этих иллюстраций в черно-белом виде, существовал также вариант книги, когда цветные иллюстрации печатались как черно-белые. Впоследствии Успенская еще неоднократно обращалась к сказкам Бажова, так в 1959 году вышел сборник "Живинка в деле", а в 1973 году художница создала совсем другой вариант иллюстраций к "Серебряному копытцу"

И несмотря на то, что эти иллюстрации может быть слишком обособленны в творчестве художницы, слишком отличные от ее последующих работ, они прекрасны своей выразительностью, своей реалистичностью, своей искренностью, своим пониманием и вживанием в текст Бажова.

Эти иллюстрации из того ряда, когда художник не просто сопровождает действие некими иллюстративным рядом, не просто создает образы и настроение, а является таким же рассказчиком, как и писатель.

Вспомним завязку сюжета. Маленькая девочка Дарёнка, которой нет еще и шести ("по шестому году"), остается круглой сиротой: умерли отец и мать, её сестер, которые едва ли много старше героини, забрали к барину и вряд ли она еще с ними увидится, и даже родной дом, где девочка родилась и выросла, больше не её. "Приказчик избу Григорьеву отдал какому-то горюну и велел за это сиротку кормить, пока не подрастёт. А у того своя семья больше десятка. Сами не досыта едят". Какое может быть житье у чужой девочки, когда свои-то родные десять голодают... И забирает девочку одинокий старик Кокованя: "Кокованя с утра на работу уходил. Дарёнка в избе прибирала, похлёбку да кашу варила..." Это в шесть-то лет, на дровяной печи, да с водой в колодце.

Чарльз Диккенс из этого написал бы целый роман, а у Бажова же вся история рассказывается буквально в нескольких диалогах, не прямо, не в лоб. И художник прекрасно вживается в авторский текст.
Вот один из ключевых эпизодов, когда Кокованя пришел забирать Даренку из приемной семьи, где "хозяйка и взъедается на сиротку, попрекает её куском-то".

Родная изба Даренки, русская печь по центру, раскрашенная узором, сделанным, скорее всего родными родителями девочки. "Знавал я Григорья да и жену его тоже. Оба весёлые да ловкие были". Множество народа: бабки, молодухи с лицом старух, дети, один другого меньше, и даже не разберешь - девочка или мальчик. И Даренка, сидит в стронке, совсем одна, только странная кошка рядом.






А кошка - еще одна загадка. В детстве воспринималась как обычная приблудившаяся из неоткуда кошка. Мне ее даже жалко в конце книги было: замерзнет еще в лесу-то,  она же не волшебная, прямо жертва какая-то. А ведь скорее всего у Бажова кошка непростая, это некий природный дух, который появляется "вдруг", помогает девочке, защищает, оставляет в надежных руах и исчезает, вместе с еще одним сказочным духом - Серебряным копытцем. Вспомним у Бажова и ящерку, и полоза, и змейку, и земляную кошку.


Вот, как кошка независимо вышагивает. Типа - вместе, но и отдельно... Сама по себе...



Обратите внимание на задор самой Дарены и на осуждающие лица односельчан... И кошка...


Ну, и язык Бажова. Это полное ощущение стихов в прозе:
"Так и стали жить вместе дед Кокованя, сиротка Дарёнка да кошка Мурёнка. Жили-поживали, добра много не наживали, а на житьё не плакались, и у всякого дело было.
Кокованя с утра на работу уходил. Дарёнка в избе прибирала, похлёбку да кашу варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила — мышей ловила. К вечеру соберутся, и весело им.
Старик был мастер сказки сказывать. Дарёнка любила те сказки слушать, а кошка Мурёнка лежит да мурлычет:
— Пр-равильно говорит. Пр-равильно..."


Пожалуй, у Марины Успенской козлик получился самый трогательный, ранимый, настоящий и в то же время, сказочный...



Вообще к Бажову у нас часто немного странное отношение. Во-первых, этот автор совсем не воспринимается как советский писатель, хотя жил он сравнительно недавно: умер писатель в 50-м году, а сборник "Малахитовая шкатулка" впервые вышел в 1939 году . А в сознании многих он кажется современником сказочника Афанасьева.
Во-вторых, это дивное слово "сказка", хотя правильнее "сказы". Почему-то кажется, что раз сказка, значит читать надо в очень раннем возрасте, а это не так. По-настоящему распробовать Бажова можно только позже, где-то к средней школе.

Но, пожалуй, "Серебряное копытце" - это исключение. Не зря именно эта сказка часто выходит отдельной книгой, не в сборнике, это то, с чего надо начинать знакомство с писателем. Короткая (по сравнению с остальными), детская по сюжету, простая и вместе с тем певучая, лиричная и очень светлая - сказка об ожидании чуда...

Книга выходит в серии "Любимые мамины книжки", 24 страницы, твердый переплет, меловка. Печатаем в Латвии. На переплете - серебро и небольшой блинт.
Ну, не могли мы ее сделать в другом виде: иллюстрации заслужили именно такую книгу...
Tags: Речь, Успенская
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments