sergej_manit (sergej_manit) wrote,
sergej_manit
sergej_manit

Category:

Тарелки Речного вокзала



Вспоминая предыдущий пост о Дворце Советов,  а также замечательного скульптора ЛФЗ --
   Наталью Данько, про книжку о которой говорили тут --
http://sergej-manit.livejournal.com/77413.html
- нашел такой вот интересный материал в котором подробно рассказано о том, что же изображено на тарелках Речного вокзала...

Оригинал взят у ikuv в Тарелки Речного вокзала
А вы когда нибудь их разглядывали?



Речной вокзал (он же Химкинский речной вокзал, он же Северный речной вокзал) был построен в 1937 году по проекту архитектора Алексея Михайловича Рухлядева (1882-1946) и его многолетнего соавтора Владимира Фёдоровича Кринского (1890-1971). Несмотря на то, что Алексей Михалович успешно построил и другие объекты, от наземного вестибюля станции метро "Комсомольская-радиальная" до памятника Христофору Колумбу на острове Сан-Доминго, Речной вокзал оказался самым ярким, самым запоминающимся проектом.

Успех проекта Рухлядева также обязан и небольшим, но важным художественным деталям, в том числе и 24-м фарфоровым медальонам, закреплённым на западном (выходящем на Химкинское водохранилище) и восточном (выходящем на парк и Ленинградское шоссе) порталах.
Созданием фарфоровых медальонов (а в просторечии тарелок) занималась скульптор-керамист Наталья Яковлевна Данько-Алексеенко (1892-1942). Получив классическое художественное образование, она ещё до революции 1917 года занималась скульптурным украшением зданий, построенных преимущественно в Санкт-Петербурге. Из известных работ, выполненных после революции, стала серия фигурок, до сих пор украшающая станцию метро "Театральная":


Во время войны Наталья Яковлевна оказалась в блокадном Ленинграде. В феврале 1942 года она с сестрой и матерью эвакуировалалсь в Ирбит (Свердловская область). По пути от истощения умерли мать и сестра. Сама же Наталья Яковлевна добралась до Ирбита, но вскоре, в марте 1942 года, тоже умерла.

Мой коллега по проекту Moskva-Volga.Ru с ником Crazy Hamster этим летом как раз сфотографировал все "тарелки" западного портала. Результатами его труда я незамедлительно воспользовался. Фотографировал он на Fuji Х-Е1 с объективом 55-200.

Первый медальон - танк довольно оригинальной конструкции. Если внимательно присмотреться, то можно разлядеть вторую башню.



Двубашенные танки разрабатывались в СССР в 1930-х годах и носили наименования Т-35, КВ-5, Т-100, СМК и другие. По мнению специалистов на медальоне изображён Т-26, двубашенный пулемётный вариант, с характерной передней звёздочкой. Именно пулемётный, потому что тонкие пулемётные стволы прорисовать было сложно, к тому же Наталья Яковлевна не ставила задачей изобразить объекты с документальной точностью:



Следующий объект идентифицируется гораздо проще. На нём даже написано "И.Сталин". Это легендарный паровоз серии ИС20 ("Иосиф Сталин"). С небольшими модификациями его выпускали с 1932 по 1942 год и было сделано 649 единиц.



В жизни паровоз ИС20 выглядел несколько иначе:



И даже выпускался на марке:



Что изображено на следующем медальоне сказать затруднительно. Очень похоже на доменную печь металлургического комбината:



Героями первых пятилеток были два метталургических завода: Магнитогорский и Кузнецкий. Оба очень большие, значимые и запущенные в эксплуатацию примерно в одно время. Нашлось фото, сильно напоминающее изображение на медальоне. Это доменный цех Кузнецкого металлургического завода (1934 год):



На следующем медальоне абстрактный усреднённый дирижабль, один из десяти с небольшим аппаратов, выпущенных к тому времени в Долгопрудном на Дирижаблестое. И хотя каждый из них был уникален, художественная интерпретация Данько стёрла все отличительные детали:



Однако пейзаж, среди которого летит могучий аппарат лично мне напоминает карельский. Сосны, скалы, озёро, вдали заснеженные горы - наверно Хибины... И тут начинает попахивать мистикой. Дело в том, что дирижабли и Карелию связывает единственный аппарат - В-6 "Осоавиахим":



Связывает печально - невдалеке от Кандалакши, что чуть севернее Карелии, В-6, самый большой советский дирижабль тех времён, разбился, врезавшись в тумане в склон Небло-горы. Большая часть экипажа погибла. А летели они спасать экипаж арктической экпедиции "Северный Полюс - 1".
В чём же мистика? В том, что В-6 разбился в феврале 1938 года, спустя почти год после постройки Речного вокзала.
Фото места гибели дирижабля и памятного знака, 1988 год:



Нашёл у своих друзей вот такое замечательное фото в тему - дирижабль В-8 над Речным вокзалом, без всякой мистики, примерно 1938 год:



Со следующим медальоном не возникает никаких проблем. Вид на Московский Кремль с Большого Каменного моста, арка в набережной на уровне воды (интересно, а почему её так выделили?) - впадение реки Неглинки в Москву:



В реалиях недавнего прошлого это место выглядело вот так:



Здесь тоже легко узнаваемое здание. О котором много говорили, писали, начинали строить, но так и не построили. Проект, который никогда не был осуществлён в жизни - Дворец Советов архитектора Бориса Михайловича Иофана (1891-1976):



Вот так выглядела бы Москва, если Дворец Советов всё-таки был посторен:



Подробнее об объекте лучше почитать у masterok в посте "История Дворца Советов в Москве", откуда я и стырил фотоколлаж.

Вестибюль станции метро Киевская (радиальная):



Московское метро - одна из самых важных и значимых строек сталинской эпохи. К проектированию и строительству относились очень серьёзно и тщательно. Проект Киевской-радиальной был выполнен архитектором Дмитрием Николаевичем Чечулиным (1901-1981), автором множества зданий в Москве - гостиниц "Пекин" и  "Россия" (снесена), Дома Советов РСРСР (ныне Белый Дом) и многих других. Поучаствовал он и в конкурсе на проект уже упоминавшегося Дворца Советов, но проиграл вот с таким проектом:



Однако с метро Чечулину повезло больше и по его проекту была построена Киевская-радиальная:



Так станция метро выглядит в наши дни:



Ленин - наше всё. Мавзолей и Кремль. И немного авиации:



Вид примерно с того же ракурса, из здания Исторического музея (бывшего музея Ленина), примерно 1934 год. Обратите внимание, на Спасской башне ещё установлен двуглавый орёл:



На следующем медальоне изображён стратостат. Почему изображён именно этот тип воздухоплавательных аппаратов - не очень понятно. В принципе они бесполезны. Наверно на них возлагались большие надежды по исследованию "дальней" атмосферы. Или с их помощью можно было устанавливать рекорды поднятия на высоту, доказывая всему миру, что мы лучшие...



Что за модель стратостата изображена - даже представить не могу, хотя к 1937 году их было построено всего штук пять. И участь большинства из них была весьма печальна.
Пример судьбы стратостата Осоавиахим-1. Совершил первый и одновременно последний полёт зимой 1934 года. Был поставлен рекорд высоты - 22000 метра над уровнем земли. За рекорд заплатили жизнью все три члена экипажа: командир Павел Фёдорович Федосеенко, бортинженер Андрей Богданович Васенко и научный сотрудник Илья Давыдович Усыскин.



Хоронил прах стратонавтов лично Сталин:



Тоже легко узнаваемый объект - Театр Советской армии архитекторов К. Алабяна и В. Симбирцева.



Но не построенное здание, которое строилось с 1934 по 1040 года, а проект, на котором театр обильно украшен скульптурными группами везде, куда только можно их было установить. Сравните с "натуральным" видом тетатра в нынешнее время:



По моему личному и частному мнению это чрезвычайно помпезное здание нерационально спланированно и плохо приспособленно к театральным нуждам вследствие того, что архитекторы насильно вписывали его в пятиконечную звезду:


Характерная форма здания сыграла неприятную роль во время войны. Театр пришлось тщательно маскировать, потому что он являлся очень хорошим ориентром для немецких лётчиков.
Но есть в здании театра и одна особенность, недоступная ни одному театру в мире. Благодаря своей конструкции на сцену театра прямо с улицы может въехать.... танк. По специальному танковому въезду. Только вряд ли это помогает при показе "Гамлета" или "Севильского цирюльника".
Подробнее о Театре Советской (теперь Российской) армии можно прочесть у architip в соответствующем посте.

На этом медальоне однозначно изображён ДнепроГЭС:



Первая серьёзная электростанция в СССР. Была задумана ещё в 1920 году, ещё при создании плана ГОЭЛРО, но строительство началось только в 1927. Первый агрегат был запущен в 1932 году, на проектную мощность электростанция вышла в 1939. А 18 августа 1941 года была взорвана нашими отсупающими войсками:



Восстановление и перевооружение началось в январе 1944 и было закончено к 1950 году.
Современный вид электростанции и восстановленной плотины:



Очень пероснифицированный медальон. На борту самолёта можно легко различить отчётливую надпись "СССР - Н-171":



АНТ-6, заводской номер 22700, бортовой номер Н-181, знаменитый самолёт советской полярной авиации, который в мае-июне 1937 года под командованием Василия Сергеевича Молокова (1895-1982) достиг Северного полюса и совершил высадку людей и оборудования экспедиции "Северный полюс - 1" под управлением Ивана Дмитриевича Папанина.

н-171.jpg

Полёт совершался группой самолётов, но выдержали полёт над арктикой только два борта - Н-171 Молокова и Н-170 Михаила Сергеевича Бабушкина (1893-1938). Второй самолётик на медальоне наверно и есть Н-170.

Фарфоровым медальонам Натальи Яковлевны Данько-Алексеенко и повезло, и не повезло одновременно.
Повезло потому, что они выставлены на всеобщее обозрение, о них многие знаю, кто-то видел воочию, а некоторые, к которым теперь относимся и мы, их внимательно рассмотрели и немного изучили.
А не повезло из-за того, что уже скоро 80 лет произведения искусства подвергаются воздействию воды, солнца, мороза, жары, ветра, загрязнённого воздуха и прочая, прочая, приводя их в плачевное состояние. В отличие от более благополучных, но менее узнаваемых фарфоровых вещиц Натальи Яковлевны, хранящихся в музеях, частных коллекциях или просто "под крышей" метрополитена.

Tags: Данько, ЛФЗ, Москва, архитектура, фарфор
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments