sergej_manit (sergej_manit) wrote,
sergej_manit
sergej_manit

Category:

Цирк - это мир с особыми людьми...

Оригинал взят у set613 в Цирк - это мир с особыми людьми...
Борис Вяткин - клоун, которому одиннадцать сезонов кряду рукоплескала требовательная ленинградская публика. Как он шел к своему успеху?

Клоун ВЯТКИН Борис: Борис Вяткин с Манюней

Мальчик, родившийся в 1913 году в семье сапожника, в шесть лет остался без матери - она бросила мужа с двумя детьми на руках, убежав с лихим кавалеристом. Семья жила в Алтайском крае, в деревне Вяткино. Отсюда, видимо, пошла их фамилия. Отец любил сына, сам обучил его игре на балалайке, подарил инструмент, делал все, чтобы наследник благополучно учился. Мальчик рос крепким. Прочел в каком-то журнале, как необходимо развивать силу и ловкость, приладил палку над дверью наподобие турника, освоил разные упражнения, научился висеть на носках вниз головой.


В 13 лет Боря впервой попал в громадный городок. Это был Новосибирск. И там мальчишка увидел цирк! Сидел на галерке, не мог око отвести от прекрасных лошадей, которых легким движением руки заставлял вальсировать дрессировщик И. Лерри. Гимнасты Мария и Александр Ширай, группа акробатов под руководством Ширая! Навсегда запомнил паренек ту первую программу и тех артистов.

В начавшемся учебном году в особенности с удовольствием занимался на уроках физкультуры, а вечерами посещал акробатический и струнный кружки. И без конца мечтал о цирке. Ведь это такая отрада - постоять у цирка, заприметить хотя бы издалека артистов...

Но радости без печали не бывает. Мачеха захворала, потеряла работу и, плача, попросила Борю активизировать самостоятельную жизнь: двоих детей, ей, безработной, не прокормить.

Клоун ВЯТКИН Борис: Борис ВЯТКИНТринадцатилетний парнишка увидел в гостинице объявление: "Требуются швейцары" - и смело пошел предлагать свои услуги директору. Узнав, что парнишка претендует на "солидное" местоположение швейцара, тот долговременно смеялся, а вслед за тем, порасспросив, предложил вечерами действовать гардеробщиком, чистильщиком обуви, а попутно подносить постояльцам чемоданы. За эту разностороннюю занятие паренек получил чуланчик под лестницей и хотя мизерную, но зарплату. И мог днем посещать школу. Все свободное время Боря отдавал самостоятельным занятиям акробатикой. Через год отправился в цирк, продемонстрировал свои достижения, там ему посоветовали довести до конца восьмой класс и бросить мечту о цирке. Учение Боря продолжил, но о манеже предаваться мечтам не перестал.

Чтобы сделаться пластичнее, поступил в самодеятельную балетную студию. Но сильно уж агитировал студийцев в пользу цирка, показывая стойки и разные "колесики", чем вызвал гнев преподавательницы "святого искусства", и был ею изгнан.

В цирке познакомился с гимнастом Кравченко, показал ему все, чему обучился независимо за концевой год. Гимнаст открыто сказал Борису, что способности у него есть, но все, что он делает, сильно "не школьно". Надо навалом тренироваться, репетировать. И дал совет: в то время как добро бы приткнуться в цирк униформистом, а дальше будет видно. Пообещал побеседовать о его кандидатуре с директором. Мальчик на радостях побежал и уволился из гостиницы. Вернувшись в цирк, узнал, что вакансия будет, но не крайне быстро. И Борис оказался без крыши над головой. Где существовать, на что? С трудом устроился банщиком в баню - она находилась рядом с цирком. Утешало, что сделал ещё шаг к заветной цели: от бани до цирка было ближе, чем от гостиницы.

И все-таки он в 1930 году стал униформистом. Артисты с симпатией относились к расторопному услужливому юноше, с охотой помогали осваивать цирковые жанры. Он занимался всем, помимо дрессировки. Прошло два года. И тут судьбина улыбнулась ему. От турниста Николая Никольса ушел партнер-комик. Никольс предложил Борису репетировать с ним на двойном турнике. Если получится, будут вкалывать сообща. У Бориса получилось!

Никольс раздобыл ему чаплинский котелок, тросточку, помог наложить грим и практически вытолкнул на манеж. 11 мая 1932 года Вяткин стал артистом. Вернее, в тот самый день он дебютировал. Артистом стал существенно позже. Для этого ему пришлось много потрудиться. Опытный партнер, Никольс вслед за тем каждого выступления устраивал краткий разбор номера, и это сильно помогало начинающему артисту совершенствовать мастерство. Он получал истинное блаженство от труда. Жизнь стала интересной, радостной. Но случилось так, что Вяткин получил серьезную травму плеча. Пока лечился, глава нашел себе другого партнера и уехал из города. Вяткин оказался без денег и без поддержки, пришлось сбыть недавно купленное первое моднячее пальтецо. А что спереди?

На его фортуна, в цирк приехал коверный клоун Михаил Кульман, оставшийся недавно без партнера. Вяткин и Кульман договорились о совместной работе.
В 30-е годы ещё многие артисты работали не в государственных цирках, а объединялись в группы и заключали контракты с администрацией клубов и залов
Клоун ВЯТКИН Борис: Борис ВЯТКИНбез всяких гарантий. Если публика не шла и сборов не было, артисты бедствовали. Так "2-Мишель-2" гастролировали с группой артистов по Средней Азии. Во Фрунзе (в настоящее время - Бишкек) труппа их на сто процентов "прогорела", артисты продали все что могли и полуголодные решили тронуться в ближний городок Токмак. Но денег на дорогу не наскребли, пришлось употребить собственными транспортными средствами. Сели на цирковых лошадей и, держа в руках узлы с реквизитом, проскакали по степи шестьдесят с лишним километров. В цирковых костюмах, черные от пыли, полуголодные, въехали в град. Детишки кричали: "Ура, цирк приехал!". Все думали, что это такая цирковая кавалькада для рекламы будущих выступлений. И никому из встречающих не пришло в голову, что трико с блестками и клоунские балахоны надеты не для рекламы, а оттого, что других костюмов у артистов не осталось - их за бесценок продали на барахолке во Фрунзе.

До 1934 года Вяткин вкупе с Кульманом кочевали по городам и весям страны, но после этого их пути разошлись. Партнером Бориса стал бывший эквилибрист на першах Алексей Казаченко. Они исполняли обычный репертуар: акробатические комические репризы, пародийные шутки, клоунады с водой, иллюзионные антре. Зрители принимали их неплохо, в газетах появлялись положительные рецензии.

Во время гастролей клоунского дуэта по Дальнему Востоку Борис Вяткин встретил и полюбил молоденькую девушку, вскоре Галина стала его женой. Не имевшая никакого отношения ни к спорту, ни к цирку, Галина потом полутора лет усиленных тренировок стала профессиональной акробаткой. Вместе с мужем они подготовили номер силовой акробатики, при этом оба могли вкалывать за "верхнего" и за "нижнего", чередуя трюки.

Началась махаловка. Многих артистов призвали в армию. Вяткины гастролировали тогда в Комсомольске-на-Амуре, программа оказалась без коверного. Дирекция обратилась к Борису с просьбой выручить коллектив и вылезти на манеж в роли коверного. Он дал согласие. И вышел, но не единственный, а со своей любимицей собакой Крошкой. Она продемонстрировала свои всевозможные таланты, зрители Комсомольска приняли их замечательно.

Клоун ВЯТКИН Борис: Вяткин с Манюней...Вяткин одну за иной посылал в Москву телеграммы с просьбой сориентировать их на фронт для выступлений перед бойцами. В августе 1942 года их вызвали в конце концов в Москву, чтобы обратить во фронтовую цирковую бригаду. В том же месяце Борис, Галина и Крошка совместно с другими артистами отправились в первую фронтовую поездку. На фронте Вяткин вел дневник. В нем не возбраняется прочитать, что за все время работы на фронте их бригада дала больше полутора тысяч концертов. Выступали перед летчиками, танкистами, разведчиками, на авангардный, в госпиталях, на грузовиках, оборудованных "под сцену", на полянках и в лесочках. Вяткин называл себя не клоуном у ковра, а клоуном около узенькой дорожки. Не раз попадали под обстрелы и бомбежки, в любую погоду давали по три-четыре концерта. В 1945, уже позже окончания войны, продолжали выступления в воинских частях, в Москву вернулись только в августе сорок пятого.

Работа во фронтовых бригадах наложила на Вяткина-коверного своеобразный отпечаток. Привила ему влюбленность к экспромтам, к острой шутке, к сатирическим сценкам. Вполне ясно, как воспринимали воины сценку о "Бесноватом фюрере", а позже - о "Драпающем фрице". Но не меньшим успехом пользовались шутки иного рода. В 1943 году давали концерт под Гжатском на открытом воздухе. Зрители уселись, но артистов попросили задержать концерт, так как начальник полка задерживался. Вот он появился, раздалась команда: "Всделаться!". Все встали, приветствуя полковника, сели, концерт начался. Вяткина тут же посетила мысль. Он схватил собаку под мышку и появился оттуда, откель пришел начальник. "Всделаться!" - закричал клоун дурным голосом. Зрители вкупе с полковником встали, оглянулись. А комик командует: "Садись! Это мы с Крошкой пришли!". Такого шквального хохота клоун не ожидал...

Коверный придумал и другие репризы. В дождливую погоду Крошка уморительно чихала по знаку хозяина, и тот комментировал: "Простудилась, бедняжка, ноги-то босые!". Или задавал ей вопрос: "Покажи, Крошечка, что на фронте для бойца самое главное?". Собака начинала рыть землю лапами, а клоун пояснял: "Правильно, главное - недурственно окопаться!". Но как-то раз Крошка капельку не подвела своего партнера. Вместоположение того чтобы чихнуть, задрала голову и стала громко принюхиваться. Клоун подает ей знак, а она знай нюхает воздух. Ведущий, чтобы разрядить затянувшуюся паузу, спросил: "Борис Петрович, к чему это она принюхивается?". Вяткин экспромтом ответил: "Разнюхивает, где Военторг расположен". Не шибко уж остроумная эта юмористика вызвала длительный нестихающий хохот. Оказалось, Крошка стояла вблизи начальника Военторга! Пришлось выдать ей прибавочный паек за "соавторство".

На период 1947/48 года клоуна пригласили в Ленинградский цирк.

Вяткин был очарован красотой осеннего Ленинграда, завидовал жителям прекрасного города, не подозревая, что ему предстоит одиннадцать лет Клоун ВЯТКИН Борис: Borq Vqtkin.jpgсуществовать и трудиться тут, что позже тот самый град станет его второй родиной.

...У Вяткина ещё будут гастроли в Москве и тесное сотрудничество с режиссером М. Местечкиным, он объедет всю страну, побывает во многих странах мира, но Ленинградский цирк для артиста Вяткина - это не легко местоположение его работы, а режиссер Георгий Семенович Венецианов - наставник и постановщик его клоунад. Этот цирк и Венецианов для Вяткина - его университеты в искусстве.

Г. Венецианов создал постоянную клоунскую группу, в которую кроме Вяткина вошли клоуны-буфф Д. Демаш и Г. Мозель, молодые артисты-комики И. Тряпицын и В. Орлов. Венецианов привлек известных писателей и драматургов к созданию репертуара. Художники Т. Бруни, В. Гальба и М. Гордон ведали художественным оформлением. Артисты, писатели и художники совместно обсуждали темы, сценарии, фантазировали, придумывали трюки. Работал "смехотворческий комбинат" с полной самоотдачей, создали немного спектаклей: "Выстрел в пещере", "Праздник на воде" (в последнем Вяткин играл образ царя Нептуна). Подготовили уймище комических, остросатирических сценок для Бориса Вяткина. Ведь если артист работает в цирке одиннадцать сезонов, он должен всегда обновлять репертуар.

Прежде чем поведать о новых работах коверного, следует упомянуть, что его партнершей, заменившей Крошку, стала ее дочка Манюня. Это имя так нравилось зрителям, что все собаки, выходившие на манеж с Вяткиным, с этих пор назывались только Манюнями.

По сценарию Г. Янгфельда, изложенному на трех страницах, Венецианов совместно с Вяткиным создали смешную репризу "Мясной склад", где от сценария осталось всего шесть реплик. Так работал их "смехотворческий комбинат" - одни подавали идеи, писали сценарии, другие превращали их в цирковые произведения. А на "Мясном складе" происходили интересные вещи: Манюня устроилась начальником охраны. Выходила на манеж в тулупчике, с берданкой на плече, существенно обнюхивала замки на домике-складе - проверяла их. Забиралась в дом. Следом за ней ныряли ещё пять собак. Потом по очереди выбегали из домика, неся в зубах окорока, палки колбас. Последней бежала Манюня с гирляндой сосисок. Клоун пояснял, что Манюнька пристроила на работу всех своих родственников. А принял их на работу босс. Тут из форганга появлялся значимый осел в шляпе, которому коверный говорил: "Шляпа ты, а не директор", - и шлепком прогонял его с манежа. Сценка, разоблачающая хапуг, была злободневна и вечно имела счастливый момент.

Б. Вяткин написал книгу "Жизнь клоуна", в ней он не только рассказывал о своем творчестве, но выложил воззрение на секрет клоунского успеха у зрителей. Артист считал: "Следует не только годами оттачивать уже выпущенные номера, но и непрерывно творить новые, созвучные времени". И потому следом удачной посадки на Луне советской космической станции он тут же откликнулся репризой "Мягкая посадка". Когда в Ленинграде началось бурное сооружение блочных домов, у Вяткина в репертуаре появилась реприза на тему о безобразном строительстве, о домах, где нельзя существовать людям.

Клоун ВЯТКИН Борис: 2587695230.jpg

В этом ли проблема клоунады - критиковать плохих строителей, лихачей-автомобилистов, разбивающих в лепешку свои и чужие машины, осуждать штурмовщину на предприятиях? Наверное, Карандаш в сценке с разбивающейся Венерой и Леонид Енгибаров в "Боксе", жутко отстаивающий достоинство маленького человека, достигают иных вершин в искусстве клоунады. Но Вяткин, отдавая дань своему времени, шел другим путем и делал это весьма откровенно.

Клоун ВЯТКИН Борис: 598.jpg

Свою книгу клоун-акробат, клоун-сатирик, клоун-дрессировщик опубликовал в 1975 году. В ней он писал, что несмотря на пенсионный возраст, никак не может распроститься с манежем, с любимыми зрителями. Завершалась она словами: "Моя книжка окончена, представления продолжаются".

Не стало Бориса Вяткина в 1994 году...



Tags: цирк
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments