Categories:

Древняя Греция

упорядоченно тут неплохо...

Оригинал взят у tanya_melamori в Древняя Греция

Про Древнюю Грецию и дневнегреческое искусство написаны тома и тома книг. Человеку, далекому от искусства, довольно сложно ориентироваться во всех периодах и достижениях древнегреческой цивилизации. Вернувшись недавно из Греции, я решила освежить свои знания, а так же попробовать немного упростить информацию.

Я постаралась выделить самые значимые визуальные работы в каждом периоде древнегреческой цивилизации, а также указать, что и где можно увидеть своими глазами в современной Греции, почему это важно увидеть и как встроить осмотр достопримечательностей в исторический контекст одной из древнейших цивилизаций человечества. Я разбила пост на традиционные периоды, и в каждом выбрала один "объект" :)

ЭГЕЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Эгейская цивилизация считается предком греческой. Без нее не были бы созданы все грандиозные классические памятники древнегреческого периода: например, микенские дворцы и мегарон, послужили прототипом древнегреческих храмов. Этот период имеет смысл знать, чтобы понимать, откуда выросла древнегреческая цивилизация.

Основные произведения искусства: грандиозные дворцы с потрясающей настенной живописью, рельефами и священными садами, вазы, изящные предметы культа. Здесь уже была и письменность (не всю еще удалось расшифровать). Своеобразие этой культуры заключается в особом отношении и понимании природы и места человека в ней. Для критян природа носила божественный характер, а значит, была совершенной, полной особой красоты. Вместо богов, они часто изображали луга или поросшие цветами скалы, населенные "богами" в другом обличье - обезьянами или птицами.

Крит и Кносский дворец

В начале II тысячелетия до н.э. на Крите в пяти городах были построены дворцы: Кносс, Феста, Гурния, Маллия и Като-Закро. Самый известный из них, конечно, Кносский, его и выберу в качестве иллюстрации всего периода. Критские дворцы представляли собой группу построек вокруг внутреннего двора (он всегда прямоугольный и определенного размера, 52х28 метров), предназначались для религиозных и светских целей. Дворцы ориентированы по сторонам света и имели связь с горными святилищами ("места обитания" небожителей, где производились религиозные церемонии): каждый дворец ориентирован на священную гору, хорошо видимую из дворца (Кносский дворец ориентирован на гору Юкта). Такая связь иллюстрирует сущность дворцов и довольно запутанные религиозные отношения на Крите: скорее всего, дворцы предназначались для правителя, но считались собственностью богинь, почитавшихся в горных святилищах. Критский правитель, наделенный "божественной" властью, выступал в роли сына или супруга (или сына-супруга) богини. Супруга правителя была жрицей и представляла богиню в важнейших ритуалах.

Саму богиню могли олицетворять гора или дерево. Критского бога представляло собой существо в образе быка - его изображениями заполнен весь Кносский дворец. Не буду вдаваться в мифологию, расскажу о художественных особенностях одной из фресок дворца. На фреске хорошо видна динамика минойского искусства ( в отличие, например, от древнеегипетских "застывших" образов с остановившимся взглядом), здесь схвачено действо, бык летит в пространстве, но борцы ловчее и успевают одолеть быка. Здесь нет линии горизонта, как будто нет границы между землей и небом.

Несмотря на, казалось бы, простую конструкцию дворцов (квадратный блок с центром - двором), они сложны, запутаны, огромны: с этажа на этаж ведут переходы и лестницы, и неожиданно посетитель мог оказаться или в парадном зале, или на лоджии, или в ванной комнате :) Контрасты света и тьмы, открытости и замкнутости, сумрака и красок, подъемов и спусков, должно быть, производили неизгладимое впечатление на посетителей. Нам остается только представлять, каким волшебным было это посещение и постараться не заблудиться в развалинах того, что некогда было Кносским Дворцом.

knossos

Фера и фреска из Западного дома

Открыв город Акриотири на современном Санторини, археологи поразились его цивилизованностью. Здесь не было дворцов, как на Крите, но найденные особняки в священном квартале были полны росписями. На примере фриза изображена эпическая сцена: роспись начинается и заканчивается городами: бедным малым (город смерти) и пышным большим (город жизни). Из малого города в сторону большого направляются корабли. Это не сцены из реальной жизни, а, скорее, миф о совершении брака между двумя городами. Изображенная сцена очень живая, многолюдная, динамичная.

AKROTIRI_SHIP-PROCESSION-FULL_PANO-3

Отсюда

Эгейское искусство и Клад Приама

В III тысячилетии до нашей эры довольно развитым было эгейское искусство, в него входили острова Эгейского моря и побережье малой Азии. Сюда же входит и Троя, раскопки которой подарили миру богатейший клад Приама, включающий в себя тонкие шедевры ювелирного искусства. Особенно ценны две диадемы, изготовленные из нескольких тысяч деталей: колечек, ромбиков, фигурок богини, листиков. Чтобы его посмотреть, не надо и в Грецию ехать - клад выставлен в Пушкинском музее.

Priam's_treasure

Отсюда

Микены и Львиные ворота

Микенские города не похожи на критские, они обнесены мощными стенами из огромных глыб природного камня, некоторые стены могли достигать в толщину до 17 метров! Здесь селилась знать - правители и жрецы, обычные люди располагались за пределами, У подножия холмов, внутри цитадели, располагались дворцы, отличавшиеся от критских простотой планировки, но не уступавшие в роскошном убранстве: орнаменты на полу, изящные фрески. Манера микенской живописи отличается от критской: если критские изображения были тонкими, легкими и динамичными, то микенские герои тяжеловесны. Для иллюстрации этого периода я выбрала вход в город - Львиные ворота, украшенные сценой поклонения львов - божеству (критская колонна). Посмотрите, как массивны фигуры львов, как твердо они стоят на земле.

Lions-Gate-MycenaeОтсюда

Дворцовая крито-микенская жизнь начала затухать к XIII-XII веку, вероятно истощив богатства, постройки приходят в запустение, по повторяющимся сюжетам чувствуется усталость искусства. Есть мнение, что около 1250-1190 гг. до нашей эры произошла некая катастрофа, и ослабевшая цивилизация уже не могла восстановиться, а вторгшиеся северные племена ускорили ее падение. Героический мир умолк, однако сохранился в памяти и песнях, чтобы вдохновить и подарить миру одну из самых развитых мировых цивилизаций - Древнюю Элладу.

ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ЭЛЛАДЫ

Непревзойденная и совершенная Древняя Греция, искусство которой понятно всем народам во все времена. Греки создали новую художественную традицию, выросшую из крито-микенских корней.

Темные века и Геометрика

Эта эпоха долгое время считалась небогатой на искусство: расписные сосуды и и статуэтки, украшенные геометрическим узором из ромбов, линий, зигзагов. После окончания микенского мира сменилось несколько вазописных стилей: субмикенский, протогеометрический и, наконец, геометрический, формы становятся все строже, все монументальнее. Иллюстрировать этот период хочется, конечно же, вазой, а именно