sergej_manit (sergej_manit) wrote,
sergej_manit
sergej_manit

Category:

Художник Леон Спиллиарт, символизм в тени экспрессионизма

Оригинал взят у virginian в Леон Спиллиарт, символизм в тени экспрессионизма
В 1920-ых фламандский экспрессионизм стал самым главным направлением в искусстве
Бельгии. Картины Константа Пермеке, Ван ден Берге, Густава де Смета, Эдгара Титгата и других,
калибром поменьше, занимали почетное место на выставках, престижные галереи Galerie
L'époque и Le Centaure спешили заключить с ними контракты, арт-журнал Sélection посвящал им
отдельные выпуски, в общем, жизнь бурлила.

В этом водовороте художественной жизни Бельгии Леон Спиллиарт выделялся особняком.
Его немного мрачноватые и меланхоличные картины имели все признаки классического
символизма, хотя в них и не было "пессимизма, доходящего до отчаянья", проповедуемого
отцами-основателями течения.



Женщина на краю

Leon Spilliaert - Femme au Bord de l'Eau (1910).




Порыв ветра

The Squall, 1904


Седьмой, и самый старший ребенок в семье, Леон с раннего детства тянулся к искусству,
демонстрируя врожденный талант. Его отец, Leonard-Hubert, владел небольшой парикмахерской и
одновремено был парфюмером, создавшим целую серию популярных духов, "Rococo", "Fleurs de
Flandre", "Cuir de Russie" и самый знаменитые, "La Brise d’Ostende".

Духи были популярны далеко за пределами Остенде, Леонард-Хуберт даже стал oфициальным
поставшиком двора короля Леопольда II.

Позже бессовестная Коко Шанель заимствовала это название для своих духов, назвав их точно
также, "Cuir de Russie" в честь Великого князя Дмитрия Павловича, с которым у нее
был роман.

Cuir de Russie

Было бы интересно сравнить духи от Шанель и оригинальные духи Леонарда-Хуберта,
но задача эта нетривиальная. Если духи от Шанель еше можно купить (недорого, всего 280 долларов),
то духи Леонарда придется поискать непсредственно в Остенде, так что тест пока откладывается.


Жаль, что нельзя путешествовать во времени, я бы обязательно что-нибудь купил в этом
приятном магазинчике Леонарда-Хуберта.

IMG_0007


В 18 лет Леон поступил в художественную академию в Брюгге, но ему там стало скучно и скоро
он забросил учебу. Решающим этапом в становлении Леона Спиллиарта как художника-символиста
стала поездка с отцом на всемирную выставку в Париже.

Там он впервые познакомился с работами Джованни Сегантини, Фердинанда Ходлера, Густава Климта,
Обри Бердсли и Уолтера Крейна. Стиль Леона Спиллиарта, как и у его друзей, с течением жизни менялся,
но он навсегда остался приверженцем символизма, зерна которого были посеяны в Париже.

Одной из первых работ Леона Спиллиарта стала реклама духов La Brise d’Ostende.
Мотивы моря, вечернего берега присутствуют во многих картинах Спиллиарта, Остенде был его
городом, с которым его многое связывало.

lc3a9on-spilliaert-brise-dostende-1900


В 1903-ем году Леон Спиллиарт поступил на работу к известному брюссельскому издателю Эдмонду Деману,
который ввел молодого художника в артистические круги города и с большим участием отнесся
к его творчеству.

Дама в вуали

IMG_0011



Остенде, пирс с двумя фигурами

Port d'Ostende, quai avec deux figures


Круг новых знакомств Леона не ограничился известными фигурами в брюссельском мире
искусства, он знакомится и пытается завязать отношения с дочкой издателя, Паулой.
К сожалению, Паула не ответила взаимностью, впавший в депрессию Леон пытается записаться
на службу в бельгийскую колонию Конго, но его туда не берут по причине слабого здоровья.
И хорошо, что не взяли! То что творил король-колонизатор Леопольд II в Конго не поддается
описанию и заслуживает отдельной статьи.

Отец Паулы отнесся к всей этой истории сочуственно и когда Леон
решил отправиться в Париж, снабдил его рекомендательным письмом
к Эмилю Верхарну.

Верхарн представил Леона своим многочисленным друзья и нескольким арт-дилерам, у них
завязываются дружеские отношения и впоследствии Верхарн всячески поддерживал художника
вплоть до своей трагической гибели в 1916-ом.


Картины Леона продавались плохо и в конечном итоге он вернулся в свой
родной Остенде. Каждый год в Остенде проходили художественные выставки, но картины
молодого художника на них не попадали.


Столбы

The Posts



Автопортрет, 1907

lc3a9on-spilliaert-autoportrait-1907



Дерево в конце ступеней

leon-spillaert-larbre-au-bout-de-lescalier



Купальщица

Leon Spilliaert-La Baigneuse-1910


Женщина

a000819767-001


Перелом наступил когда верный друг Верхарн познакомил Леона со Стефаном Цвейгом.
Цвейгу понравились картины Спиллиарта и он познакомил его с известным венским арт-дилером
Хьюго Хеллером. Хеллер был увлечен модным тогда психоанализом, он издавал и
популяризировал труды Зигмунда Фрейда, в круг его друзей входила вся венская элита,
Арнольд Шонберг, Райнер Мария Рильке, Томас Манн. Картины Спиллиарта явно пришлись
ему по вкусу. Медленно, но верно к картинам Леона Спиллиарта стало приходить признание.
Первой ласточкой стало появление картин в нескольких популярных салонах, появились
и первые серьезные покупатели. Наконец, в 1911-ом картины Спиллиарта были широко представлены
на большой выставке в Salon des Independants в Брюсселе.



Таким уж чистым символистом Спиллиартом не был, в картинах этот периода
встречаются и жанровые сценки, и пейзажи


Зимний пейзаж с ивами

6. Paysage hivernal au lierre (1915)


Остенде, вид на порт с моря

s39




Лебеди

В этой картине чувствуется влияние прерафаэлитов, декоративной
живописи Бёрн-Джонса и Вильяма Морриса.

Swans



Стирка

La lessive



В парке

013




Запретный фрукт

leon-spilliaert-forbidden-fruit



Две девушки в дюнах

Leon Spilliaert-Girls on a Dune-2



Ну и наконец, классическая линия

Окно

leon-spilliaert-window




Любительница абсента

Leon Spilliaert-The Absinthe Drinker-1907



Луна и огни

Moonlight and Light (1909) by Leon Spilliaert



Обнаженная женщина с чашей

Leon Spilliaert - Femme nue tenant une coupe (c.1910)


Собака на снегу

Leon Spilliaert-hien Dans La Neige (Dog In Snow)-1913



Белые одеяния

White Robes 1904



Сова

Leon Spilliaert-Hibou-1918



Вертиго, или головокружение, самая известная и чаще всего
цитируемая картина Леона Спиллиарта

Vertigo, Magic Staircase



Вертиго показывает инфернальный ужас и страх перед бездной
женщины, пытающейся спуститься по ступенькам, которые становятся
все выше и выше. Покинуть эти спиральную башню растущую из ниоткуда
невозможно, все выглядит как кошмарный сон, из которого нельзя убежать.


В память о художнике в Остенде был возведен скульптурный монумент
по мотивам картины Спиллиарта.

statue in Oostende

Знаменитая картина была написана в 1908, никто тогда не мог даже предположить,
что до воплощения инфернального ужаса в реальность и падения в бездну мировой
войны осталось всего несколько лет.

Начавшаяся война прошлась паровым катком по космполитичному миру искусства Европы,
в начале войны ура-патриотизм бывших друзей и коллег зашкаливал.
Прозрение наступило быстро...

Как и многие мужчины, Спиллиарт был призван в Guard Civique, народное
ополчение. Служба в ополчении сильно не понравилась художнику и он сразу
же стал искать любого повода как уклониться от выполнения почетного гражданского долга.
В этом смысле у него было много общего с его коллегой-экспрессионистом
Эрнстом Кирхнером. Но если с случае с Кирхнером удалось докопаться до деталей его
"откашивания" от военной службы, то в биографии Спиллиарта этот эпизод
покрыт мраком. Если что-то и можно найти, то только в архивах самой Guard
Civique, если конечно оные сохранились.

Можно только представить хилого и шуплого Спиллиарта с музейным льежским ружьем на
плече, а именно такие скорее всего выдавали ополченцам.


m1859belg


Как бы то ни было, военная служба для Спиллиарта закончилась быстро.

В 1916 году Спиллиатр женится на Рашель Фергисон.

Молодожены пытаются найти убежище от продолжающейся войны в Швейцарии.
Спиллиарт совершает туда несколько поездок, но с устройством там ничего
не получилось, нужно было где-то жить и зарабатывать на жизнь, а с этим
в наводненной беженцами стране были трудности.
Во время пребывания в Швейцарии Спиллиарт встречает Стефана Цвейга и
жалуется на постоянную бессоницу. В свою очередь, Цвейг знакомит художника
с еще одним человеком страдающим от бессоницы, ни с кем иным, как с самим
Владимиром Ильичем Лениным.

Спиллиарт совершил несколько прогулок с будушим основателем
советского государства, обмениваясь советами как бороться с бессоницей.

История умалчивает, помогли ли их советы друг другу, как и то, удалось
ли нашему Ильичу справиться с этой напастью.

Парусник

Leon Spilliaert, 1920, Sailing Vessel at Sea



Персидская сирень

Leon Spilliaert, Persian Lilacs, 1926


Война закончилась, эйфория послевоенного времени стала питательной средой для расцвета
искусства в Бельгии. Устраивались художественные выставки, процветали художественные галерии,
владельцы которых часто были одновременно и меценатами. И главное, картины покупали!


Долгое одиночество

leon spilliaert 1923 alongtimealone



Повозка с бочками

Leon Spilliaert, The Barrel Cart, 1927



Весна

8. Printemps brabancon (1920)



Девочки в белых чулках

IMG_0016



Дом в Peter Benoitstraat

В этом небольшом городке с типичными домами архитектуры конца 19-го века
художник жил с 1922-го по 1924 год.

IMG_0020



Портрет друга, Adolphe Van Glabbeke

Glabbeke был местным либеральным полтитком, несмотря на разницу в возрасте у него
сложились дружеские отношения с Спиллиартом, несколько раз они вместе путешествовали.
В 1953 году Glabbeke стал мэром Осттенде и много сделал для сохранения наследия
художника, призывая всех покупать его картины.

IMG_0021



Торговые доки в Остенде

IMG_0018



Купальщики

IMG_0022



Портрет племянницы

IMG_0017



Стволы деревьев

Troncs de hetres



Обеденные столы в отеле

Salle de tables d'hotes

Наступивший в 1929 году кризис тяжело сказался на художниках, особенно авангардных
направлений, о финансовом благополучии можно было забыть. Было трудно, но никто не голодал,
помогали друзья и любители искуссва, кое-кто, как Ван ден Берге, рисовал комиксы,
другие работали иллюстраторами, оформляли выставки и праздичные мероприятия, брались
за любую работу. Со временем стало полегче, но на окончательном выздоровлении арт-рынка
поставила точку война, теперь уже Вторая мировая.

В этот период Спиллиарт снова обращается к символизму в его чистом виде,
теперь на его картинах загадочный волшебный лес.


Совершим прогулку по волшебному лесу Леона Спиллиарта


Leon Spilliaert, Three Trees, 1944 (watercolor, indian ink



5. Troncs noueux (1938)




2. Jeunes pousses parmi les arbres (1933)




3.Tronc de hetre et branches au printemps (1930)



1.Arbres, blanc et noir (1941)



4. Ramures d'arbres (1941)



antonio_segui_leon_spilliaert_ostende_1881__bruxelles_1946-17-1

В самом начале войны Бельгия была оккупирована, по иронии судьбы символизм в отличие от
"дегенеративного" экспрессионизма был в фаворе у нацистских культуррегеров, несколько раз
они предлагали устроить выставку работ художника в Германии, но каждый раз Леон Спиллиарт
отвечал отказом.

Спиллиарт никогда не отличался крепким злоровьем, страдая последние десять лет от
прогрессирущей стенокардии и других болезней. Художник умер в 1946-ом году, всего через год
после освобождения Бельгии.



Открытая дверь, одна из последних картин Спиллиарта

Leon Spilliaert, The Open Door, 1945

В отличие от своих друзей-экспресионистов Леон Спиллиарт не приобрел широкой известности
за пределами Бельгии, это был скромный человек, посвятивший свою жизнь
искусству так как он его понимал.


Вот таким был Леон Спиллиарт


Автопортрет, 1908-ой год

IMG_0012



Здесь Леону 17 лет

IMG_0006


С женой и дочерью, 1918


IMG_0023



В студии, 1926

IMG_0003



На балконе курзала Остенде вместе с Оскаром Джесперсом,

IMG_0008


Одна их последних фотографий художника, 1945

IMG_0010

продолжение --
http://history-of-art.livejournal.com/859567.html
Tags: символизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments