sergej_manit (sergej_manit) wrote,
sergej_manit
sergej_manit

Category:

Новости от "Речи"

тут увидал -- https://red-balls.livejournal.com/292149.html?utm_medium=email&utm_source=GuessWhoBack#t2929973

Возвращение "Тараса Бульбы" с рисунками Александра Герасимова

И снова здравствуйте :))

В порядке инсайдерской информации :))

Сезон у книжников традиционно начинается с 1 сентября. К этому моменту всегда готовились самые-самые вкусные новинки. Пытаемся вернутся в привычное русло, отправив в печать эти самые новинки. В том числе и в нашу самую любимую и ценимую серию "Образ речи". Всё привычно: особая книга, богатый иллюстративный материал, трепетно собираемый по музеям и коллекционерам, особое качество, самые лучшие полиграфические материалы и печать в Латвии. И возвращение еще одной подзабытой книги в идеальном качестве.

"Тарас Бульба" с иллюстрациями Александра Михайловича Герасимова.

Книга эта знаменитая, но издавалась лишь однажды - в 1955 году - в очень-очень подарочном формате: гигантский размер, вклейки, короб, цветная печать, шикарная бумага. Что объяснимо: Александр Герасимов был президентом советской Академии художеств, практически первый среди художников того времени. Но, как мы помним, вскоре после выхода книги времена изменились (особенно для Герасимова), изменился стиль времени, и "сталинский ампир" с его реализмом стал уходить в прошлое. И больше книга не переиздавалась. До 2020 года

Александр Герасимов - фигура очень интересная, противоречивая, небеспорная, возможно это тема отдельного разговора, но в данном случае поговорим именно об иллюстрациях к этой книге - к "Тарасу Бульбе".






Родился и вырос художник на Тамбовщине: степные дальние дали, историческая память о казацкой вольности. Затем, в годы первой мировой, служба в санитарном поезде, который базировался на Галитчине. И любимый писатель. Наверное тогда и стали появляться первые наметки будущей книги. Оформляться они стали уже после революции. Тогда Герасимов вернулся из Москвы в родной город Козлов (ныне Мичуринск), где работал в местном театре. Там часто выступали гастролирующие труппы, в том числе из Украины, вот тогда художник и стал делать первые наброски, которые позднее войдут в книгу.

Собирался материал, делались эскизы. К 40-ым работа активизировалась: в Большом театре планировалась постановка "Тараса Бульбы", для которой Герасимов сделал ряд работ (позднее включенных им в книгу). Но спектакль не состоялся. А работы остались

И вот уже после войны готовится книга, для которой, наряду с уже существующими работами, создаются совсем новые рисунки. Если прежние работы послужили скорее дополнением, то основа книги - это работы именно 1952-1953 гг.





"Тараса" иллюстрировали многие художники, но такого количества иллюстраций не рисовал ни один. Всего в книге почти сотня иллюстраций. Портреты, жанровые сценки, пейзажи, батальные сюжеты. Художник отрисовывает практически все значимые эпизоды, хотя видно, что некоторые моменты цепляют его больше: приезд сыновей, казацкая вольница, гибель Андрея и, конечно, битвы. Тут Герасимов в родной стихии: герои, кони, оружие. И в центре трагическая фигура самого Тараса.

Мы сознательно не стали повторять издание 1955 года. Герасимов не был художником-книжником (и, видимо, не видел в нем необходимости), в книге 1955 года не было четкого макета и, как бы, слишком много всего - книга производит очень пестрое впечатление, от обилия иллюстраций иногда устаешь. При этом, несмотря на статусность издания, и особого качества печати там не видно. По сути, книга 1955 года - это роскошный альбом живописи А.М.Герасимова на тему "Тараса Бульбы".

Нашей задачей было собрать по максимуму оригиналы иллюстраций и создать единую книгу, именно книгу. Работы нашлись в семье художника, в частных колекциях, в нескольких музеях. Собрали по максимуму. Основные работы есть все. Есть и новые рисунки, которых не было в первой книге.









Сами работы скорее ближе к станковой живописи, нежеле к чистой книжной графике. Те иллюстрации, которые в книге 1955 года размером со спичечный коробок, в реальности сделаны на больших листах. И мы хотели по максиму передать яркие впечатления от них. Думаю, в таком качестве эти работы не видел никто (и вряд ли они когда-то соберутся в реальности). Даже, если вам знакома книга 1955 года, то сейчас вы увидите эти работы совсем по-иному. Впечатление они оставляют ошемломляющее! Сочно, ярко, буйно, масштабно!

Переплет кроваво-красный, со сложным блинтом и тиснением фольгой.

Формат книги 207*270, цветные работы даны либо на разворот (вертикальные), либо на полосу (горизонтальные). поскольку они все разного формата (и разных лет), то объединены паспарту. В книге 1955 года их лихо развернули под углом 90 градусов, сейчас так нельзя, поэтому на разворот (сейчас можно, поскольку совмещение на ложных разворотах в корешковом поле теперь практически идеальное), но со смещением, дабы значимые элементы не попали.

Сложные полутоновые работы (мы их между собой прозвали "сепийными") - на полосу, либо на полполосы за обрез.

Штрих (это как правило мелкие зарисовки) - в обтравку, в тексте.

Бумага, естественно, матовая меловка. Печатает Латвия.

ISBN 978-5-9268-3043-6
216 страниц

Тираж - 3 тысячи.

Tags: Речь, книги новые
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments