sergej_manit (sergej_manit) wrote,
sergej_manit
sergej_manit

Categories:

Шедевр! - для ушей и глаз )

Секрет, какой ещё секрет? Секрета никакого нет!


- а к чему по стилю отнести эту непривычную мелодию? --




... вчера мне кое кто сказал что смотреть этот мультфильм именно потому надо, - что очень нравится песня )




Главный вопрос: как этот фильм вообще мог появиться в 1976? И дело тут даже не в модном западном изобразительном стиле, не в электронной музыке, дело в его идеологическом наполнении. Об этом ниже. В титрах фильм позиционируется как музыкальная фантазия на тему сказки Владимира Одоевского «Городок в табакерке», которая сама является вольным переложением некоторых моментов из диалогов Платона.

Итак, завязка: мальчик решает разобраться, как работает музыкальная шкатулка. По сути, в описании шкатулки у Одоевского зашифрована модель государства. Абстрагируемся немножко от реалий и положим, что это идеальное государство по Платону. Колокольчики это народ, производители. Молоточки — «стражи», государственный аппарат. Валик — власть, правители. И пружина — высшая цель, идеология. Итак, в идеальном государстве и идея идеальна (ой! простите), но пока что у человечества не всё так просто.

Если мы посмотрим глазами Одоевского, то увидим монархическое государство 19 века. Он в рассказе матушку-Русь и описывает. И много горя в её укладе, но иначе нельзя! Сказка его твердит одно: усомнишься в пружине — мир рухнет. А ведь и правда, если поставить под сомнение идею, то и вся система покажется вздором и не будет ей никакого оправдания. Между сказкой и фильмом прошло больше века. И однажды действительно всё рухнуло. Пружину монархии вырвали с корнем. Мир изменился и стал совершенным. Хм… Или нет? Опять: рабочие, чиновники, правители, идеология. Но это ведь коммунизм, это же идеальное государство… Так, подождите, но потом пружину что, снова выдрали?.. Произведение Одоевского оказалось пророческим. Он хотел приучить подрастающее поколение уважать систему, следовать естественному укладу вещей, не бунтовать против консолидирующей идеологии. Но чего-то он не учёл. Музыкальные шкатулки ломаются постоянно.

Домыслы о том, как заменить пружину государства, кому это нужно и что в итоге получается, я оставляю за кадром. Давайте лучше перейдём непосредственно к фильму. Итак, пытаясь вступить в полемику как с русским философом, так, в принципе, и с самим Платоном, творческая группа (позвольте называть их так, потому что я не знаю точно, кто автор идеи: сам сценарист Евгений Агранович, кто-то другой внутри съёмочной группы или вне её) возращает в механизм «лишнюю деталь», от которой мыслители отказывались.

«Поэзия не поддаётся критериям истинности — измерению, счету и взвешиванию. В идеальном государстве допустима лишь та поэзия, польза которой очевидна». — Платон, «Государство», Книга десятая.

Предлагаемые нам модели идеального государства отвергают искусство. Вернее, они ставят поэта в один ряд с сапожником. Что в фантазиях Платона, что в реалиях СССР. В фильме же поэта возвращают на его истинное место. Именно он удерживает пружину в напряжении, позволяет ей набрать силу. Но то, что усиливает пружину, может её и сломать. Мнение! Мнение, которое «не поддаётся измерению, счету и взвешиванию». Искусство — источник таких мнений. Интеллигенция — рассадник диссидентства. Мнение, выраженное в действии интеллигенции, может завести пружину, сломать её или создать новую. Если у нас будет собственное мнение, мы сможем изменить что-то в себе. Если у нас будет собственная воля, мы сможем изменить что-то в системе.

Платон прочил все сложные решения правителям-мудрецам, но на примере Союза мы увидели, что «мудрецы», дабы не потерять своё место, лишь заводят пружину. И в скрипе её завода слышится лязг тюремных решёток и оружейных затворов. Чтобы контролировать таких мудрецов необходима «лишняя деталь», деталь, которая не поддаётся измерению, счету и взвешиванию, деталь, которая сама вне измерений, вне ratio. Естественно, она пугает. Искусство рождается из недр небытия, из кромешных глубин подсознания, из терзаний души. Часто оно несёт бунт против системы. Но оно не прячется за эфемерной полезностью и не притворяется. Именно мнения, рождённые в такой среде, должны контролировать весь механизм общества, чтобы сделать его членов не только нужными, но и счастливыми.

Признаю, я идеализирую (хотя сам и говорю, что это плохо). Признаю, есть множество нерешённых вопросов (цензура, мораль). Признаю, в интеллигенции невозможно чётко резделить людей думающих и людей творящих. Но нельзя отбирать право на мнение, право на пинок пружины.

Почему? Почему вы так уверены? Ведь вы не знаете наверняка, вы просто одно из мнений. Вы не моё мнение. Вы не своё мнение. Почему вы так уверены?! Жизнь? Благо? Это же фарс. Довольно! Хватит! «Хватит притворяться! Вы просто колода карт! — И тут Алиса стала такого роста, что сказка лопнула…»

Итак, допустим, творческая группа под «ненужной деталью» имела в виду что-то из описанного выше. Но тогда я не понимаю, как такое возможно было снять? В 1964 году судья Савельева подобно Платону вопрошает у Иосифа Бродского: «А кто это признал, что вы поэт? Кто причислил вас к поэтам? А вы учились этому, чтобы быть поэтом?». И вот в этой стране спустя десяток лет выходит такой революционный манифест, о том, что от «бесполезных людей» зависит судьба человечества. Просто фантастика.

Теперь о техническом исполнении. Да, визуально фильм похож на «Yellow Submarine». Но не концептуально. В нём нет ничего, требующего понимания через расширение сознания и связь с космосом. Подобрано отличное определение: фильм квазипсиходелический. Да, он удивляет пёстротой и оригинальностью. Но в его основе великолепнейшая постановка, отточенная до мельчайших деталей: каждый шаг, каждое слово. В контексте поставленной задачи это произведение идеально.

И к большой нашей радости вышли DVD с отреставрированной версией. Смотреть ли? А разве вы ещё не посмотрели это сокровище?

И да, тем, кто не смотрел. Сам фильм не так поэтичен и не так категоричен, как эти мои дифирамбы, но образами, вопросами, мнениями и даже бунтарством он переполнен донельзя. И если он хоть на мгновение заставит вас сомневаться в пружине, в простоте механизма «шкатулки» и поставит в ваших глазах мнение выше «идеи», побудит искать секрет, то можно считать, что творческая группа со своей задачей справилась. А мои несколько абзацев это просто ещё один пинок к сомнению, а вернее — к размышлениям.
https://www.kinopoisk.ru/film/shkatulka-s-sekretom-1976-455364/

https://evan-gcrm.livejournal.com/999371.html

Поэзия от греч. poieo — делаю, творю.

Творец, Создатель -> Бог — высшая, конечная инстанция, несущая в себе Объективную Истину справедливости, добра, всеобщей культуры и свободы.


Tags: мульт, песня
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments