sergej_manit (sergej_manit) wrote,
sergej_manit
sergej_manit

Categories:

Вена!

Выставка "300 JAHRE WIENER PORZELLANMANUFAKTUR" в Вене

Выставка "300 лет Венской фарфоровой мануфактуре" проходит в музее МАК города Вены. На ней представлено около 1000 произведений в основном XVIII-XIX веков, наглядно демонстрирующих эволюцию мануфактуры и одновременно последовательную смену стилей в европеском прикладном искусстве.

Как известно, производство фарфора в Европе началось в XVIII веке благодаря моде на все китайское (стиль шинуазри), и поначалу мастера копировали формы и орнаменты китайской посуды ("индианские цветы"). Но постепенно художники стали использовать для росписи мотивы европейской природы, заимствуя их из ботанических справочников. Кроме того, в эпоху рококо входит в моду фарфоровая мелкая пластика, изображающая галантные сценки.

Во второй половине XVIII века стиль классицизм дал фарфору новые образцы для подражания - античную скульптуру, античные формы и орнаменты. Стиль ампир придал фарфору пышности и красочности, а эклектика - бесконечное разнообразие. Фабричное производство сделало фарфор доступным широким массам, потеряв в при этом качество, уникальность и художественную ценность.

"Императорская венская фарфоровая мануфактура является второй по величине в Европе после Мейсенской (Германия). История фабрики берет свое начало в 1718 году, когда основатель Клаудиус Инноценциус дю Пакье (Claudius Innocentius du Paquier) получил привилегию от австрийского императора на монопольное производство фарфора. До этого фарфор для европейцев был предметом роскоши и дорогостоящей диковинкой из Японии и Китая. Помимо миниатюр, посуды и скульптур на выставке экспонируются оригинальные эскизы, художественные наброски, каталоги орнаментов, восковые модели — уникальные ресурсы, которые позволяют восстановить процесс производства фарфора на Венской мануфактуре."

Здесь я покажу самые ранние вещи - первой половины XVIII века с явным влиянием китайского фарфора.


Шкатулка в форме черепахи, около 1730 года, изготовлена ​​Claudius Innocentius Du Paquier







































На этих двух фото интересно сравнить "индианские" цветы с европейскими.
На верхнем европейские цветы украшают правый чайник, а на нижнем - правую "разделочную доску".




Этот "китаец" сделан, вероятно, уже несколько позже и демонстрирует синтез европейской и китайской культур.

https://www.elledecoration.ru/news/art/300-let-venskomu-farforu-vystavka-v-mak-id6768881/
https://ornament-i-stil.livejournal.com/203489.html

от
uchitelj
https://uchitelj.livejournal.com/1137585.html#t8407217



Выставка "300 лет Венской фарфоровой мануфактуре"
Барокко и рококо

Следующая порция венского фарфора посвящена стилям барокко и рококо. Я нигде не встречала упоминания стиля барокко по отношению к фарфору
( по правде сказать и читала не слишком много), но возьму на себя ответственность отнести к этому стилю несколько образцов этой выставки.

Первые две вещи барочные несомненно.













Аналог из Чикаго





Блюдо с чашкой тоже очень похожи на барокко



Следующие несколько вещей скорее в переходном стиле от барокко к рококо
















А дальше пошли характерные цветочки, взятые из ботанических справочников - чистое рококо.





Насколько я поняла образцы для росписи.















Перевернула чашечку















Рельефные и скульптурные элементы - одна из характернейших черт рококо.

















Снимать подробно галантную мелкую пластику поленилась - простите.





Постепенно формы успокаиваются - приближается классицизм.








Эта тарелка немного напомнила мне Севр с росписью "в резервах". А в целом, конечно, все больше похоже на Майсен, хотя "поверхности венских фарфоровых изделий изначально редко были ослепительно белыми, что характеризует продукты Мейсена. Поблизости от мануфактуры не было каолина, поэтому материал часто приходилась возить издалека. Таким образом, произведения не отличаются однородностью глазури и обычно имеют кремовый, мягкий блеск."
https://uchitelj.livejournal.com/1137856.html




Выставка "300 лет Венской фарфоровой мануфактуре"
Классицизм, ампир, историзм.....

В предыдущем посте мы с вами остановились на переходном стиле между рококо и классицизмом.


Вот вам фарфоровый классицизм в своем чистом виде - вспомним аналогичные скульптуры из Севра.








Но есть интересные вещи и в переходных стилях.





Гирлянды, медальоны, портреты, античный орнамент - все это уже характерно для классицизма.









Канделябр с элементами барокко







Краснофигурная "античная" ваза повергла меня в смущение - неужели и это фарфор?





Белый рельеф на голубом фоне - что это? Правильно, вылитый Веджвуд!







Очень изящная ваза с  тремя грациями!





Термин АМПИР австрийцы почему-то не используют, у них  начало и середина 19 века - все бидермайер - ранний и поздний,
но мы-то с вами знаем, что это просто чистейший ампир. :-)




















Панорама Вены из парка дворца Бельведер. Она и сейчас почти такая же.


Там где цветы увеличиваются в размерах и возвращаются к ботаническим справочникам - это уже середина 19 века.



С середины 19 века со стилями случился полный хаос под названием "историзм", и в этом разделе выставки можно встретить все что угодно,


вплоть до фарфоровых апельсинов и фиников.




















Часть выставки посвящена производству фарфора, но я об этом немного писала уже в посте о музее Аугартена. https://ornament-i-stil.livejournal.com/194960.html
Кстати, я долго разбиралась, является-ли фарфор Аугартена синонимом Венского фарфора - оказалось, что не является, так как эта фабрика появилась только в 20-х годах 19 века,
а Венский фарфор гораздо раньше.






Сервиз демонстрирует образцы цвета для росписи





Образцы рисунков и применение одного из  них.



https://uchitelj.livejournal.com/1138409.html



Tags: Австрия, запад, фарфор
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments