sergej_manit (sergej_manit) wrote,
sergej_manit
sergej_manit

Categories:

Модерн в фарфоре. ЦС.

Выставка «Модерн. 100 лет спустя», 12.12.2017

http://tzar.ru/Files/image/afisha.jpg








13 декабря в музее-заповеднике «Царское Село» (Екатерининский дворец,
Третья Антикамера) начала работу выставка «Модерн. 100 лет спустя». В
экспозиции представлены 164 предмета из собрания музея-заповедника и
Императорского фарфорового завода. Посетители увидят исторические
образцы в стиле модерн и произведения современных художников ИФЗ,
выполненные в духе эпохи модерна или по технологиям того времени.



Выставка – одно из событий, предваряющих
275-летний юбилей, который ИФЗ отметит в 2019 году. С момента основания
Императорский фарфоровый завод стал поставщиком Высочайшего двора.
Жизнь летней императорской резиденции была немыслима без приемов, балов,
семейных уютных чаепитий и торжественных обедов, а значит – без хрупких
изысканных изделий знаменитого казенного предприятия. И сегодня
гордость коллекции музея – а это свыше 4500 предметов – составляют
произведения ИФЗ.



«Модерн. 100 лет спустя» – четвертый
совместный проект старейшего фарфорового завода и музея-заповедника;
предыдущие были посвящены разным темам – флора, городской пейзаж,
высочайшие заказы, бисквитный фарфор. Все они акцентировали внимание на
преемственности и сохранении традиций петербургской школы фарфора.







Модерн в истории искусства занимает
небольшой временной отрезок конца XIX – начала XX века. Направление
сформировалось под влиянием идей символизма и интереса европейцев к
дальневосточному искусству. Несмотря на краткосрочность, этот стиль
проник во все сферы жизни, в том числе и быт, неотъемлемой частью
которого всегда был фарфор. Разнообразие новых или восстановленных
технологий, неординарных изобразительных мотивов и композиционных
решений отличало фарфоровое производство того периода. И это не просто
определенный набор орнаментов и мотивов, это стиль жизни и образ мыслей
общества.



Два десятка предметов из коллекции
музея, ставшие экспонатами выставки, дают точное представление о стиле
модерн. С его эпохой ассоциируют изделия с подглазурной полихромной
росписью, изображающей растительный мир, лирические пейзажи, фигуры птиц
и животных, свободно расположившихся на сосудах обтекаемой формы.
Мастера Императорского фарфорового завода расписали вазы «Орехи» (1906),
«Водяные лилии» (1909), «Георгины» (1910), «Шхеры в Финляндии» (1905),
выполнили модели фигур кота (1903), спящей собаки (1915). Дополняют
картину изделия мастеров Королевской фарфоровой мануфактуры (Дания). В
1889 году на Всемирной выставке в Париже она продемонстрировала ряд
неповторимых предметов в так называемом копенгагенском стиле, когда
краски «большого огня» теряли интенсивность цвета и становились мягкими и
приглушенными, а покрытый густым слоем глазури рисунок казался размытым
и не совсем реальным.





Императорский
фарфоровый завод сегодня следует вековым традициям, воспроизводит
лучшие исторические образцы и современный авторский фарфор,
соответствует времени, но черпает вдохновение и профессиональный опыт в
прошлом, в том числе, и в произведениях периода модерна, когда искусство
переживало технологический и художественный бум обновления. Сегодня,
как и тогда, популярна подглазурная живопись, вновь просыпается интерес к
«искусству огня» – кристаллическим и потечным глазурям, по-прежнему
активно используются для росписи вазы простых форм без лишних деталей. В
наследство от той эпохи достались орнаменты и неординарные
композиционные решения. Конечно, актуальный авторский фарфор — лишь
реминисценция, воспоминания, выборочное заимствование мотивов, приемов и
жанров, дань творчеству и памяти модерну.



Стилевая линия, найденная в конце XIX
века, в полной мере отражается в современных работах ведущих мастеров
ИФЗ, сформировавших значительную часть экспозиции. Художники,
скульпторы, технологи предприятия воспроизводят мотивы, характерные для
модерна, воссоздают утраченные и развивают новые приемы декорирования.
Авторы не ставят задачу выполнить работы «как тогда», их произведения
показывают сегодняшнее отношение к большому стилю, на языке фарфора они
пытаются передать зрителю своеобразие и неповторимость искусства той
далекой эпохи.







Признанные мастера подглазурной росписи –
Нелли Петрова, Нина Троицкая, Галина Шуляк, Татьяна Чапургина. Блестяще
владеют приемами надглазурного декорирования Инна Олевская, Юлия
Жукова, Вера Бакастова, Татьяна Чарина. С уважением и любовью цитируют
на фарфоре произведения Билибина и Бакста Ольга Белова-Вебер и Владимир
Богданов. Зрелый подход к использованию технических приемов, характерных
для модерна, проявляют Анна Трофимова, Любовь Цветкова, Галина Белаш,
Ольга Серебрякова, Екатерина Сазонова, Марина Никольская. Животный мир
представлен в разнообразной скульптурной пластике.



Помимо исторических произведений и
авторских работ на выставке представлены современные копии старинных
образцов в технике подглазурной росписи, а также коллекция ваз с
кристаллическими и политыми глазурями. Интересна серия ваз, выполненных
технологами Евгением Степаненко и Ольгой Курановой и декорированных
кристаллическими глазурями.



Выставка «Модерн. 100 лет спустя»
знакомит посетителя с шедеврами прошлых веков из коллекции музея и
демонстрирует достижения современных художников Императорского
фарфорового завода.




http://avangard.rosbalt.ru/wp-content/uploads/2017/12/1-54.jpg

http://www.tzar.ru/info/info-events/title/?id=5912




http://tzar.ru/Files/image/0x6a3825_1.jpg

Tags: ЛФЗ, Царское Село, модерн, фарфор
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments