sergej_manit (sergej_manit) wrote,
sergej_manit
sergej_manit

Categories:

Огюстен Пажу и французская фарфоровая пластика 18 века

Знаменитый французский скульптор,
   представитель классицизма





Огюстен Пажу родился 19 сентября 1730 года в Париже.
Отец был скульптором-орнаменталистом, мать – дочерью парижского скульптора, а крестником мальчика стал скульптор Огюстен Гренье.
   Подобное окружение и рано проявившаяся склонность к скульптуре заранее исключали необходимость выбора будущей профессии.
В 14-летнем возрасте его определили в ателье известного скульптора и талантливого педагога Жана-Батиста Лемуана. Ещё через 4 года Огюстен
был принят в Королевскую школу избранных учеников, руководимую в те годы живописцем Карлом Ванлоо.
   В 1734 году учится в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже, был учеником скульптора Жана-Батиста Лемойна.
В 1738 году он завоёвывает Римскую премию и 1-ю премию Королевской академии. В 1751 году Пажу завершив обучение в школе,
получил право поездки на 4 года в Италию для изучения величайших произведений искусства прошлых веков.

Он получил известность как автор монументальных работ, станковых произведений, портретов. В его творчестве проявляются черты классицизма,
барокко, рококо. Скульптор принимал участие в скульптурном оформлении зала Оперы в Версале , церкви Сен-Луи в Версале; собора Дома инвалидов,
Дворца правосудия, Пале-Рояль, Бурбонского дворца в Париже и др. Пажу - автор портретной галереи своих современников, здесь и статуи --
(Королева Мария Лещинская, 1769; Паскаль, 1785), и портретные бюсты (Ж.Б.Лемуан, 1758; Графиня Дюбарри, 1773; К.Э.Лабиль, 1784;
Портрет девушки, частное собрание; Архитектор Руссо; Бюффон, 1773).

Интересно его участие в серии - "Великих людей и деятелей Франции", выполненной в фарфоре  на Севрской мануфактуре ...

Среди прочих - великий маршал Франции  Анри Тюренн --


Фотографии в альбоме «Пажу», автор sergej-manit на Яндекс.Фотках



Не сразу верится что работа эта выполнена в фарфоре - настолько она многодельна при изрядной величине ...

- и интересно выглядит в разных ракурсах и в тенях, подчёркивающих скульптуру.



История появления этой серии, и о том  как некоторые работы появились у нас, -- хорошо описано тут --


Н. Ю. Бирюкова. Французская фарфоровая пластика XVIII века. Государственный Эрмитаж. 1962г. 312 с.

"Собрание Эрмитажа, одно из старейших и наиболее значительных в мире,
начало складываться еще в Х\/IIIв. В него вошли фигуры и группы, заказанные
непосредственно на Севрской мануфактуре или полученные в качестве дипломати-
ческих подарков. Большое количество вещей было приобретено Екатериной II через
И. С. Барятинского - русского посла в Париже, занимавшего этот пост с 1774 по
1785 г. Только в 1779 г. он уплатил Севрской мануфактуре 8.1000 ливров за приобретенные скульптуры.
Некоторые из этих вещей бесследно утрачены, разбились или были перевезены в Х1Х в.
в другие дворцы и затерялись; но многие из них сохранились в собрании Эрми-
тажа до наших дней.

Наряду с этими вещами, заслуживающими внимания ввиду их высокого худо-
жественного достоинства, был сделан целый ряд фигур и групп, изображавших
королевских детей или прославлявших в аллегорической форме их розкдение.
Автором их большей частью был Буазо, которому также принадлежат выпол-
ненные в 1781 г. бюсты Павла 1, Марии Федоровны ….

Кроме официальной иконографии, на Севрской мануфактуре в этот период
начали изготовлять изображения великих людей и деятелей франции. Еще
в 1776 г. поэт Дюсис посоветовал д’Анживилье, для того, чтобы „поднять
искусство и прославить нацию, исполнить статуи людей, знаменитых талантом
и добродетелями“‚ поручив работу крупным мастерам. Вещи эти предназнача-
лись для новой галереи Лувра.

В Салоне 1777 г. уже были выставлены следующие фигуры: Фенелон работы
Аеконта, Декарт - Пажу, Сюлли работы Муши. В том же году была выполнена
вторая серия, выставленная в Салоне 1779 г. В нее входили: Пьер Корнель
работы Каффиери, Боссюэ работы Пажу, Монтескье-Клодиона и д’Агессо-
Беррюэ. Третья серия, сделанная для Салона 1781 г., включала фигуры маршала
Трувилля работы Гудона, маршала Катина- скульптора Дежу. Выполнение этих зака-
зов стоило около 140 000 ливров. В 1782 г. д’Анживилье распорядился воспро-
извести эти фигуры в бисквите, что и было сделано к концу 1784 г.
Вскоре к ним были прибавлены еще четыре фигуры: Тюренна- скульптора Пажу,
Вобана работы Бридана, Мольера - Каффиери.

Серии этих фигур представляют очень большой интерес, так как над ними
работали лучшие скульпторы того времени, которым удалось создать образы
людей, сыгравших значительную роль в истории Франции.






















А вот и другие работы мастера выполненные в разных материалах, хранящиеся в различных музеях Франции --




Меркурий --





Маршал Тюренн в Лувре --





PWI91020















Буффон --







XIR166509
AGN153738

























Покинутая Психея --












Блез Паскаль






Залы Лувра, где выставлены работы Пажу --
























Во время Французской революции скульптор был членом комиссии по
сохранению памятников искусства и три года проработал в её составе
в Монпелье. После возвращения в Париж он тяжело заболел, в связи с чем
был вынужден оставить работу скульптора.

Огюстен Пажу умер 8 мая 1809 года в Париже.

Огюстен Пажу считается одним из лучших европейских скульпторов 2-й
половины XVIII века, его работы хранятся в крупнейших художественных
музеях мира.


Tags: Пажу, Франция, скульптура, фарфор
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments