представитель классицизма

Огюстен Пажу родился 19 сентября 1730 года в Париже.
Отец был скульптором-орнаменталистом, мать – дочерью парижского скульптора, а крестником мальчика стал скульптор Огюстен Гренье.
Подобное окружение и рано проявившаяся склонность к скульптуре заранее исключали необходимость выбора будущей профессии.
В 14-летнем возрасте его определили в ателье известного скульптора и талантливого педагога Жана-Батиста Лемуана. Ещё через 4 года Огюстен
был принят в Королевскую школу избранных учеников, руководимую в те годы живописцем Карлом Ванлоо.
В 1734 году учится в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже, был учеником скульптора Жана-Батиста Лемойна.
В 1738 году он завоёвывает Римскую премию и 1-ю премию Королевской академии. В 1751 году Пажу завершив обучение в школе,
получил право поездки на 4 года в Италию для изучения величайших произведений искусства прошлых веков.
Он получил известность как автор монументальных работ, станковых произведений, портретов. В его творчестве проявляются черты классицизма,
барокко, рококо. Скульптор принимал участие в скульптурном оформлении зала Оперы в Версале , церкви Сен-Луи в Версале; собора Дома инвалидов,
Дворца правосудия, Пале-Рояль, Бурбонского дворца в Париже и др. Пажу - автор портретной галереи своих современников, здесь и статуи --
(Королева Мария Лещинская, 1769; Паскаль, 1785), и портретные бюсты (Ж.Б.Лемуан, 1758; Графиня Дюбарри, 1773; К.Э.Лабиль, 1784;
Портрет девушки, частное собрание; Архитектор Руссо; Бюффон, 1773).
Интересно его участие в серии - "Великих людей и деятелей Франции", выполненной в фарфоре на Севрской мануфактуре ...
Среди прочих - великий маршал Франции Анри Тюренн --

Фотографии в альбоме «Пажу», автор sergej-manit на Яндекс.Фотках
Не сразу верится что работа эта выполнена в фарфоре - настолько она многодельна при изрядной величине ...
- и интересно выглядит в разных ракурсах и в тенях, подчёркивающих скульптуру.

История появления этой серии, и о том как некоторые работы появились у нас, -- хорошо описано тут --

Н. Ю. Бирюкова. Французская фарфоровая пластика XVIII века. Государственный Эрмитаж. 1962г. 312 с.
"Собрание Эрмитажа, одно из старейших и наиболее значительных в мире,
начало складываться еще в Х\/IIIв. В него вошли фигуры и группы, заказанные
непосредственно на Севрской мануфактуре или полученные в качестве дипломати-
ческих подарков. Большое количество вещей было приобретено Екатериной II через
И. С. Барятинского - русского посла в Париже, занимавшего этот пост с 1774 по
1785 г. Только в 1779 г. он уплатил Севрской мануфактуре 8.1000 ливров за приобретенные скульптуры.
Некоторые из этих вещей бесследно утрачены, разбились или были перевезены в Х1Х в.
в другие дворцы и затерялись; но многие из них сохранились в собрании Эрми-
тажа до наших дней.
Наряду с этими вещами, заслуживающими внимания ввиду их высокого худо-
жественного достоинства, был сделан целый ряд фигур и групп, изображавших
королевских детей или прославлявших в аллегорической форме их розкдение.
Автором их большей частью был Буазо, которому также принадлежат выпол-
ненные в 1781 г. бюсты Павла 1, Марии Федоровны ….
Кроме официальной иконографии, на Севрской мануфактуре в этот период
начали изготовлять изображения великих людей и деятелей франции. Еще
в 1776 г. поэт Дюсис посоветовал д’Анживилье, для того, чтобы „поднять
искусство и прославить нацию, исполнить статуи людей, знаменитых талантом
и добродетелями“‚ поручив работу крупным мастерам. Вещи эти предназнача-
лись для новой галереи Лувра.
В Салоне 1777 г. уже были выставлены следующие фигуры: Фенелон работы
Аеконта, Декарт - Пажу, Сюлли работы Муши. В том же году была выполнена
вторая серия, выставленная в Салоне 1779 г. В нее входили: Пьер Корнель
работы Каффиери, Боссюэ работы Пажу, Монтескье-Клодиона и д’Агессо-
Беррюэ. Третья серия, сделанная для Салона 1781 г., включала фигуры маршала
Трувилля работы Гудона, маршала Катина- скульптора Дежу. Выполнение этих зака-
зов стоило около 140 000 ливров. В 1782 г. д’Анживилье распорядился воспро-
извести эти фигуры в бисквите, что и было сделано к концу 1784 г.
Вскоре к ним были прибавлены еще четыре фигуры: Тюренна- скульптора Пажу,
Вобана работы Бридана, Мольера - Каффиери.
Серии этих фигур представляют очень большой интерес, так как над ними
работали лучшие скульпторы того времени, которым удалось создать образы
людей, сыгравших значительную роль в истории Франции.






А вот и другие работы мастера выполненные в разных материалах, хранящиеся в различных музеях Франции --


Маршал Тюренн в Лувре --









Буффон --














Покинутая Психея --





Блез Паскаль



Залы Лувра, где выставлены работы Пажу --










Во время Французской революции скульптор был членом комиссии по
сохранению памятников искусства и три года проработал в её составе
в Монпелье. После возвращения в Париж он тяжело заболел, в связи с чем
был вынужден оставить работу скульптора.
Огюстен Пажу умер 8 мая 1809 года в Париже.
Огюстен Пажу считается одним из лучших европейских скульпторов 2-й
половины XVIII века, его работы хранятся в крупнейших художественных
музеях мира.