sergej_manit (sergej_manit) wrote,
sergej_manit
sergej_manit

Categories:

Художник-постановщик Сергей Февралев. Интервью.

Оригинал взят у la_gatta_ciara в Художник-постановщик Сергей Февралев. Интервью.

С точки зрения простого зрителя, в работе художника-постановщика кино нет ничего сложного: подумаешь, найти подходящий интерьер или красивый лесок для съемок! Но это далеко не так. Деревенька на заднем плане, комната, в которой снимается сцена, мебель, находящаяся в ней, словом, все, что окружает актеров в кадре - продумано до мелочей и исполнено под надзором художника-постановщика, потому что именно он отвечает за визуальный ряд, стиль и атмосферу фильма. Я попросила у одного из самых талантливых и ведущих художников современного отечественного кино Сергея Февралева рассказать вам о своей работе. В посте также использован иллюстративный материал и воспоминания о проектах, взятые с фейсбука Сергея.




Художник-постановщик С. Февралев.



Среди работ Сергея есть большие и известные всем проекты:

2012 БЕЛЫЙ ТИГР, реж. К. Шахназаров
2012 ОРДА, реж. А. Прошкин
2015 ДОРОГА НА БЕРЛИН, реж. С. Попов
2015 ОН - ДРАКОН, реж. И. Джендубаев
2016 АННА КАРЕНИНА. реж. К. Шахназаров

За фильм "Орда" художник получил премию кинокритики и кинопрессы "БЕЛЫЙ СЛОН", кинопремию "ЗОЛОТОЙ ОРЕЛ" и кинопремию "НИКА".

Я: Что подтолкнуло Вас к решению стать художником-постановщиком?

С. Февралев: Я не знаю, как становятся художником-постановщиком, и не могу сказать, что такое художник-постановщик. Стал ли я им? На том профессиональном безрыбье, которое сегодня существует в кино, я вхожу, наверное, в 25 ведущих художников кино России. Но это настолько субъективно. Киносообщество сейчас разрознено и нет единого понимания этой профессии, статуса того или иного художника. А если отвечать на вопрос: "Что подтолкнуло Вас к решению стать художником-постановщиком?" бытовым языком, то: переехал в Москву, нужно было платить за съемную квартиру, случайно в этот момент набирались курсы на Мосфильме, поступил, пошел помощником художника в кино, через 3 года стал художником-постановщиком сам.




Художник-постановщик С. Февралев и режиссер К. Шахназаров.


Что нравится Вам в Вашей профессии?

"Нравится" - это неправильное слово. Это потребность. Как то у меня было месяца 3 без работы, и я просто взвыл от потребности что-то делать. Даже стал пробовать другое, но успокоился только тогда, когда меня снова пригласили художником. Это психофизика. У художников вообще со временем отпадает такое понятие как профессия. Художник не может с 9 до 18 быть художником, а потом как бы резко не стать им на вечер, выходной или отпуск. Настоящий художник остается художником всегда и в любое время. Мы работаем круглосуточно. Точнее даже не работаем. Это не работа, а наша жизнь. Мы живем. И поверьте это не пафосные слова, а так оно и есть. И если у рабочего может быть тяжелая работа, то у настоящего художника (особенно в кино) тяжелая жизнь, потому что он сам ее себе усложнит своими поисками и стремлениями создать что то интересное. Ну а дальше кто сколько протянет.




Художник-постановщик С. Февралев.


В чем суть профессии художник-постановщик?

В контракте у художников-постановщиков кино есть один пункт: "Отвечает за художественную целостность кинокартины". Вот собственно и есть основная задача художника кино, суть его профессии. Другое дело, что он должен еще уметь это сделать не только на листе бумаги, но и воплотить в реальности. Но это тоже относится к зоне его ответственности. Не смог воплотить - значит не смог удержать художественную целостность кинокартины. А кто отвечает, тот и принимает решение по выбору художественного направления в работе над кинофильмом.

Бывает и так, что два месяца изучаешь материалы, полтора месяца разрабатываешь чертежи декорации, три месяца строишь декорацию... и все это ради трех съемочных дней. Так случилось и на фильме "ОРДА" (здесь и почти все дальше курсивом - цитаты из фейсбука Сергея Февралева).




Эскиз декорации Москвы из фильма "Орда". Художник-постановщик С. Февралев


Весь мир Руси состоял из двух объектов: декорация бревенчатой Москвы середины 14 века и интерьер второго Успенского собора.




Кадр из фильма "Орда"


Москву снимали 5 дней. Успенский собор 3 дня. Но здесь важно насколько художник к себе взыскателен, и готов ли он, несмотря на столь маленькое количество съемочных дней, тратить свои силы и силы своей команды. Мы себя не пожалели и сделали все подробно.




Фильм "Орда". Эскиз декорации "Успенский собор". Художник-постановщик С. Февралев




Декорация "Успенский собор"


Как взаимодействуют художник-постановщик с режиссером и оператором?

Представим, что картина Леонардо да Винчи "Мона Лиза" - это один кадр будущей кинокартины. Так вот, пейзаж и костюм - работа художника, композиция и свет - работа оператора, а выбор актрисы и работа с ней, чтобы потом все рассуждали о ее уникальной улыбке - это работа режиссера.





Мы стараемся не лезть в работу друг друга, а если и лезем, то дураки, потому что ничего в этом не понимаем. И все наши разговоры только для того, чтобы свести наши усилия к одному целостному произведению.


Дают ли Вам режиссеры свои "пожелания", ссылаясь на картины известных живописцев?

Режиссер всегда высказывает свои пожелания. И тут очень важно насколько у вас складывается взаимопонимание. Задача режиссера наметить художнику основные векторы, конфликты, ощущения. Кому-то для этого достаточно слов, а саму визуальную пластику он оставляет на усмотрение художника. Кто-то, думая, что его могут не понять, подсовывает картинки, Другой просит посмотреть какие то кинокартины. На это у художника возникают ответные слова, картины и кино. Все это - форма диалога, в процессе которого почти всегда возникает что-то третье, какое то новое решение кино, о котором вначале никто из киногруппы даже не подозревал.




Фильм "Орда". Декорация "Бани". Художник-постановщик С. Февралев


Режиссер А. Прошкин рассказывал в интервью: "Павильоны [фильма "Орда"] мы строили на «Мосфильме», и к нам даже экскурсии ходили! Я считаю, что у нас был очень талантливый художник Сергей Февралев, новая звезда в своей профессии. Человек, который умеет не только придумать, но и воплотить свои идеи в жизнь, сделать. У нас были сложные декорации и с бассейнами, и с горящими печами. Для одной из декораций, например, были сделаны специальные облицовочные плитки. Причем Сергей заставил каждую плитку расписать и сделать вручную, а потом покрыть лаком. Декоратор ему говорил, что это всё ерунда и это давно делают машины. Но именно потому, что это было сделано руками, и складывалось полное ощущение реальности происходящего" (http://e-vestnik.ru/interviews/filma_orda_premera_3906/)




Фильм "Орда". Декорация "Дворец Хана". Художник-постановщик С. Февралев




Фильм "Орда". Декорация "Бани-Ад". Художник-постановщик С. Февралев


Имеет ли художник-постановщик отношение к натурным сценам?

Весь мир, включая леса, поля, реки, провинциальные городки и деревушки… все это, внутри отдельно взятого фильма, должно быть подчинено целостному художественному образу. Отбор натурных объектов для художника кино - один из инструментов создания образа. Мало того, мы часто поправляем натурные объекты, корректируем их с помощью достроек и додекорировок, как под отдельные сцены, так и под стиль и образ картины в целом.




Фильм "Белый тигр". Декорация "Деревня под танковый бой". Художник-постановщик С. Февралев


"На картине «Белый тигр» был интересный случай. Мы строили декорацию «Деревня», в которой должен был происходить бой Т-34 с Белым тигром. По сценарию, в деревне было множество немцев и техники, и нашему танку приходилось преодолевать разные препятствия, прежде чем встретиться с главным противником - Немецким супер-танком. И это должна быть кульминационная схватка. Так же сценарий был с намеком на мистику, и художественный цех решил делать декорацию «Деревня» как бы потустороннюю, пугающую.




Фильм "Белый тигр". Декорация "Деревня под танковый бой". Художник-постановщик С. Февралев


Режиссер почему-то долго не ехал на декорацию и появился только за 3 дня до съемок этого объекта. Ему понравилось. А вечером он предложил переписать сцену под декорацию. Были убраны все второстепенные бои в деревне, и остался один только бой между двумя танками и третий танк использовался как приманка. В результате в кино получилась уникальная сцена, где действуют только танки. Некий мистический кукольный театр из танков или танковый завораживающий балет.




Кадр из фильма "Белый тигр"


Вот таким сложным путем, благодаря декорации, построенной с настроением, таланту и чуткости режиссера, удалось сэкономить бюджет фильма. Хотя при работе над этой декорацией никто, конечно, об этом не думал.




Фильм "Белый тигр". Эскиз подбитого танка. Художник-постановщик С. Февралев


Еще один штрих к работе художника-постановщика:

Картина «БЕЛЫЙ ТИГР».
Задача: воссоздать поле с подбитыми танками.
1. Собираем иконографический материал.
2. Делаем набросок, чтобы уловить эмоцию.
3. Делаем эскизы. Уже придумано, что танки умирают как люди, и их смерть может многое рассказать о последних часах жизни. И вот тут иногда художник останавливается, а впереди еще много работы.
4. Находим характер каждого танка.
5. Делаем чертежи-развертки каждого отдельного танка.
6. Делаем описание работ по каждому танку.



Фильм "Белый тигр". Чертежи макета подбитого танка. Художник-постановщик С. Февралев


Можно отдавать на обсчет и в изготовление. Осмечивание показывает, что танки слишком дороги, они должны догорать, а фактура должна быть сложной. Продолжаем работу.
7. Танки решено делать из металла.
8. Придумываем фактуру, которая при горении металла не отслоится.
9. Придумываем танки-конструкторы, которые при разном монтаже могут быть неузнаваемы и рассчитываем их сразу на несколько разных сцен.




Фильм "Белый тигр". Подбитый танк. Художник-постановщик С. Февралев


Вроде бы все. Но дальше начинается самое сложное. Любой изготовитель мечтает потратить меньше сил, получив всю сумму денежного вознаграждения. Поэтому…
10. Подписывая с изготовителем договор, намечаем этапы приемки.
11. Навещаем изготовителя, отслеживая точность и качество работ.
12. После сдачи доводим танки своей командой (и это неизбежно)."
Как работают художник-постановщик с художником по костюмам?

Художник по костюмам, как и художник по гриму, и художник по реквизиту, в общем, подчиняются художнику-постановщику. Когда мы работаем с профессионалами для создания единого визуального образа достаточно нескольких тем для обсуждения: ощущение, силуэт, цвет, фактура. Вся остальная работа - это авторская работа художника по костюмам, художника по гриму, художника по реквизиту. Не нужно упиваться своей возможностью и правом диктовать мнение другим творческим профессиям. Иногда художники по костюмам, художники по гриму и художники по реквизиту могут предложить что-то настолько интересное, что вам и в голову не придёт. А если это так, то настояв на своем, вы лишите кино и себя чего то лучшего.

Работая над декорацией "Санкт-Петербург" [Фильм и сериал "Анна Каренина. История Вронского"], мы хотели создать ощущение "духоты", "запертости" для нашей героини. Мы решили поместить ее в огромный, хоть красивый и помпезный, но все-таки "каменный мешок". Чтобы воплотить эту идею для разработки фасадов зданий выбрали самые тяжеловесные здания Санкт-Петербурга с массивными колоннами, рустами и дверьми. Замкнули улицы арками перекрывающими перспективу (Сенатская арка и арка главного почтамта). И цвет... Мы не стали использовать классические цвета для выкраски домов (охра с белым, барочный-розовый с грязной охрой, голубой со светло-серым и др.), а намешали все оттенки гранита. Получилась довольно разнообразная, но суровая цветовая гамма.




Фильм "Анна Каренина. История Вронского". Эскиз декорации "Санкт-Петербург". Художник-постановщик С. Февралев




Фильм "Анна Каренина. История Вронского". Декорация "Санкт-Петербург". Художник-постановщик С. Февралев


К этому цветовому решению привели и все остальное: реквизит, портьеры в окна, кареты. Даже некоторые кареты разработали и изготовили специально для этой декорации.




Фильм "Анна Каренина. История Вронского". Кадр из фильма




Эскиз кареты. Художник-постановщик С. Февралев


Художники по костюмам [Дмитрий Андреев и Владимир Никифоров] также согласились играть в нашу игру. Чтобы только Анна была как-бы не из этого мира.




Кадр из фильма "Анна Каренина. История Вронского".


Как вспоминал в одном из интервью художник по костюмам фильма Дмитрий Андреев - "Гамму северной столицы... составляли в основном все холодные, «отчуждённые» оттенки серого, черного, зеленоватых и коричневатых тонов… И только гардероб Карениной состоял из ярких, порой контрастирующих оттенков пурпура, фуксии, лаванды и кроваво-красных тонов" (источник http://mosfilm.ru/news/?ELEMENT_ID=12790)





Мы попытались создать некое пространство, в чем-то холодное и неудобное, в чем-то мещанское и безвкусное, в чем-то пыльное и запущенное, - продолжает рассказывать художник-постановщик фильма "Анна Каренина. История Вронского" Сергей Февралев.




Фильм "Анна Каренина. История Вронского". Эскиз декорации "Дом Карениных". Художник-постановщик С. Февралев




Кадр из фильма "Анна Каренина. История Вронского".


Одним словом, мир, в котором главной героине было бы невыносимо. А красота интерьеров это только маска, за которой скрывается отсутствие всякой жизни.




Фильм "Анна Каренина. История Вронского". Эскиз декорации "Дом Карениных". Художник-постановщик С. Февралев




Кадр из фильма "Анна Каренина. История Вронского"


Объекты «Бальный зал» и «Театр» было решено объединить в один зал при помощи небольшой перестройки. Это пространство должно было олицетворять весь Высший свет. Сама декорация была задумана как огромный зал для последнего прощания. Черные мраморные колонны с бронзовым основанием и капителью и с бронзовыми ветвями в канелюре. Завершающие их черные мраморные обелиски с бронзовым венком.




Художник-постановщик С. Февралев на фоне декорации "Бальный зал"


Черные мраморные порталы дверей с бронзовой отбивкой чем то напоминающие могилы. Все это должно было создавать ощущение траура и намекать на неминуемый конец этой истории.




Фильм "Анна Каренина. История Вронского". Эскиз декорации "Бальный зал". Художник-постановщик С. Февралев


Кадр из фильма "Анна Каренина. История Вронского"


Как рождается визуальный стиль картины?

Это один из самых сложных вопросов, на который однозначно ответить невозможно. Дело в том, что стиль - это одно из сильнейших орудий кино. Если говорить об исторических стилях, то каждый из них - это целый мир, со своей культурой и нравственностью. Используя тот или иной исторический стиль, мы либо апеллируем к его ценностям, либо спорим с ними, а порой и высмеиваем его. Тогда же когда мы создаем свой неповторимый стиль для отдельно взятого кино, то вместе с ним мы создаем и свою систему ценностей. Стиль диктует нравы, а значит и некую нравственность. И наоборот это тоже работает. Некие нравственные основы в сценарии мы переводим в нравы (поступки) и вместе с тем в стиль жизни главных героев, или стиль мира вокруг персонажей. Стиль, созданный художником - это его личное понимание, что есть добро и что есть зло.




Кадр из фильма "Белый тигр". Декорация "Кабинет Гитлера". Художник-постановщик С. Февралев





Декорация "Кабинет Гитлера". Это художественный образ предполагаемого кабинета. И здесь виден почерк художника: гигантские панно на стенах, игра фактур и цвета - матовой монохронности панелей и золотистого блеска барельефа. Сразу вспоминается театр, с его масштабами и визуальной четкостью декораций. Сергей и не скрывает, что "...начинал я в театре. И театр научил меня умению делать все своими руками, работать с разными цехами и добиваться задуманного. Это был первый опыт материализации мыслей и идей. А мысли и идеи в театре свободнее и необузданнее, чем в кино. Теперь я художник кино. Но понимание художественного замысла, так как понимают его в театре, я стараюсь перенести и в кино. Одним словом скучаю".




Барельеф в стиле "Ар Нуво" из декорации "Кабинет Гитлера". Художник-постановщик С. Февралев


Что нужно знать и уметь художнику-постановщику?
Знать и уметь - это одно и то же. Болтунов в кино не любят, не умеешь - значит, не знаешь. Поэтому ограничимся ответом на вопрос "Что нужно уметь?":
1. Уметь мыслить образами
2. Уметь мыслить пространственно.
3. Уметь управлять эмоцией зрителя через форму, силуэт, цвет, фактуру, ритм, изобразительную пластику и др.
4. Уметь из прочтенного сценария выявить визуальную мысль
5. Уметь любую фразу или мысль выразить с помощью изобразительных средств.
Но сейчас вся инфраструктура, профессиональный уровень специалистов и производственная база киноиндустрии находятся в настолько плачевном состоянии, что художнику нужно еще:
6. Уметь изображенное на эскизе воплотить в реальность
7. Уметь работать с макетом и прирезкой
8. Уметь читать чертежи и чертить чертежи.
9. Уметь работать с деньгами (бюджет, смета).
10. Уметь работать с людьми… со всеми людьми: от режиссера до сварщика
11. Уметь работать руками.
12. Уметь … Главное уметь.


Большое спасибо Сергею за интервью! Желаю ему от своего и вашего имени новых интересных проектов и талантливых, умных режиссеров!


В посте использованы рисунки и фотографии из личного архива С. Февралева.

Еще много интересного вы можете прочитать и посмотреть на фейсбуке художника https://www.facebook.com/s.s.fevralev?fref=ts


Посты на похожие темы:

Художник - постановщик Данте Ферретти о себе и великих режиссерах. https://la-gatta-ciara.livejournal.com/242344.html

Декорации сериала «Американская история ужасов: Отель»: ацтеки, Кубрик и "зизаг-модерн". https://la-gatta-ciara.livejournal.com/383601.html

С любовью к Риму. Декорации сериала "Молодой Папа" https://la-gatta-ciara.livejournal.com/397996.html
Tags: история кино
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Жаспар Т. - художник детской книги.

    Работа над буквой Ж поведала о персонажах с судьбой любопытной... 18 октября 1912 года (5-го по ст. ст.) в Тобольске, ныне Тюменской…

  • а тем временем...

    Мы завершили первичную вёрстку буквы Д ... 4500 изображений было изначально. Что то и сократилось - часть вариантов и повторы. -- Приступили к букве…

  • Одна ночь на прочтение....

    Автор: Ивана ЖивковичВ Советском Союзе было принято украшать свои полки хорошей литературой. Как правило, книги ставили на видное место - рядом…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment