sergej_manit (sergej_manit) wrote,
sergej_manit
sergej_manit

Categories:

Ах! Я пристрастна к имени Акимов...

Оригинал взят у pro100_mica в Ах! Я пристрастна к имени Акимов...
Если ты любишь ставить скучные спектакли, будь человечен и печатай на обороте программы кроссворды...
Николай Акимов Правила хорошего тона

Николай Павлович Акимов – советский режиссёр, сценограф, театральный художник, живописец, книжный график, теоретик театра
и педагог родился 116 лет назад на территории Российской империи в городе Харькове 16 апреля 1901 года.


2013_04_02_akimov_2.jpg
Николай Павлович Акимов

Ровесник ХХ века, Николай Акимов появился на свет в один день с Чарли Чаплиным, возможно поэтому у них было много общего:
комедийное начало, утончённость, ироничность, универсальность и многоплановость. Как личность и художник Акимов
формировался в Петербурге 1910-х годов. Среди его самых сильных юношеских впечатлений была выставка Мир искусства,
которая произвела полный переворот в сознании молодого человека.



С детства Николай мечтал заниматься рисованием. После переезда в Петербург он 14-летним юношей начал обучаться живописи в вечерних классах Общества поощрения художеств у Николая Рериха, а затем в частной студии Савелия Зейденберга. Занятия были платными и юноше пришлось заниматься репетиторством, поэтому его художественное образование было фрагментарным. После двухгодичного перерыва он стал учеником петербургской Новой художественной мастерской при объединении Мир искусства под началом Мстислава Добужинского, Александра Яковлева и Василия Шухаева. Однако после смерти отца, он вновь покинул учёбу и поступил в мастерскую плаката петроградского Пролеткульта. Вскоре, спасаясь от голода, Николай Павлович вместе с мамой переехал в Харьков, где два года преподавал рисунок на Высших курсах политпросветработников и был художником-сценографом при Харьковском детском театре и театре Красный факел.

+ Акимов Н.П. Силуэт. Автор Е. Кругликова 1920-е г.г..jpg
Акимов Николай Павлович. Силуэт, 1920-е гг.
Елизавета КРУГЛИКОВА

После возвращения в Петроград, он продолжил обучение во ВХУТЕМАСе, одновременно начав работать художником-оформителем в нескольких театрах.

+Portrait de Nicolas Evreinov par Nicolas Akimov.JPG
Портрет Николая Евреинова


Оригинал обложки Акимова к книге Николая Евреинова Пьесы из репертуара Кривого зеркала, 1923 год.

Первые оформительские работы в театре Акимов осуществлял с режиссёрами и художниками левого направления, в том числе с Николаем Евреиновым, Николаем Петровым и Константином Хохловым. Акимов оформил пьесу Евреиновова Даёшь Гамлета в театре Кривое зеркало. Кроме этого, он сотрудничал с театрами Музыкальной комедии, Современным театром, Вольной комедией, театрами-кабаре Карусель и Балаганчик.


Эскиз костюма к спектаклю по пьесе Эрнста Толлера Девственный лес, 1924 год
Большой драматический театр, Ленинград

Н.П. Акимов. Эскиз костюма. Фальстаф. 1925.jpg
Эскиз костюма Фальстафа к спектаклю по пьесе Шекспира Виндзорские проказницы, 1925 год
Малый петроградский оперный театр. Ленинград

4554.png
Эскизы костюмов Пистоля и миссис Пейдж к спектаклю по пьесе Шекспира Виндзорские проказницы, 1925 год


Эскиз костюма Жениха к спектаклю по пьесе Шекспира Виндзорские проказницы, 1925 год

Евграф — искатель приключений (1926).jpg
Эскиз к спектаклю по пьесе Алексея Фалько Евграф, искатель приключений


Эскиз костюмов Зазорного, Комедиантов и Рыжей женщины к спектаклю
по пьесе Алексея Файко Евграф, искатель приключений, 1926 год

В это время Акимов разрабатывал эскизы костюмов и декораций для спектаклей нескольких ленинградских театров, а в 1926 году в столичном МХАТе оформил спектакль Евграф, искатель приключений и начал создавать первые театральные плакаты.

4605000026775.jpg

Кроме этого, в начале двадцатых годов Николай Павлович увлёкся книжной графикой. Он активно сотрудничал с издательством Academia, где оформлял не только обложки, но и проиллюстрировал более 50 всевозможных изданий: художественных, детских, научных, кино- и театральных, специальных.

# 923_Brukson_Akimov-обложка.jpg

# Обложки 23-27.png

Острый взгляд и юмор Николая Павловича живут в оформленных им изданиях Academia:
Анри де Ренье (1924-1925 годы), Жюля Ромена (1926 год), Пьера Боста (1927 год) и других.
Любуйтесь!


Анри де Ренье Встречи господина де Брео

+ Анри де Ренье, Встречи господина де Брюе.jpg
Анри де Ренье Встречи господина де Брео

# ЛП.png
Анри де Ренье, Лаковый поднос

# Анри де Ренье, Лаковый поднос.jpg
Анри де Ренье, Лаковый поднос


Анри де Ренье Амфисбена


Анри де Ренье Полуночная свадьба


Анри де Ренье Продавец развлечений

# Анри де Ренье Грешница.jpg
Анри де Ренье Грешница


Анри де Ренье Эскапада


Анри де Ренье Героические мечтания

# АР Дважды любимая, 1924 год.jpg
Анри де Ренье Дважды любимая, 1924 год

# Жюль Ромен Диктатор (2).jpg
Жюль Ромен Смерть

# БВ.png
Жюль Ромен Белое вино

# Люсьена. (Иллюстрация к книге издательства Академия)..jpg
Жюль Ромен Люсьена

# Жюль Ромен Диктатор (1).jpg
Жюль Ромен Диктатор

# T 1925.png
Жюль Ромен Труадек

Жюль Ромен Кнок.jpg
Жюль Ромен Кнок


Жюль Ромен Кнок

33.png


Пьер Бост Смерть г-на Жюльена, 1927 год


Вольтер Кандид

=
Фронтиспис к драме Фёдора Раскольникова Робеспьер

+ 5679_original (1).jpg
Николай Павлович Акимов, 1920 годы

Партия честных людей  (Женитьба Труадека) Ж. Ромена, 1927  эскиз мужского костюма.jpg
Эскиз мужского костюма к спектаклю по пьесе Жюля Ромена Партия честных людей (Женитьба Труадека), 1927 год

Аф. Тартюф.png
Афиша к спектаклю по пьесе Тартюф , 1928-29 годы
ГОТЕДРа (Государственный театр драмы)


Эскизы костюмов Эльмиры и Оргона к спектаклю по пьесе Мольера Тартюф

Николай Павлович создавал не только эскизы костюмов и декораций к спектаклям, но и яркие броские афиши,
мимо которых трудно было пройти, не заметив.

4331366681_01984b3011_b.jpg
Афиша к спектаклю Диктатура, 1930 год

+ 4333477921_95a1503185_b.jpg
Продавцы славы

1930, 1928 годы.png

31.jpg

РР.jpg
Эскизы декораций к драме Фёдора Раскольникова Робеспьер Заседание конвента

Робеспьер 1.jpg
Эскизы декораций к драме Фёдора Раскольникова Робеспьер

1931м.jpg

Ещё одним любимым увлечением Николая Павловича было написание портретов своих друзей, учеников и коллег. Рисуя их он просто отдыхал, так как другого способа отдыха от работы в театре для него не существовало.


=
Евгений Шварц, 1938 год

= Ник.Акимов Г. Уланова.jpg
Галина Уланова, 1940 год

Н.П. Акимов. Эскиз декорации. Буря. 1932.jpg
Эскиз декорации к спектаклю Буря, 1932 год

В 1929 году Николай Акимов начал работать в московском театре имени Евгения Вахтангова в качестве сценографа и режиссёра. Через год им был оформлен спектакль Коварство и любовь по пьесе Шиллера. А в 1932 году здесь же он дебютировал как режиссёр шекспировским спектаклем Гамлет с музыкой молодого композитора Дмитрия Шостаковича.

4334222762_6329ebfd2f_b.jpg
Афиша к спектаклю по пьесе Вильяма Шекспира Гамлет, 1932 год

Эскизы театральных костюмов к спектаклю по пьесе Уильяма Шекспира Гамлет, 1932 год:


Эскиз костюмов. Актёры. 1932 год

# Гамлет.JPG
Гамлет

# Полоний.png
Полоний

Клавдий, Гамлет.jpg
Полоний

# Горацио и Клавдий.png
Горацио и Клавдий

# Эскизы костюмо Офелии, Гамлет.png
Эскизы костюмов Офелии

# 1933_Bartoshevich_Akimov_ill_49 Бернардо..JPG
Эскиз костюма Бернардо

могильщики.jpg

Гамлет, симулирующий Безумие
Гамлет, симулирующий безумие

Озрик copy.jpg
Эскиз костюма Озрика


Эскиз костюмов. Актеры. 1932 год

Постановка обернулась скандалом. Режиссёрская трактовка трагедии вызвала неодобрение, его обвинили в формализме, в соперничестве с самим Шекспиром, непонимании внутреннего развития действия пьесы, окрестив спектакль ярким примером чуждого театрального искусства. Критики всех мастей (и правые, и левые) ругали Николая Павловича за толстого, рыхлого Гамлета и пьяную Офелию и только к акимовским декорациям ни у кого не было претензий. Я был признан режиссером самыми широкими слоями критики и зрителей. Это было хорошо. Одновременно было решено, что я злейший формалист опаснейшего толка. Это было плохо. Природное упрямство заставляло меня во что бы то ни стало утвердить себя в профессии режиссера. Но ни один театр не испытывал желания видеть меня у себя в этом качестве, – вспоминал Акимов.


Афиша к спектаклю по пьесе Лабиша Святыня брака, 1935 год

В 1933 году Акимов вернулся в северную столицу, получив должность главного режиссера Ленинградского мюзик-холла, где создал знаменитую в те годы Экспериментальную мастерскую. На сцене мюзик-холла он поставил водевиль Эжена Лабиша Святыня брака, в котором остроумные декорации, элегантные костюмы и играющие вещи удивительно тонко соответствовали жанру лёгкой французской комедии. Этот спектакль стал предтечей его последующих постановок. Однако из-за того, что Николаю Павловичу запретили постановку пьесы Евгения Шварца Принцесса и свинопас, он покинул мюзик-холл.
Tags: биографии, события, театр
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments