sergej_manit (sergej_manit) wrote,
sergej_manit
sergej_manit

Category:

Лучшие советские фильмы о первой любви.

Оригинал взят у alexander_pavl в Лучшие советские фильмы о первой любви
В мире не существует отдельного жанра «детское кино». Фильмы, которые смотрят дети во всём мире, предназначены для того, чтобы ребёнок почувствовал себя на какое-то время взрослым, психологически начал готовиться к взрослой жизни. Если же делаются фильмы о детстве, это ностальгические фильмы взрослых (для взрослых) о своём детстве, и детям они никогда не бывают интересны. Ну, есть ещё фильмы-метафоры, когда детство предстаёт символом «табула раса» для того или иного мысленного эксперимента... В этом случае появляется такое кино, как «Повелитель мух», «Страна приливов», «Иваново детство» или «До первой крови».

pla 01 pla03 pla 02

Но в Советском Союзе детское кино было. Это были буквально фильмы о детях и для детей, с дидактической задачей научить ребёнка быть ребёнком. Огромный киноконцерн имени Горького занимался производством такого кино. Задача, ставившаяся перед художниками, была своего рода эхом викторианской концепции детства как индивидуального Золотого Века, пребывания в раю невинности и беспечности. Советский классик сказал: «Мы будем петь и смеяться, как дети». И художники задумались: «А как поют и смеются дети?» Их фильмы (и книги, конечно, но книги для детей пишутся и издаются во всём мире, это не уникально) учили детей смеяться и петь правильно, так, чтобы потом не было мучительно больно за напрасно прожитую жизнь.

Подобная индустрия эстетических фантомов была возможна лишь в услових советского общества, не думавшего о коммерческой выгоде и щедро вбрасывавшего огромные деньги в идеологические проекты разной степени нужности.


Иногда это приводило к потрясающе интересным результатам.

Я всегда любил советское детское кино, старался смотреть как можно больше фильмов подобного жанра, воспринимая их, увы, не с детской, а с эстетической позиции. Это было связано, как я уже не раз упоминал, с моим пристальным интересом к интеллигентам и культуре интеллигентов. Мне, пролетарскому мальчику с самодельным кастетом в кармане, была интересна автодискрипция советских интеллигентов. Естественно, фильмы о первой любви вызывали особенно острый интерес, ибо я хотел знать, как правильно, без ошибок, кадрить девочек из интеллигентных семей. Разумеется, мои надежды были наивны. Те картины и сценарии, которые предлагали фильмы, были абсоютно параллельны реальности, поскольку реальная интеллигентская культура на стопроцентов не совпадала с её образом, презентируемым интеллигентами вовне. Кстати, интересно, что практически во всех этих фильмах разыгрывается сценарий проигрыша.

Некоторое количество очень хороших фильмов о первой любви застряло у меня в голове. Я назову их не в порядке художественного совершенства, а так, как они вспылыли у меня в памяти. Я практически о каждом из этих фильмов писал подробно, а сейчас просто получаю удовольствие от самого перечисления-припоминания. Такой вот подарок самому себе на день рождения.

lina 01 b-e 02 b-e03

1. «Последний день каникул (Девочка и эхо)», Альгимантас Жебрюнас, Литовская киностудия, 1964, в главных ролях Лина Бракните и Валера Зубарев. Это мой любимый фильм до такой степени, что я был буквально влюблён в Лину Бракните. Сознание того, что я и героиня фильм разведены во времени, добавляло горечи в любовь, но не делало её слабее. Жебрюнас очень интересно, почти незаметно деформировал рассказ Нагибина. В новелле, послужившей основой сценария, никакой влюблённости не возникает. Вернее, она появляется, когда уже всё закончилось, постфактум, лишь в воспоминании о встрече. А в фильме любовь рождается буквально на наших глазах. Мальчик начинает «видеть» девочку прямо по ходу сюжета и теряет её именно в тот момент, когда осознаёт, что влюблён. По сути, фильм о ценности и неповторимости каждой минуты жизни и о том, что «потом» никогда и ничего не будет. По «гамбургскому счёту», это не лучший фильм Жебрюнаса. Его «Красавица» намного совершенене, сложнее, неоднозначнее. «Красавица» - шедевр. Но что делать! «Девочку и эхо» я люблю больше.

ya-vas-lyubil vh 01

2. «Я вас любил», Илья Фрез, Киностудия имени Горького, 1967, в главных ролях Виолетта Хуснулова и Витя Перевалов. Поразительно, как много хороших актрис детского возраста были из хореографических училищ. Наверно, в этом есть смысл. Ведь балет, как и актёрское мастерство, требует безупречного владения своим телом и полного контроля над выражением чувств. И этот фильм концентрируется как раз на проблеме внутренней дисциплины. Мальчик (из интеллигентной семьи, но дворовый) влюбляется в девочку с аристократическими амбициями и пытается соответствовать её ожиданиям. Он пробует разные варианты поведения, но проигрывает из-за своей пластичности, из-за способности примениться к самым разным жизненным ситуациям. Девочка со стальным стержнем внутри не терпит конформизма и требует от своего избранника совершенства. Попутно Илья Фрез демонстрирует окончательный уход шестидесятничества из советской жизни, наступление прагматичной эпохи семидесятых. Мальчик всё ещё там, где поют «Возьмёмся за руки, друзья». А девочка уже из новых времён. И она его бросает.

bog 01 b-g 02 bur 01

3. «Мальчик и девочка», Юлий Файт, «Ленфильм», 1966, в главных ролях Наташа Богунова и Коля Бурляев. После этого фильма по сценарию Веры Пановой Файт вылетел из кинематографа и вернулся обратно лишь одиннадцать дет спустя. Я думаю, вы фильм не видели и даже не слышали о нём, но это замечательное кино. Интеллигентный мальчик на каникулах кадрит девочку из простых и, пережив большую любовь на фоне моря, усталый и довольный, возвращается в Москву. Девочка становится матерью-одиночкой и не имеет ни малейшего шанса на контакт с семьёй мальчика. Это попросту разные миры в одном социуме. Тут, в этой картине, прекрасно буквально всё. Нежная, лёгкая, сентиментальная аура летнего романа, плавно переходящая в сарказм по отношению к советской интеллигенции, занявшей в социуме позицию дворянства. Поэзия и проза, мечта и реальность, в которую надо возвращаться из мира мечты. Файт и Панова от души – но тонко, тонко - поиздевались над кумиром интеллигенции, Иваном Буниным, продемонстрировав обратную сторону декораций разнообразных «Антоновских яблок» и «Чистых понедельников». При этом самого мальчика ни Файт ни Панова не осуждают. Он такой, каким его сделали. Стремительный, обаятельный, искренний в каждую минуту. Отчаянно влюблённый, скромый, застенчивый предатель. Эгоист до кончиков ногтей, убеждённый, что мир создан лично для него, и потому великодушный ко всем на свете – пока не затронута территория его личного комфорта. Коля Бурляев гениально сыграл настоящего аристократа духа! Героиня Наташи Богуновой (до этого фильма она играла в «До свиданмия, мальчики», а после – в «Бегущей по волнам») просто не могла не влюбиться в него. Богунова выглядит скромнее на фоне фееричного Бурляева, но она совершенно живая, естественная, без стилизации. Как будто кошечка снялась в роли девочки. Но фильм – увы – практически неизвестен. Даже то, что молодой Губенко прямо в кадре поёт под гитару «Лёд, лёд, Ладогой плывёт» Геннадия Шпаликова, не выносит «Мальчика и девочку» в зону культа.




Оригинал взят у alexander_pavl в Лучшие советские фильмы о первой любви 2
zvo 3 zvo 1 zvo 4

4. «Звонят, откройте дверь», Александр Митта, Мосфильм, 1965, в главной роли Лена Проклова. Крайне редкое изображение первой влюблённости со стороны девочки. То есть, вообще-то фильмы с изображением влюблённых девочек были – «Рудольфио», «Дикая собака динго», ещё какие-то собаки – но это всё какое-то декоративное, демонстрируемое не изнутри, а снаружи. Что при этом творилось в голове девочки, было совершенно непонятно. А Митта и Лена Проклова рискнули показать первое чувство двенадцатилетней девочки изнутри этого чувства. Я, конечно, не девочка и никогда девочкой не был, но меня этот фильм убедил. Он показался мне достоверным. После этого Лена стала на какое-то время эталоном советской нимфетки и, после пары ролей, была приглашена Ричардом Викторовым в экранизацию романа В.Киселёва «Девочка и птицелёт». Она взорвала фильм изнутри своим пробуждающимся эротизмом, хотя собственно первой любви в фильме «Переходный возраст» нет.


tele5 tele 2

5. «Телеграмма» Ролан Быков, Мосфильм, 1971, в главных ролях Таня Гришина и Серёжа Воинов. Этот фильм оказался в тени других, более ярких и более популярных фильмов Ролана Быкова. Очень скромное кино, снятое как бы впоруки, вполглаза, с небрежно прописанным безразмерным сценарием и, в сущности, без сюжета. Ну да, сценаристами там парочка талантливых халтурщиков, Лунгин да Нусинов. Эпизоды нанизываются один за другим по принципу дивертисмента, но реальное содержание «Телеграммы», идущее поверх видимой истории - борьба мальчика за удержание на себе внимания девочки, в которую он влюблён. Чувства этих детей прописаны очень тонко, динамика эмоций очень сложна и противоречива. И всё разыграно без скидок на возраст и предположительно инфантильную аудиторию. Быков очень серьёзен, когда дело касается детской влюблённости. Он не допускает упрощений. И знаете, это ведь единственный фильм в многосотенной фильмографии советского детского кино, в котором автор в самом деле объясняет, как мальчику влюбить в себя девочку. На каких струнах следует играть, каких ошибок избегать. Да, единственный честный информативный фильм о первой любви. И при этом – ах, какая там Москва 1970 года!

hu 2 hu 5

6. «Хуторок в степи», Борис Бунеев, Киностудия имени Горького, 1970, в главных ролях Светлана Орлова и Игорь Корытнюк. Тут литературный материал был превосходен, так что от авторов фильма требовалось, как минимум, не испортить хороший материал. Ну, режиссёр свой номер отработал на крепкую четвёрку. Зато главные герои! Это отпад! Невероятно пластичный и обаятельный Игорь Корытнюк исполнил свою роль без преувеличения гениально. Лирика, юмор, самоирония, лёгкость скольжения и безупречная точность как бы спонтанных реакций. Весь мир отражается в его глазах. Если бы я не видел этот фильм воотчию, я был бы уверен, что подобное мастерство возможно только теоретически. Таинственная Марина (кстати, Света Орлова – балерина) просто подыгрывает Пете, увлечённому игрой в любовь и не замечающему, что он ей «просто нравится». Это и забавно и трогательно, а «революционная» линия подполья выглядит – как и в литературном оригинале - намёком на то, что выпавшие Пете несколько месяцев счастья кратки, как цветение черешни в саду хуторка посреди степи.

sto sto-dne 1

7. «Сто дней после детства», Сергей Соловьёв, Мосфильм, 1975, в главных ролях Таня Друбич и Боря Токарев. Элегия о стремительно улетающей юности, о том, что взрослеть – больно, не понравилась советским подросткам. Среди всех моих знакомых ровесников я был единственным, принявшим «Сто дней» всерьёз. Зато взрослые зрители фильм категорически одобрили. Ну, не все, конечно. В своих мемуарах Соловьёв с раздражение пишет, как функционеры Мосфильма воспротивились выбору актёров на главные роли. Им не понравилось, что «два русских мальчика кружат вокруг еврейской девочки». К счастью, у Соловьёва было достаточно влияния, чтобы заставить дураков заткнуться.


Оригинал взят у alexander_pavl в Лучшие советские фильмы о первой любви 3
tochka 03 tochka 01

8. «Точка, точка, запятая», Александр Митта, Мосфильм, 1972, в главных ролях Серёжа Данченко и Оля Рыжникова. И снова Александр Митта, и снова сценарий Львовского. Вообще, Львовский был лучший. Он сочинил не только «Я вас любил» и «Прыжок в высоту (Точка, точка, запятая)», но и «Это мы не проходили» и «В моей смерти прошу винить Клаву К.». Сценарий про учителей, которые оказываются более инфантильными, чем их ученики, поставил опять-таки Илья Фрез. Фильм хороший, но сюжет первой любви занимает в нём второстепенное место и потому «Это мы...» в десятку не входит. Но вообще-то круто: парень влюблён в смертельно больную одноклассницу, и они занимаются сексом, чтобы девочке было хоть что-то вспомнить перед смертью. Ну, там всё же к этой истории прилеплен хэппи-энд, потому как в советских фильмах от смертельных болезней не умирают, но понятно, что это уступка цензуре... А «В моей смерти...» поставил в кино некто Ясан и безнадёжно запорол первосортный сценарий. Сценарий Львовского настолько сильный, что полностью убить его не удалось, хотя режиссёр очень старался. Ладно. Короче говоря, по очкам в финальную десятку вышел фильм Митты, уклончивый и забавный. Несколько лет назад я о нём писал подробно. Фильм хитрый и, в полном соответствии с веяниями советских семидесятых годов, выстроен на намёках и аллюзиях. Суть в том, что немажорный юноша, учащийся в мажорном классе и служащий для одноклассников и учителей мальчиком для битья, находит в себе достаточно силы, чтобы показать себя перед девочкой, которую он ошибочно принял за равную себе, не просто с лучшей стороны, а... В общем, он прыгнул в высоту выше головы и не сломал шею. В сценарии он не получает за свой подвиг ничего, кроме утешающего поцелуя, но в фильме герою дарится надежда. С оттенком иронии, разумеется.

dub 5 dub 3 dub 1

9. «Дубравка», Радомир Василевский, Одесская киностудия, 1967, в главной роли Лина Бракните. В сущности, этот фильм не о первой любви, а о том, что первой любви предшествует. Сама любовь остаётся лишь возможностью, будет она или пройдёт мимо, мы уже не узнаем. Но вот это предчувствие любви – оно дано очень сильно, как, пожалуй, ни в одном советском фильме. И всё это благодаря Лине Бракните, у которой не просто гглавная роль, а вообще весь фильм сделан, как признание в любви к этой девочке. Сам по себе Василевский режиссёр средний. Его ноу-хау – экранизации повестей и рассказов Радия Погодина, одного из самых интересных авторов советской детской литературы. Чаще всего Василевский портил литературную основу, переносимую на экран, превращая поэзию в банальность. Но тут он вытащил счастливый билет, пригласив на главную роль Лину Бракните. Очень интересно сравнивать оригинальную повесть и сам фильм. Сценарий для фильма писал сам Погодин, так что изменения, скажем, так, осмысленные. В повести Дубравка, поглощённая процессом своего взросления, не видит окружающих. Вокруг неё мальчишки, почти взрослые юноши и девушки, какие-то красивые мужчины средних лет, но все они для неё безымянны. Они её не интересуют, она отбрасывает их, как недостойных любви, к которой готовится. И первая любовь Дубравки – взрослая женщина. В советской литературе лесбиянок почти нет. Даже Алексей Толстой, собиравшийся в третьем томе своих «Хождений по мукам» сделать Дашу Телегину лесбиянкой, не решился на такой поворот. А вот Радий Погодин решился. Более того, показал девочку, решительно выбирающую женскую любовь наперекор советско-российскому декларативному мачизму. Но для фильма такой сюжет не годился. И потому Дубравка, которую сыграла Лина, совсем другая девочка. Она не отворачивается от окружающих, она открыта всему, что происходит вокруг. Её проблема прямо противоположна Дубравке-интроверту из повести. Дубравка из фильма скользит поверх всех, кто с ней соприкасается, потому что она быстрее всех схватывает, о чём идёт речь. Взрослый мужчина, поймав её за узкие бёдра, начинает шутить, но Дубравка с первой же полуфразы понимает, что он хочет сказать, и отвечает очень быстро, очень точно, ещё до того, как он закончил свою шутку. Дубравка намного умнее и наблюдательней, чем люди рядом с ней. Единственный, с кем она говорит на равных и кто реагирует на мир с той же скоростью, это старый актёр в исполнении Милляра. Он – единственный, кто видит Дубравку насквозь, не придумывает ей амплуа, а просто видит. Прекрасная холодная блондинка в фильме уже не объект внезапно вспыхнувшей страсти Дубравки, а идеал девочки. Лина в роли Дубравки с интересом следит за движениями и мимикой Ниеле Вирикайте и ловко перенимает жесты и гримаски своего кумира. А любовь Дубравка отдаёт – могла бы отдать – мальчишке-старшекласснику, который сам безответно влюблён в свою сверстницу и который у себя дома работает над авангардной скульптурой. Дубравка мгновенно оценивает глубину чувства мальчишки – это сразу поднимает его в её глазах – и потрясена его внутренней свободой, как художника. Но мальчишка её не замечает, а Дубравка слишком умна, чтобы навязываться. Дубравка будет ждать. Её час настанет, но не сейчас. Пластика Лины Бракните в этой роли поразительна. Она не совершает ни одного лишнего движения и каждый взгляд, каждое движение точны, как у дикой кошки. Пусть поберегутся те, кто попытается встать у неё на пути, когда она, наконец, решит влюбиться.

esa 03 esa 4 esa 02

10. «Любовь с первого взгляда», Резо Эсадзе, Грузияфильм, Ленфильм, 1975, в главных ролях Вахтанг Панчулидзе и Наташа Юриздицкая. Я сомневался, ставить ли этот фильм в десятку, потому что он, во-первых, к детскому кино не относится, во-вторых, его проблематика выходит далеко за рамки темы первой любви. Это фильм о конфликте культур, о том, что в СССР начисто отсутствовала техника диалога и даже сама проблема диалога, контакта различных культур, была не осознана. Все наметки, сделанные в начале 60-х, пошли прахом, на волне поднявшейся после 1967 года ксенофобии. Резо Эсадзе, один из самых недооценённых режиссёров мирового кино, уже в 1975 году констатирует тупик. Мальчишка-грузин из «простых», влюбившийся в русскую интеллигентную девочку, буквально обречён. Он не в состоянии признаться в любви, потому что для этого не разработан язык общения. Но даже если бы он смог, даже если русская девочка захотела бы его понять, ничего хорошего из этого не вышло бы. Её родителям проще и желательней сломать ей жизнь, растоптать её, чем допустить отношения с «чуркой нерусской». Жильм жесток и жестоко забавен. Сценарий писал известный халтурщик Эдуардр Тополь, но Эсадзе решительно переставил акценты, сделав из искристой пошловатой «комедии по-грузински», столь любимой советскими интеллигентами, настоящую трагедию, безнадёжный бой мальчишки с собственной судьбой. Фильм начинается с прекрасной эротической фрески, вознесённой над крышами города и никому с улиц не видимой, а заканчивается криком отчаяния, на которое нет отклика.

Меня обязательно спросят, почему в списке нет «Вам и не снилось» Фреза и прочих фильмов, разнообразных «Всё наоборот» и «Клеток для канареек». На это я могу ответить сразу: потому что они, на мой взгляд, недостаточно хороши для десятки. Для того, чтобы было понятно, я разберу «Вам и не снилось». Там очень хорошая песенка, удачный сценарий и профессиональная режиссура. Но актёры совершенно неубедительны. Никита Михайловский держится с девочкой с непринуждённой уверенностью бонвинана. Подошёл, снял с неё очки, сказал комплимент – и аля-улю. Никаких сомнений по поводу своей неотразимости. В "Объяснении в любви" Авербаха тот же Никита Михайловский несколько секунд с тоской смотрит на Дашу Михайлову и у меня, зрителя, мороз по кожке от узнавания. А тут - ну нифига. Контактное мастерство звёздного мальчика. Татьяна Аксюта, будучи взрослой женщиной, выглядящей, как школьница, играет «девочковость» при помощи истерик и демонстративного эгоизма. Право, у двадцатидвухлетней Галины Польских в «Дикой собаке динго» пятнадцатилетний подросток был намного убедительней. Думаю, что Аксюта просто плохая актриса. В результате герои не вызывали у меня ни малейшего сочувствия. А песня на стихи Лауреата Нобелевской Премии Рабиндраната Тагора в самом деле хорошая.
...Впрочем, если бы я не выбрал для завершения "десятки" фильм Эсадзе, я бы назвал "Весну" Арво Крууземента (1969) или "До свидания, мальчики!" Михаила Калика (1964).
Tags: СССР, дети, история кино, обсуждение
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments