sergej_manit (sergej_manit) wrote,
sergej_manit
sergej_manit

Categories:

"ВИЛЫ В БОК", или История журнала "Крокодил"...

- себе на добрую память... ну и инфа разная...


Пресса - История журнала



История журнала "Крокодил"

Журнал "Крокодил" был основан в 1922 г. и выходил три раза в месяц. Со временем он стал крупнейшим сатирическим
изданием в СССР. Его тираж достигал 6,5 млн экз. Об истории этого замечательного издания с 1922 по 1963 г. рассказано в книге С. Стыкалина
и И. Кременской "Советская сатирическая печать 1917-1963".

Обращаем ваше внимание, что год издания книги (1963-й) обуславливает использование советского официального пропагандистского лексикона.
(- мне это предупреждение особо понравилось... - А то мало ли! :) Вспомнилось давнее предупреждение во время цирковых выступлений -- Женщинам,
детям и господам со слабыми нервами... )





Старейший советский сатирический журнал. Выходит в Москве с 1922 г. в издательстве «Рабочая газета», с 1932 г.— в издательстве «Правда».

Возникновение связано с «Рабочей газетой» (ранее «Рабочий») — органом ЦК ВКП(б), начавшим издаваться в Москве в 1922 г. под редакцией К. С. Еремеева. Талантливый коллектив сотрудников создал новый тип массовой газеты, рассчитанной на рабочего читателя. Тесная связь с народом, большой приток критических писем с мест, наличие в числе сотрудников опытных сатириков во главе с Демьяном Бедным — все это обусловило видное место сатирических произведений в газете. Из номера в номер печатались здесь сатиры Д. Бедного, Н. Иванова-Грамена, В. Князева, А. Неверова. Хорошо зарекомендовали себя в качестве сатириков А. Архангельский и В. Лебедев-Кумач. На страницах газеты прочно утверждаются сатирические отделы и рубрики «Под стеклянным колпаком «Рабочего»», «Красный раек», «Дела поповские» и др., карикатуры, критические сигналы читателей с сатирическими комментариями редакции.




ID: 24345  (Пользователь  Grozniy ), добавлена: 2012-12-18 23:03:57
Размер: Текущий 354*500 (80.51 KB) | Оригинал 354*500 (40.63 KB)








С 4 июня 1922 г. в целях расширения подписки редакция начинает выпускать еженедельное иллюстрированное и сатирическое приложение, которое бесплатно рассылалось подписчикам вместе с воскресными номерами.





ID: 24346  (Пользователь  Grozniy ), добавлена: 2012-12-18 23:03:57
Размер: Текущий 330*500 (98.79 KB) | Оригинал 330*500 (50.46 KB)








В выпусках приложения осмеивались столпы международного оппортунизма, белоэмигранты, уповающие на засуху и голод в России, нэпмановская буржуазия, буржуазные интеллигенты, саботирующие мероприятия Советской власти, церковники, дурманящие народ, а также жулики, спекулянты, самогонщики и другие носители пороков, связанных с нэпом. Сатира этих номеров пока еще довольно абстрактна. Авторам недостает оперативности в освещении отрицательных явлений жизни. Они не нащупали еще главных тем, на которые направляла острие сатиры жизнь и борьба советского народа с отживающим прошлым. В отличие от газеты, сатира которой строилась главным образом на критических письмах читателей, страницы приложения заполнялись произведениями профессиональных литераторов, более приверженных к традиционным формам и методам отбора и подачи сатирических материалов. Читатель — друг и советчик, читатель — корреспондент и активный автор не утвердился еще на страницах формирующегося журнала, не сказал своего решающего слова о его лице и характере. Не были пока осознаны и четко сформулированы задачи сатирического издания в условиях мирного развития Советского государства. Однако усиленные поиски форм связи с рабочим читателем, новых тем, новых принципов и методов сатирической типизации дали положительные результаты. Трехмесячный опыт издания иллюстрированного сатирического приложения позволил редакции найти правильный путь к созданию сатирического журнала нового типа.





ID: 24347  (Пользователь  Grozniy ), добавлена: 2012-12-18 23:03:57
Размер: Текущий 397*550 (95.06 KB) | Оригинал 397*550 (47.95 KB)








27 августа 1922 г. вместо очередного выпуска приложения (№ 13) подписчики «Рабочей газеты» получили первый номер «Крокодила».










Новый журнал отличался от своего предшественника не только названием. В первом номере в программном стихотворении Демьяна Бедного «Красный Крокодил — смелый из смелых! — против крокодилов черных и белых» четко формулируется задача издания: Добираться до всякой гнилости И ворошить гниль без всякой милости, Чтоб нэповская муть не цвела И не гнила Вот какова задача Красного Крокодила!






ID: 24349  (Пользователь  Grozniy ), добавлена: 2012-12-18 23:03:57
Размер: Текущий 452*550 (121.03 KB) | Оригинал 452*550 (61.83 KB)








Нэпмановская буржуазия, всевозможная гниль, порождаемая ею «в пору нэповского половодья», хищное «крокодилье племя», орудующее там, «где наиболее мутно»,— вот главная мишень для сатириков, которые, по словам поэта, пишут «не для «господ», а для «простонародья»».





ID: 24350  (Пользователь  Grozniy ), добавлена: 2012-12-18 23:03:57
Размер: Текущий 320*459 (78.36 KB) | Оригинал 320*459 (53.08 KB)








Внимание сатириков «Крокодила» устремляется прежде всего на недостатки хозяйственной жизни страны, которые определяли в конечном итоге исход борьбы советского народа с разрухой, голодом, за новую, социалистическую Россию. Вороша нэповскую гниль, слякоть быта, показывая обреченность всего того, что мутной волной выплеснуло на поверхность жизни временное оживление частной инициативы и предпринимательства, крокодильцы объявили подлинно революционную войну дезорганизаторам народного хозяйства. Они ловили, изобличали и пригвождали к позорному столбу тех, кто сохранил капиталистические привычки, беспощадно клеймили недочеты хозяйственной жизни страны. Руководствуясь советами В. И. Ленина, требовавшего от советской печати деловой и беспощадной войны с конкретными носителями зла, систематической травли негодного, они выносят на черную доску отстающие фабрики и заводы, разоблачают конкретных виновников этого отставания.





ID: 24351  (Пользователь  Grozniy ), добавлена: 2012-12-18 23:03:57
Размер: Текущий 500*643 (147.03 KB) | Оригинал 500*643 (97.57 KB)







ID: 24352  (Пользователь  Grozniy ), добавлена: 2012-12-18 23:03:57
Размер: Текущий 800*775 (408.41 KB) | Оригинал 800*775 (433.43 KB)








На суд масс выносились недостойные поступки отсталой части рабочих. Клеймились позором рвачи и бракоделы, лодыри и прогульщики, болтуны и подхалимы, пьяницы, хулиганы, тунеядцы, жулики. Вместе с тем «Крокодил» постоянно стоит на страже интересов трудящихся, защищает их от произвола зарвавшихся администраторов, от эксплуатации хозяйчиками нэпманами, от жуликов, спекулянтов и т. п. Беспощадно осмеивались чванство, барские замашки, равнодушие к запросам и нуждам трудящихся, имевшие место у отдельных руководителей. Журнал показывал и многообразную жизнь деревни, разоблачал кулака, осмеивал болтунов и лежебок. С жизнью деревни связана, как правило, антирелигиозная тема: враждебные махинации и плутни церковников, религиозные предрассудки и суеверия, стародедовские обычаи и нравы, мешающие советскому крестьянству трудиться и строить жизнь по-новому. Журнал ратовал за смычку города и деревни, за расширение культурных и экономических связей, просвещение и агрономическое воспитание крестьян.







Уделялось внимание вопросам культурной жизни. В постоянном отделе «Театр Крокодила» осмеивались халтурщики от литературы и искусства, разоблачались идейные враги советского народа, орудующие внутри страны и за границей, саботажники-интеллигенты, нытики, паникеры и т. п. Материалы на аналогичные темы печатались и в других отделах, под разнообразными рубриками.





ID: 24354  (Пользователь  Grozniy ), добавлена: 2012-12-18 23:03:57
Размер: Текущий 449*600 (139.16 KB) | Оригинал 449*600 (87.67 KB)








Зло высмеивались недобитые враги республики — белоэмигранты и их покровители из лагеря международной реакции, их надежды на реставрацию старых порядков, на перерождение Советской власти. «Крокодил» быстро приобретает огромную популярность в рабочей среде. Стремительно растет тираж. К началу 1923 г. он достигает 150 тыс. экз.— невиданной по тем временам цифры для изданий подобного рода. С февраля 1923 г. начала регулярно издаваться «Библиотечка «Крокодила»», в которой массовыми тиражами печатались произведения лучших сатириков журнала, альбомы карикатур его ведущих художников. В мае того же года был организован выпуск «Живого «Крокодила»» — репертуарных сборников сатирических пьес, фельетонов, миниатюр, предназначавшихся для театров, рабочих и красноармейских клубов п т. п. Они составлялись крокодильцами, которые нередко выступали и в роли исполнителей.











Активное участие в «Живом «Крокодиле»» принимал В. Маяковский. Устные выпуски еще больше расширяли сферу влияния «Крокодила» на массы, увеличивали его популярность. Журнал становится другом трудящихся, их советником и защитником. На общих собраниях, митингах символический Крокодил избирается почетным директором, лесничим, пожарным и т. п. На местах появляется многочисленная армия его последователей — крокодилят. В конце 1923 г. редакция вместе с читателями тепло прощается со своим идейным руководителем и организатором К. С. Еремеевым (Дядей Костей), назначенным членом Реввоенсовета Балтфлота. Коллектив «Крокодила» избирает его почетным редактором, обещает свято хранить традиции крокодильской сатиры. Главным редактором становится Н. И. Смирнов. «Крокодил» оказал большое влияние на процесс формирования советской сатирической периодики 20-х годов. По его типу начинают строиться сатирические приложения центральных и местных газет. В создании ряда таких журналов принимают самое активное участие сатирики-крокодильцы. Д. Моор целиком отдается работе в «Безбожнике» («Безбожник у станка»). М. Черемных становится одним из организаторов «Безбожного крокодила». В силу подобных причин эти, а также и другие ведущие сотрудники отходят от повседневной работы в «Крокодиле». Все большую роль в журнале начинают играть беспартийные сатирики старшего поколения, которые далеко не всегда понимали новаторскую роль «Крокодила» в разработке и утверждении новых принципов и методов сатирической журналистики, не освободились еще от традиций буржуазной юмористики. Страницы «Крокодила» начинают заполняться произведениями профессиональных литераторов и художников. Злободневные заметки и письма крокоров публикуются все реже и реже. С середины 1924 г. исчезает самый боевой отдел — «Вилами в бок». Вслед за этим рабкоровские заметки перестают печататься и в других отделах и рубриках. Некоторое время они концентрируются, правда, в «Кипятке» — специально созданной для обслуживания рабочего читателя сатирико-юмористической газете «Крокодила», однако произведениями штатных сотрудников вскоре вытесняются и оттуда.





ID: 24356  (Пользователь  Grozniy ), добавлена: 2012-12-18 23:03:57
Размер: Текущий 377*490 (73.15 KB) | Оригинал 377*490 (92.27 KB)








Политическая острота, злободневность, масштабность сатиры «Крокодила» заметно снижаются. Журнал начинает ориентироваться на интеллигентные слои читателей, на служащих, городское мещанство. Темы труда и быта рабочих отходят на второй план. Изменилась тематика журнала, появились другие отделы и рубрики. «Страничка читателя» заменилась «Страничкой читателя — художника — писателя» и «Бытовой страничкой». Возникли рубрики «Партделишки на булавочке», «Скромные официальные документы», «От великого до смешного», «Наш паноптикум», «Литературная ло­ханка», «Мелочи» и т. п. В апреле 1927 г. «Крокодил» наряду с некоторыми другими сатирико-юмористическими журналами подвергся суровой и справедливой партийной критике. Центральный Комитет партии обязал редакцию в корне перестроить журнал, повысить идейно-художественный уровень печатаемых материалов и превратить его в орган, обслуживающий политически зрелые слои рабочих. Партийная критика недостатков сатирико-юмористических журналов, большой разговор о путях развития сатирической периодики, о ее задачах, состоявшийся в Центральном Комитете партии, оказали благотворное влияние на процесс перестройки «Крокодила». Он вновь берет ориентацию на рабочего читателя, постепенно восстанавливает связи с массами, привлекает к сотрудничеству видных советских сатириков. Вновь создаются отделы «Вилами в бок» и «Страничка читателя». К концу 20-х годов «Крокодил» восстанавливает свою славу лучшего массового органа советской сатиры. Неуклонно растет тираж издания. К 1932 г. он уже составляет 500 тыс. экз. Редакторами в эти годы являются: с апреля 1927 г.— К. Мальцев, с сентября 1928 г.— Н. К. Иванов-Грамен и Феликс Кон, с мая 1930 г.— М. 3. Мануильский. В конце 20 — начале 30-х годов «Крокодил» взял курс на расширение связи с крупнейшими заводами и новостройками страны. В августе 1930 г. «Крокодил» берет шефство над Магнитостроем. Выездная бригада регулярно публикует в журнале отчеты о ходе строительства, выпускает сатирическую газету ««Крокодил» на Магнитке». Другие выездные бригады крокодильцев активно вторгаются в жизнь многочисленных коллективов крупнейших строек страны. У «Крокодила» хватает дел, У «Крокодила» большая программа: В следующем номере берем на прицел Неполадки на заводе АМО,— писала редакция в № 1 за 1931 г. В 1931 г. редакция сообщает читателям, что она берет под свой контроль работу 36 ударных социалистических строек. Выездные бригады опирались на рабкоров. Собранный и обработанный материал публиковался в стенных газетах, местных многотиражках, специальных сатирических бюллетенях и листках. В 1931 — 1932 гг. «Крокодил» выходил одновременно несколькими изданиями, отличавшимися друг от друга двумя страничками, предназначенными для читателей различных областей (основное, московское, ленинградское, украинское, урало-сибирское и др.). Многочисленный и содержательный материал читателей и рабкоров редакция использовала на страницах журнала далеко не полностью. Часть его публиковалась в листках, которые рассылались в местные фабрично-заводские и стенные газеты. Ежемесячно рассылалось до 100—150 листков «Крокодил у нас». Листки заполнялись карикатурами и острыми заметками с использованием фактического материала. Они являлись как бы продолжением постоянных отделов «Особый отдел», «Дорогой Крокодил», «На суше и на море» и др. Над выпуском листков «Крокодил у нас» работали наиболее квалифицированные сотрудники журнала, работники фабричнозаводской печати, рабкоры. Эмблема журнала — крокодил с вилами — становится известной в самых широких кругах читателей. «Крокодил» превращается в одно из популярнейших советских изданий, привлекает внимание прогрессивных кругов зарубежных стран.








Его сатирические выступления нередко служили сигналом к формированию широкого общественного мнения вокруг тех или иных недостатков и отрицательных явлений в производственной и общественной жизни. Неизменным успехом пользовались отделы «Вилы в бок», «Беглый огонь», «Прокатный цех», «Волосы дыбом», «Крокодилу на закуску», «По градам и весям», «Архив «Крокодила»» и др. Популярность снискали так называемые «Рескрипты Крокодила», выдававшего специальные «ордена» головотяпам и бюрократам. Растет влияние «Крокодила» на местную печать. Сатирические отделы и рубрики появляются в фабрично-заводских, районных и областных газетах, выпускаются тысячи сатирических стенновок. На некоторых крупнейших заводах создаются с помощью крокодильцев рабочие сатирические журналы и газеты, печатавшиеся типографским способом. Много сделал для популяризации журнала и еще большей связи с трудящимися построенный на средства сотрудников и читателей журнала специальный агитсамолет «Крокодил», проникавший в самые отдаленные уголки страны. «Крокодил» начала 30-х годов в значительной мере избавился от тех ошибок, которые появились у него в середине 20-х годов. Большую помощь в устранении этих недостатков оказал советским сатирикам 30-х годов А. М. Горький. Он советовал чаще и шире использовать такой художественный прием, как противопоставление, подчеркивание контрастов между миром капитализма и миром социализма. Этот прием помогал читателю, в особенности молодому, ярче увидеть то новое, что появлялось в жизни страны, глубже понять значимость происходящих перемен. Установка сатириков на преимущественный показ внутренних неполадок, сосредоточение внимания на отдельных, зачастую мелких, явлениях приводила к потере перспективы. Горький настаивал на необходимости освещать в журнале не только внутреннюю, но и международную тему, разоблачать зарубежный мир с его гнусной и страшной действительностью, используя для этого как крупные, так и мелкие факты.











Горький требовал отказаться от натуралистического воспроизведения жизни, учил подвергать факты сатирическому обобщению. В 1931 г. Горький встретился с сотрудниками «Крокодила» и в беседе с ними высказал критические замечания по поводу работы журнала. Это вмешательство Горького повлекло за собой значительную перестройку «Крокодила». Еще большие изменения происходят в «Крокодиле» в связи с приходом в него в 1934 г. в качестве редактора М. Кольцова, который близко был связан с А. М. Горьким по совместной работе в ряде журналов, хорошо видел недостатки молодой советской сатиры и разделял взгляды Горького на ее характер и значение в условиях социалистической действительности. М. Кольцов привлекает к активной работе в «Крокодиле» талантливых советских сатириков. Среди них Д. Бедный, А. Безыменский, В. Ермилов, Д. Заславский, Е. Зозуля, И. Ильф, В. Катаев, Е. Петров, М. Светлов, И. Эренбург и др. В середине 30-х годов в журнале сотрудничают И. Абрамский, Н. Адуев, М. Андриевская, В. Ардов, А. Архангельский, Н. Асеев, А. Бухов, Н. Вержбицкий, В. Воинов, В. Гранов, А. д\'Актиль (А. Френкель), Н. Иванов-Грамен, В. Инбер, С. Кирсанов, Н. Кружков, В. Лебедев-Кумач, Л. Мнтницкий, И. Молчанов, Л. Никулин, И. Прутков (В. Жиркович), М. Пустынин, П. Романов, Г. Рыклин, Л. Саянский, В. Соловьев, А. Стоврацкий, А. Толстой, Ю. Фидлер, В. Шишков и др. В эту пору на страницах журнала появились имена А. Аграновского, Братьев Тур (П. Рыжей и Л. Тубельский), С. Васильева, Е. Весенина, Ю. Германа, Б. Горбатова, В. Гусева, С. Диковского, В. Карбовской, А. Колосова, Л. Лагина, Б. Ласкина, Л. Ленча, М. Матусовского, С. Михалкова, А. Раскина, М. Розенфельда, К. Симонова, М. Слободского, С. Смирнова, А. Твардовского, С. Швецова и др. Значительно расширяется круг художников, как за счет старых карикатуристов, отошедших ранее от сотрудничества в журнале, так и за счет новой талантливой молодежи. Наряду со старыми крокодильцами (Л. Бродаты, Ю. Ганф, Н. Денисовский, М. Добро-ковский, К. Елисеев, Б. Ефимов, В. Козлинский, Н. Купреянов, Д. Моор, A. Юнгер и др.) активно выступают Б. Антоновский, В. Гальба, Л. Генч, B. Горяев, Е. Евган, И. Каликин, А. Каневский, Кукрыниксы, А. Малеинов, Б. Пророков, Ф. Решетников; И. Семенов, Л. Сойфертис, В. Сутеев, А. Топиков, Ю. Узбяков и др. В «Крокодиле» этой поры опять собираются лучшие силы советской сатиры. Это позволило редколлегии журнала (с апреля 1934 г.— Л. Гинзбург, В. Ермилов, Б. Левин, М. Кольцов, М. Мануильский, Л. Ровинский, в 1938 г.— В. Катаев, М. Кольцов, Л. Лагин, А. Назаров, Е. Петров, Л. Ровинский, Г. Рыклин) расширить тематику, сделать ее социально острой, высокохудожественной. Почти каждый номер открывался злободневным фельетоном М. Кольцова, определявшим главный удар сатиры журнала. Совершенствуются и разнообразятся формы подачи материалов, методы массовой работы. Вторая мировая война налагает своеобразный отпечаток на облик «Крокодила». Из номера в номер печатаются на его страницах памфлеты, фельетоны, карикатуры, разоблачающие фашистских поджигателей войны и их пособников из лагеря так называемых умиротворителей. Замечательным достижением является его политическая карикатура на международные темы, представленная именами Л. Бродаты, Кукрыниксов, К. Елисеева, Б. Ефимова, Ю. Ганфа и др.












Сатирики журнала разоблачали фашизм и его идеологов, срывали маски миротворцев с англо-французских и американских империалистов, потворствующих фашистам. Надолго приковывает к себе внимание поэтов и сатириков журнала героическая борьба испанского народа против фашизма. «Крокодил» этих лет сыграл немалую роль в воспитании советского народа в духе непримиримой ненависти к фашизму. Он призывал к бдительности, к боевой готовности, укреплял в массах чувства пролетарского интернационализма, со­ветского патриотизма.





ID: 24361  (Пользователь  Grozniy ), добавлена: 2012-12-18 23:03:57
Размер: Текущий 400*514 (126.98 KB) | Оригинал 400*514 (125.5 KB)








К концу тридцатых годов особенно заметно дает знать о себе культ личности Сталина. Свой отпечаток наложил он и на сатиру. Она постепенно теряет свою конкретность, перестает касаться актуальных тем внутренней жизни страны, мельчает. На смену острому фельетону, критическому сигналу с места приходит юмористический рассказ, осторожная аллегория, легковесная шутка. Сатира на конкретных носителей зла подменяется обличением отвлеченных и, как правило, несущественных недостатков.







Я то думал что у такого известного журнала все номера отсканены и вывешены где есть, но нашел только вот --


https://sites.google.com/site/zurnalysssr/home/krokodil
- может ещё где есть...

old_crocodile

тут крик души какой то )) --

http://proza.ru/2008/02/12/566

сколько номеров было в военных годах - так не понял пока...

Tags: Крокодил, журнал
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments